Про систему методичної підтримки молодого вчителя. (Рос. мова)

Система работы с молодыми учителями достаточно разработана: индивидуальная опека, наставничество, методическая помощь типа "Школы молодого учителя", индивидуальные методические консультации и другие виды поддержки молодого педагога.

В УВК "гимназия-школа" № 27 г. Мариуполя создана своя си стема методической поддержки, профессионального становления молодых учителей.

При знакомстве с молодыми учителями проводится их анкетирование с определёнными целями:

  • с целью выяснения уровня профессиональной направленности личности учителя (направленность на предмет, уровень организованности, общительности);
  • с целью выяснения барьеров в педагогической деятельности (выявление способности учителя к саморазвитию, определение факторов, стимулирующих и препятствующих обучению и развитию учителя);
  • с целью диагностики типа ориентации педагога на учебно-дисциплинарную или личностно ориентированную модель взаимодействия с учащимися. Анкетирование даёт возможность ближе познакомиться с молодыми учителями и, по возможности, предотвратить их ошибки в профессиональной деятельности. В арсенале заместителя директора достаточное количество данного материала, опубликованного в различных управленческих книгах.

Первым в данной системе методической подготовки учителя проводится семинар "Учитель и проблемы дисциплины".

Этот курс даёт ответы на вопросы:

  • Почему учащиеся ведут себя "плохо", каковы причины такого поведения? (таковыми могут быть: избегание неудач, привлечение внимания, власть над взрослыми или месть взрослым).
  • Как корректировать поведение этих учащихся и повысить самоуважение учеников?
  • Каковы меры экстренного педагогического вмешательства, как выработать стратегию поведения педагога с учащимися, нарушающими дисциплину?

Разработано четыре занятия:

  • Привлечение внимания как цель "плохого" поведения. Выработка мер экстренного педагогического воздействия.
  • Стратегия и тактика экстренного вмешательства учителя в ситуации властолюбивого и мстительного поведения учащихся.
  • Что делать учителю, если целью "плохого" поведения учащихся есть избегание неудач?
  • Как помочь ученикам установить нормальные отношения с учителем и почувствовать свою коммуникативную состоятельность.

Вторым семинаром, рекомендованным методическим советом УВК, стал семинар "Основы педагогической техники".

Не секрет, что молодой учитель, идя в школу, иногда имеет иллюзорное представление о педагогическом труде. В то же время высшие учебные заведения недостаточно вооружают будущего педагога принципами и приёмами педагогической техники. Приёмы же эти представляют собой сеть, складывающуюся в систему, к созданию которой стремится каждый учитель.

Семинар рассчитан на такие занятия:

  • Невербальные коммуникации в педагогическом процессе. Роль и функции жестов педагога в процессе обучения.
  • Практикум жестикуляции как компонента педагогической техники.
  • Принципы педагогической техники. Дидактические приёмы повышения интереса к учебному материалу.
  • Приемы управления классом.
  • Домашнее задание: его роль в формировании учебных навыков, техника.

Развитие творческого потенциала учащегося, формирование функциональных жизненных компетентностей невозможно без спокойного, толерантного отношения учителя к личности ученика, невозможно без создания учителем психологического комфорта на уроке.

Несмотря на новое поколение учителей, 75% из них изначально имеют ярко выраженную ориентацию на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися. По всей видимости, сказывается их профессиональная неуверенность, эмоциональная неустойчивость во взаимоотношении с учащимися, а также отсутствие навыков работы молодого учителя с внутренним миром ребёнка.

Современное требование к личности педагога прямо связано с такой тенденцией развития образования, как ориентация на личность, возможность ее самовыражения в процессе обучения и воспитания. Поддержание самовыражения личности учащегося, обучение его методам самоподдержки, самоодобрения, самопредъявления представляет большую психологическую трудность для педагогов, особенно молодых.

Таким образом, третьим шагом в формировании профессионального становления молодого учителя был определен цикл психологических семинаров по изменению педагогической практики через изменение личности педагога.

В данный цикл вошли:

  • Система работы со своими негативными чувствами и негативными чувствами учащихся.
  • Создание психологического комфорта в классе во время урока.
  • Педагогическая толерантность.
  • Профессиональное самосознание педагога.
  • Способы саморегуляции эмоционального состояния учителем.
  • Организация труда учителя.

Необходима помощь учителю в овладении приёмами убеждения и активного слушания. Это поможет ему в общении с учащимися.

Считаем, что данная система семинаров представляет собой эффективный инструмент личностного и профессионального роста педагога. Таким образом, система методической поддержки молодого учителя, его профессионального становления, созданная в УВК "гимназия-школа" №27, в достаточной мере помогает в короткое время осуществить качественный профессиональный рост учителя в учебном учреждении.