Методическое сопровождение процесса реализации задач Государственных стандартов в образовательном пространстве школы-гимназии. (Рос. мова)

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе нового стандарта образования, который основывается на принципах личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, реализованных в образовательных областях.

Изменение парадигмы образования от просветительской к гуманистической, где на первый план выступает идея воспитания личности с высокими нравственными качествами, способной к самосовершенствованию и самореализации, вызвало необходимость модернизации системы образования не только в Украине. Международная комиссия “по вопросам образования и обучения для XXI века” при ЮНЕСКО так определяет основную цель современного образования: «Просто научить жить, научить работать, научить общаться и быть готовым к постоянному образованию и самосовершенствованию» (Жак Делор).

Стратегические государственные документы развития образования в Украине

определяют основные цели, приоритеты, условия, ожидаемые результаты и другие важнейшие положения на ближайшие десятилетия.

Новый Государственный стандарт предполагает формирование ключевых компетентностей учащихся:

  • умение учиться,
  • общаться на государственном, родном и иностранных языках,
  • математическая и базовые компетентности в области естествознания и техники,
  • информационно-коммуникационная,
  • социальная,
  • гражданская,
  • общекультурная,
  • предпринимательская
  • здоровьесберегающая.

Поэтому оказались востребованными такие деятельностные виды обучения, как проблемное и развивающее, которые помогают выполнить социальный заказ – создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитание поколения людей, способных эффективно работать и учиться в течение жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составляющую европейского и мирового сообщества.

Именно деятельностный подход к обучению предполагает, что знания усваиваются учеником и проявляются только через его деятельность, изменение позиции учащегося из «меня учат» на «я учусь». Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? Этот вопрос заставил нас искать новые форм работы.

В результате, в соответствии с целями и задачами образования, учитывая особенности участников образовательного процесса нашей школы, была разработана Концепция развития УВК «Школа жизненных компетентностей», цель которой «формирование здоровой, социально успешной личности в условиях компетентностно-ориентированного подхода к образованию» Одна из задач программы «обеспечить конституционное право учащихся на получение современного качественного образования при условии сохранения его фундаментальности и внедрения новых стандартов начального, базового общего среднего образования»

Результативность реализации задач модернизации процесса образования зависит от грамотного, мудрого управления деятельностью учебного заведения. «Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…» Ю.А. Конаржевский. Администрация Гвардейского УВК считает, что обучение учителей – необходимость! Если хочешь быть конкурентоспособным – учи своих педагогов! Грамотное управление предполагает известную циклограмму (анализ – целеполагание – планирование – организация – руководство – контроль- -коррекция – анализ), в которую мы внесли свои изменения, добавив мотивацию педагогического коллектива.

Переход к компетентно-ориентированному обучению предполагает изменение организации образовательного процесса и новый подход к роли педагога, его ответственности и переосмысления собственных задач, создание благоприятных условий для раскрытия его творческого потенциала. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами нового Государственного стандарта образования.

Существенными возможностями в решении указанных задач обладает научно-методическая деятельность учебного заведения. Именно на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессиональной компетентности педагогов, формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации новых Государственных стандартов образования, их методическое сопровождение и методическое обеспечение ориентирована деятельность научно-методической службы Гвардейского УВК. К началу 2011-2012 учебного года в УВК сформировалась модель методической службы по сопровождению процесса внедрения и реализации Госстандарта в Гвардейском УВК. Создавая её, мы старались соблюсти следующие принципы:

  • перспективное и текущее планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм методической работы;
  • тематика всех форм деятельности, соответствующая определенной на этот период времени единой методической теме работы школы;
  • наличие действующего методического совета для решения проблем согласования, определения промежуточных и конечных результатов, анализа и коррекции работы;
  • организация теоретико-методологического семинара для повышения уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива школы и практикума по различным аспектам деятельности в соответствии с единой методической темой;
  • презентация позитивных результатов методической работы в разнообразных формах;
  • рефлексия.

Наибольшие возможности по реализации задач школы имеет педагогический совет как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. На педагогическом совете рассматриваются различные вопросы образования: программирования, планирования, стратегии воспитания. Приведем примеры тематических педагогических советов, поведённых в УВК, способствующих реализации Госстандартов:

  • Компетентностной подход к образованию: проблемы, перспективы, поиск
  • Возможности учебных предметов по формированию ключевых компетентностей учащихся
  • Воспитательная деятельность педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода
  • Профессиональный имидж как инструмент педагогического влияния.

Цель проведения таких педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по поэтапной реализации общешкольной проблемы. Мы убеждены, что наши педсоветы во многом помогают решению задач всестороннего повышения компетентности и профессионального мастерства каждого учителя, формирования творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Каждый педсовет – это творчество всего коллектива. А источники творчества – это анализ своей работы, выявление «узких» мест и «западающих» проблем, чтение научной, педагогической, методической, психологической литературы, изучение передового педагогического опыта, как отечественного, так и зарубежного

Деятельность по выполнению решений педсовета предполагает диагностику первоначального состояния профессионализма учителя, т.е. диагностику его затруднений и выявление проблем, отбор содержания и форм методической работы, определение критериев эффективности. Этим занимаются члены аналитико-диагностической лаборатории во главе с психологом школы. Таким образом, речь идет уже не о простом планировании, а о проектировании методической работы в УВК.

Коллективная работа по взаимопросвещению педагогов осуществляется в процессе работы постоянно-действующего семинара «Психолого-педагогическое просвещение педагогов», на заседаниях которого изучаются нормативные документы, происходит обмен опытом работы, проводятся диспуты, педагогические ринги. Назовём некоторые из мероприятий. Педагогический ринг «Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени?» Педагогический практикум «Деятельностный подход к образованию – необходимое условие для обеспечения формирования ключевых компетентностей учащихся» Аукцион педагогических идей «Педагогическая рефлексия, приёмы и методы её проведения» Педагогический практикум «Перспективы и проблемы введения Государственного стандарта базового и полного среднего образования».

Мозговым центром методической службы является научно-методический совет (НМС), в основе деятельности которого заложено понимание того, что современный руководитель – это социальный архитектор, объединяющий волю отдельных учителей в единую коллективную педагогическую волю. Цель НМС: создание оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей.

Делегирование полномочий учителям-профессионалам, возглавляющим работу предметных кафедр, творческих групп педагогов, дало возможность вовлечь практически весь коллектив в активную деятельность по изучению и реализации задач Государственных образовательных стандартов:

1. На предметных кафедрах, кроме стандартных видов деятельности, ведётся исследовательская работа по отслеживанию результативности формирования предметных и ключевых компетентностей учащихся.

2. С целью обеспечения принципа непрерывности образования работает творческая группа «Преемственность»

3. Реализацию задач развития творческих способностей детей планирует и обеспечивает творческая группа учителей «Одарённые». Наша «Комплексная программа отбора, обучения и воспитания детей» заняла 1 место в районном конкурсе (2011г) и подтверждается результатами МАН, олимпиад, конкурсов.

4. С целью формирования личности, способной жить и трудиться в условиях информационного общества, мотивации педагогов к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе, координации деятельности педагогического коллектива школы-гимназии по мультимедийной поддержке уроков и внеурочных мероприятий работает педагогическая мастерская «Успех». Основными направлениями деятельности мастерской являются:

  • организация индивидуальных и групповых консультаций, практических тренингов для учителей (обучение работе с компьютерными программами);
  • оказание помощи при поведении уроков, открытых мероприятий, конкурсов с использованием компьютерных технологий;
  • обеспечение подключения сети интернет к учебным кабинетам и классам;
  • проведение мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс УВК.

5. Особая роль в реализации задач новых Государственных стандартов принадлежит центру педагогического творчества «Поиск», конечная задача которого построить технологию проектирования предметных, межпредметных, ключевых компетенций учащихся, используя деятельностную форму их представления. В этом направлении проделана значительная работа, это:

  • поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;
  • изучение требований к уроку в условиях компетентностного подхода
  • проведение открытых уроков в рамках методической декады «Панорама педагогических удивлений»
  • педагогический практикум «Разработка заданий для проверки уровня сформированности межпредметных компетенций учащихся»
  • мастер-классы "Инновационные методы и технологии как способы развития ключевых компетенций ученика»
  • защита проектов «Моя педагогическая философия»

Опытом своей работы мы делимся на семинарах, конференциях, участвуем в различных конкурсах. Гвардейский УВК является неоднократным участником и победителем Всекрымского конкурса педагогических инноваций. В 2011/2012 и 2013/2014 учебных годах наш педагогический коллектив награждён Почётным дипломом издательства «Плеяди» «за узагальнення та популяризацію педагогічного досвіду».

С января 2012 года Гвардейский УВК является базовой школой Национально проекта «Открытый мир», участвует в проектах Microsoft Украина «Партнерство в навчанні» и «Вчитель-новатор»

Таким образом, сложившаяся в Гвардейском УВК система методического сопровождения способствует профессиональному росту и творческой активности учителей. Наш опыт работы показал, что структура и направления методической службы не могут оставаться неизменными, они будут постоянно развиваться и совершенствоваться в зависимости от развития и требований, предъявляемых обществом к современному образованию.

Мы считаем, что с введением нового стандарта образования необходимо создать в каждой школе такое методическое пространство, которое будет отвечать современным интегративным процессам в социуме и образовании, сохранять преемственность по отношению к традиционным методическим формам, обеспечивать организацию свободного профессионального саморазвития педагога. «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». (К.Д. Ушинский).