Наука управлять. Мониторинг. Какое направление методической работы лучше сделать основным. (Рос. мова)
Методическая и научно-экспериментальная работа в школе – это социальный комплекс практических мероприятий. Он базируется на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Его основная задача –
помощь росту творческого потенциала педагогического коллектива в целом. А в конечном счете – увеличение уровня качества и эффективности образовательного процесса.На первый план при организации методической работы в школе выступают формы, считающиеся наиболее эффективными для того или иного ОУ.
К таковым относится система информационно-аналитического обеспечения (другими словами, мониторинг). Благодаря ей руководители школы могут получать информацию о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на что призваны оказывать управленческое воздействие.
Там, где начинаются аналитические «проникновения» руководителя в существо того или иного педагогического явления, закладывается основа для научного подхода к управлению школой. Такое осмысление образовательного процесса – всегда постижение скрытых зависимостей, составляющих внутренний механизм деятельности ОУ. Проникнуть в этот механизм, заставить его работать четко, ритмично можно лишь с помощью педагогического анализа.
Заместитель директора (по научно-методической, учебно-методической работе) в новых условиях становится исследователем, диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не только вопросами педагогики, но и психологии, философии, статистики, информатики и компьютеризации. Каковы же основные направления его работы?
Информационно-аналитическое. Обеспечение в образовательном учреждении таких условий для внедрения педагогических технологий, организации инновационной деятельности учителя, при которых глубокий анализ собственной деятельности становится осознанной необходимостью.
Консультативно-информационное. Изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения, модульного обучения, составлении технологических карт с прогнозированием желаемых результатов, обучение учителя проведению диагностики.
Диагностико-аналитическое. Осуществление мониторинга – основа основ в управлении учебно-воспитательным процессом. Постоянное наблюдение за уровнем УД с целью выявления соответствия требованиям и желаемому результату, изучение психофизических, индивидуальных, возрастных особенностей личности школьника, анализ и оценка получаемой информации с последующим прогнозированием.
Статистико-аналитическое. Создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование.
К критериальным свойствам той модели школы, которая служит нашим ориентиром, относятся реальная преемственность и непрерывность образовательного процесса, рост образованности учащихся и постоянное отслеживание состояния учебного процесса.
Мониторинг нам представляется в виде следующей схемы:
- отбор компонентов мониторинга (т.е. качество обученности школьников);
- выбор совокупности показателей оценивания каждого компонента;
- подбор технологий исполнения каждого показателя;
- определение объектов, места и времени снятия информации;
- определение лица, в чьи функциональные обязанности входит снятие и обработка информации;
- составление примерного плана анализа информации;
- принятие управленческих решений.
Мониторинг обученности учеников по предметам является главным в ряду объектов, подвергающихся анализу. Он осуществляется путем проведения нулевых, промежуточных и итоговых срезов и анализа их результатов.
Нулевая (входная) диагностика осуществляется в начале учебного года учителями-предметниками в письменной форме по заданиям, составленным преподавателями и согласованным на заседаниях предметных кафедр.
Промежуточная диагностика имеет своей целью оценить успешность продвижения учащихся в предметной области и дает возможность учителю определить правильность выбора методики обучения.
Итоговая диагностика происходит за две недели до окончания учебного года и итоговой аттестации выпускников, когда проводятся итоговые контрольные работы и зачеты.
Результаты диагностики заносятся в диагностические карты, оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных. Информация обобщается на заседаниях кафедр, доводится до сведения учеников и родителей. Учитель корректирует рабочую программу, вырабатывается индивидуальная стратегия корректировки для школьника. На уровне администрации принимается управленческое решение. Это может быть внесение изменений в учебный план, введение новых курсов, вынесение ряда предметов на зачетную неделю и др.
Например, отследив итоги стартовых контрольных работ по математике и русскому языку в 5-х классах и обнаружив, что качественные показатели оказались немного ниже, чем на выпуске из начальной школы, нами были поставлены на контроль вопросы преемственности и преподавания русского языка в начальных классах.
Оценка качества знаний ведется по нескольким позициям: уровень обязательных знаний и умений; применение знаний в стандартных ситуациях, умение применять знания в новых, нестандартных ситуациях.
Проверка производится разными способами:
- На промежуточной аттестации учащихся 10-х классов, которая проходит в форме тестирования и зачетов, предварительно разрабатываются критерии оценки ответа. Формулировка вопросов способствует тому, чтобы ученик не только воспроизводил знания, но и анализировал материал, давал ему характеристику, показывал умение работы с источниками информации.
- Во время итоговой аттестации – через тексты билетов, составленные определенным образом, разнообразные формы сдачи экзаменов, сбор и обработку информационных справок в ходе экзаменов, представленных экзаменационными комиссиями.
Таким образом, технология мониторинга позволяет получить объективную картину качества обученности учащихся, что помогает администрации спланировать свою деятельность по этому вопросу и моделировать учебный процесс школы.
Мониторинг как форма аналитической деятельности успешно используется и при изучении работы предметных кафедр с одаренными детьми в олимпиадном движении. Мы выяснили, что последние пять лет хороших результатов в районных олимпиадах добиваются ученики учителей гуманитарного и социально-гуманитарного цикла.
При помощи диаграмм прослеживается стабильность и спад призовых мест по годам во всех предметных кафедрах, отражается результативность подготовки призеров каждого учителя, выявляются причины несоответствия планируемого и действительного результата.
Анализ исследований показывает, что причинами могут быть:
- низкий уровень преподавания;
- некачественное проведение школьной олимпиады;
- отсутствие углубленного изучения предметов;
- низкая мотивация учащихся;
- несоответствие содержания олимпиадных заданий времени изучения материала;
- перегрузка или болезнь учителя;
- смена кадров.
Благодаря технологии мониторинга мы наблюдаем:
- реальную картину результатов ВНО по предметам;
- итоги успеваемости за несколько лет по каждому году и сравнительные результаты по классам;
- результаты переводных экзаменов и итоговой аттестации;
- кадровый состав по возрасту, образованию, стажу, категориям;
- результаты трудоустройства, поступления выпускников в вузы и ссузы и др.
Педагогический анализ нередко проходит в нашем УВК в форме педсовета. Рассмотрение каждого направления работы мы проводим в сравнении с показателями последних трех лет, что позволяет проследить динамику развития учащихся, роста профессиональной квалификации учителей, успешность выполнения основных задач ОУ, т.е. эффективность или недостатки управления.
Каждый член педколлектива знает о том, как он совершенствовал преподавательскую и воспитательную деятельность, чем она отличается от работы предыдущих лет. Это очень важно для мотивации самообразования и критичной самооценки.
Итоги своего труда структурные подразделения методической службы - предметные кафедры – оформляют в виде творческих отчетов. Представляется и педагогическая продукция учителей: наглядные пособия, раздаточный материал, разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся, диаграммы количественной характеристики обученности школьников по предметам и – как следствие – определяется качество работы учителя, его продвижение, профессиональная компетентность.
Аналитическими стали в нашем УВК и «методические недели». Их цель – тщательно рассмотреть определенную проблему обучения и воспитания как в теории, так и на практике, сравнить, как обстояли дела в недавнем прошлом, что изменилось. Эти материалы помогут в дальнейшем при аттестации.
Учитывая, что отношение учителя к обновленному образованию проявляется на уроке, в рамках «недели» проводятся открытые занятия, у каждого из которых свое целевое назначение. В 2011/2012 учебном году они проводились с методической целью – продемонстрировать использование современных педагогических технологий в учебном процессе; в 2012/2013 – показать применение компьютерных технологий на уроках.
В результате установления достоверной картины знаний, уровня воспитанности школьников, их общего развития, объективной оценки качества преподавания, организации процесса обучения появляется возможность определять систему организационных мер по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Абсолютное большинство современных школ стремится полнее использовать информационно-аналитическую сеть (диагностику, мониторинг). Управленцы должны глубоко, всесторонне знать объект, которым управляют. Вот почему нужны диагностические лаборатории, информационно-аналитические центры, подготовка диагностов-технологов. А пока школа обходится силами заместителей директора по УВР, НМР, учителей информатики.
Переход от концептуально-гипотетического мышления руководителей школ и учителей к диагностико-технологическому неизбежен. Только он позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.