Общая характеристика покрытосеменных и их классификация
Цель. Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать
выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения; совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.Основные понятия и термины: Покрытосеменные, Однодольные, Двухдольные.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.
Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (мультимедийная презентация и гербарные образцы, семена растений); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок - презентация.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.
Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.
2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?
Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.
ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.
Слайд 1.
Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
Слайд 2. Откройте тетради, запишите тему урока.
На уроке мы:
- познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
- выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
- познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
Слайд 3. Основные понятия сегодняшнего урока:
- отдел Покрытосеменные,
- класс Однодольные,
- класс Двудольные.
ІV. Изучение нового материала.
Слайд 4. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Где же они распространены.
- В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)
- Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
- Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.
Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
Слайд 5.
- образуют семена.
- семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
- опыление происходит с помощью ветра.
- только древесные формы.
Работа с учебником с.154
Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки? (3 мин.)
Ответы детей.
Проверьте себя. Всё ли мы назвали?
Слайд 6. Признаки Покрытосеменных растений.
- Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
- Семяпочка защищена завязью
- Образуют плод
- Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
- Быстрый обмен веществ
- Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
- Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка
- Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
- Образуют ярусы леса
- Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Запишите их в тетрадь.
Работа в группах.
Объединение в группы:
1 группа - Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа - Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Проверка:
Слайд 7.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
Слайд 8.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Оценивание.
Слайд 9.
Классификация покрытосеменных растений.
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные.
Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.
Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей)
Слайд 10.
Итак, основные признаки класса.
- Количество семядолей.
- Корневая система.
- Внутреннее строение стебля.
- Расположение листьев на стебле.
- Жилкование листа.
Работа в группах с гербарием:
Задания: 1 группа - Определить характерные признаки класса Однодольные.
2 группа - определить характерные признаки класса Двудольные.
Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.
Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.
Слайд 11.
Знакомство с характерными признаками класса двудольные и однодольные растения.
Рассмотреть на образцах растений:
- Корневую систему;
- внутреннее строение стебля;
- расположение листьев на стебле;
- жилкование листьев;
- строение семени.
Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?
Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их.
Слайд 12.
Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений
Корневая система, Внутреннее строение стебля, Жилкование листьев, Строение семени, Виды растений.
Слайд 13.
Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране.
Ответы детей.
Слайд 14.
Проверьте и запомните.
Оценивание.
Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 155.
Ответы детей.
Слайд 16
Растения, нуждающиеся в охране.
Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция под названием «Операция Первоцвет». Её цель - защитить весенние цветы от истребления человеком.
Призываю вас, также присоединится к этой акции. Не покупайте цветы.
V. Закрепление изученного.
А теперь давайте проверим свои знания.
Слайд 17
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка.
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
VI. Домашнее задание.
Слайд 18
VІІ. Итог урока.
Мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.
1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;
2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;
3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.
На следующем уроке мы продолжим изучать семейства однодольных и двудольных растений.
А сегодня всем спасибо, благодарю за работу.
Автор: Пастухова Валентина Василівна
Для просмотра полной версии загрузите файл.
Триває завантаження