Творческое восприятие музыки. (Рос. мова)

«Услышать музыку - это уже понять»
Б.Асафьев

Умение слышать музыку и размышлять о ней – я воспитываю в ребятах с самого начала занятий музыкой.. Учиться слышать музыку дети непрерывно на протяжении всего занятия: и во время пения, танцев и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Понимая проблему развития музыкального восприятия я на протяжении всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Так, прослушанное произведение рождает в детях сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Воображение у ребят, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Мои наблюдения за ребятами заставляют меня сильно усомниться в правильности широко распространенного в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его.

Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), я не сообщаю предварительно ее названия, с тем, чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из "Утро" Грига. Ребята по-разному называли его: "Весна", "Восход солнца", "Цветы распускаются", "Утро в лесу". Я постепенно подвожу их к правильному названию. Стараюсь осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Я прибегаю к "подсказкам", полагая, что они помогают восприятию музыки- перед прослушиванием данного произведения предлагаю детям знакомый музыкальный образ- «Колыбельная» Хренникова, тем самым «подталкивая» к мысли, что после ночи наступает утро: распускаются цветы, солнышко всходит... Нельзя навязывать слушателям в качестве "программы" сочинения свои собственные толкования, основанные на субъективных ассоциациях. А чуткая "подсказка" может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды.

Самостоятельные размышления детей должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление.

В своей работе над творческим восприятием музыки использую такие приёмы, как:

  • исполнение музыкального произведения, собственное пение
  • слушанье вокальной и инструментальной музыки (аудиозапись);
  • использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового);
  • использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, бубна, маракаса, барабана, треугольника и т.д.)

Одной из интересных форм работы по моему мнению является выполнение детьми творческих заданий для более восприятия музыки.. После прослушивания и анализа дети передают настроение музыки в творческом движении (игропластика) и игры на детских музыкальных инструментах. Договорившись между собой, дети «озвучивают» сказку или придуманные ими истории собственным рисунком на сказочную тему (балет «Щелкунчик», «Золушка»…). Ребята самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, разбиваются на небольшие группы, каждая из которых «озвучивает» рассказ о событиях, произошедших с героями в начале, середине и конце сказки. Роль дирижера беру на себя я либо ребёнок по желанию . Дети по взмаху дирижерской палочки обыгрывают сочиненный ими рассказ на инструментах, тембр которых выразительно передает сюжет сказки, поступки героев и их настроения. Слушая и воспринимая классическую музыку, любуясь произведениями изобразительного искусства, дети непринужденно учатся понимать и ценить прекрасное.

Провожу интегрированные занятия, включающие в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание стихов, художественной прозы; просмотр слайдов, видеоматериалов; музыкальное движение; рисование). Очень интересно прошло занятие «Крещендо в листьях клёна» в старшей группе- дети прослушивали цикл «Времена года»П.И.Чайковского (осенние месяцы). А затем на расставленных по залу мольбертах рисовали. Совместный вечер с родителями «У камина» в подготовительной группе прошёл в атмосфере добра и одухотворённости, дети слушали «Картинки с выставки» Мусоргского и затем делились впечатлениями от прослушанного.

Музыкальный репертуар, с которым знакомлю детей, отвечает двум основным принципам: высокой художественности и доступности – и включает в себя произведения разных эпох и стилей: И.С. Баха, В.А. Моцарта, А. Вивальди, И. Гайдна, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева. А также в репертуар включаю музыку современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонинского, В. Кикты, Р. Леденева... Знакомить детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями очень важно – это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений. На моих занятиях дети получают представление о старинных (орган, клавесин, лютня, арфа) и современных музыкальных инструментах, о ярких фрагментах биографий ряда композиторов-классиков. Для наиболее ярких впечатлений и эмоционального отклика использую занятия-беседы о музыкальных инструментах, их происхождении.

Введение дошкольников в мир оперы и балета идет через сказку – наиболее доступный и любимый ими жанр литературы. На моих занятиях дети знакомятся с балетами и операми. После прослушивания некоторых музыкальных фрагментов балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского - в музыкальный зал входит картонный щелкунчик, созданный из картона и цветной бумаги совместно с воспитателями (сюрпризный момент)

После знакомства с балетом «Золушка» С.С. Прокофьева я приглашаю детей на бал к Золушке, дети непринуждённо двигаются под музыку великого композитора парами и сочиняют самостоятельно движения, чувствуя себя на балу в королевстве. После знакомства с творчеством Н.А. Римского-Корсакова оперой «Снегурочка» дети лепят различных снегурочек из пластилина в группе и затем приносят на следующее музыкальное занятие, мы рассматриваем их, выбираем самую лучшую, по мнению детей снегурочку, подходящую к музыкальному образу.

Перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией их нужно обязательно прослушать.. Вот эти движения помогли перейти к слушанию.

После прослушивания небольшого музыкального произведения детям я предлагаю передать своё понимание музыки: сочинить маленький рассказ или сказку. Детям очень нравится сочинять сказки и рассказывать их.

Вот некоторые сочинения, записанные со слов старших дошкольников.

Д.К. Кабалевский «Клоуны»

«В выходной мы с мамой ходили в цирк. Играла весёлая музыка. Там выступали клоуны. Клоуны показывали фокусы. Они летали на воздушных шариках. Прыгали, кувыркались, строили смешные рожицы. Все им хлопали и смеялись». (Маргарита, 6 лет.)

После прослушивания Д.К. Кабалевский «Клоуны» дети в группе делали тростниковые куклы клоунов, а затем при повторном прослушивании клоуны «оживали» в руках детей- весело плясали и прыгали, что забавляло и веселило детей.

П.И Чайковский «На тройке»

«Я вижу, как едут лошади. Сначала они едут медленно. А потом всё быстрее. Вот они промчались мимо меня и уехали далеко-далеко. Лошадки ехали долго, очень устали». (Анастасия, Станислав,7лет )

После прослушивания вношу дугу с колокольчиками, предлагаю детям разделиться на тройки и «проехать» по залу.

С. Майкапар «Сказочка»

«Эта сказка не совсем добрая. В ней живёт колдунья и добрая фея. А жители лесные гномы. Они очень трудолюбивые». (Матвей, 6лет.)

После прослушивания С. Майкапар «Сказочка» предлагаю детем изобразить своих сказочных героев при помощи импровизационного танца, дети выдумывают сказочных героев: Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Добрую Фею …

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.

Песенное творчество

Предложенные пути вхождения в песню, рождаемые самой музыкой и детьми, - позволяют мне раскрывать и находить все новые и новые разнообразные пути вокально-хорового музицирования, позволяют постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве; открывают творческую свободу в нахождении своих авторских вариантов, подходов своей дороги в совершенствовании педагогического мастерства. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью "вырастать" из него.

Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые самые неожиданные вопросы. Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселится . Главное – это настроение, которое дарит исполнителю и слушателю мелодия песни. Она превращает каждого в настоящего артиста. Чем старше ребенок, тем разнообразнее круг его интересов и увлечений. Все они находят отражение в песнях самых различных по тематике и характеру. Одни – полны шутки и юмора, исполняются подвижно и задорно: «Лесенка» Тиличеева, «Привет, пора весёлая!» Гомоновой, «Весёлый жук» Котляревский, «Лентяи-поросятки», «Моя песенка» Девочкиной, «Детский сад-дом радости» Олифировой, «У берега речушки»Бодраченко, «Что такое праздник?» Филатовой, «Цап-царап»Гаврилова, «Кукушка и лягушка» Олифировой, «Небылица» Филатовой, «Подарок» Семёновой, «Чудо-сказки» Филлипова, «Читалочка» Протасова, «Кто сказал, что осень-грустная пора?»Девочкиной...

Другие – сдержанны, лиричны, поются спокойно и ласково: «Осенины на Руси» Олифировой, «Мимозы» Косенкова , «Грустный дождик»Куклиной, «Журавлик» Лившиц, «Мы рисуем голубя» Ширяева, «Светлячок» Розентштейн, «Добрая песня» Шаламолновой, «Промелькнуло лето» Слонова... В пределах одного напева голосом можно передать множество оттенков: веселое и грустное, спокойное и взволнованное, нежное и таинственное. Мелодии песен становятся интереснее по содержанию. Детям очень нравится самим менять характер песенки.

Некоторые песни мы инсценируем, отразив сюжет в несложных по движению действиях: «Весёлый огород» Соснина, «У берега речушки», «Мы в лесу гуляли» Гомоновой, «Гриб-гриб,появись!» Слонова, «Про зарядку» Львова-Компанейца, «Новогодняя песенка» Титовой...

Чтобы песня понравилась, полюбилась, и с ней захотелось еще раз встретиться, помогут и выразительные интонации голоса, и мимика, и жесты.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании назову следующие:

  • выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;
  • поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков;
  • окружение разучиваемой песни "веером" сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;
  • активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор";
  • сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.

Наилучший прием, когда дети, "проживая" текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения. Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением - песней. Или даже желая спеть ее.

Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов. Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Учу детей думать, размышлять. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению к тайне. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца.

Работая над песней вначале тщательно проговариваем с детьми её текст, прошу объяснить смысл большинства слов, даже знакомых и часто употребляемых. Стараюсь прекрасно знать текст песни, эмоционально и артистично передавать её образное содержание, глядя в глаза детей, чтобы увлечь каждого, так как разучивание песни требует от ребёнка больших волевых усилий и интеллектуального напряжения.

Вся певческая работа – и распевание, и разучивание песен – проводится в удобном для каждого ребёнка диапазоне, в соответствии с природным типом его голоса. (ре-ля 1октава - младший дошкольный возраст, до-си 1октава - старший дошкольный возраст)

Дошкольники учатся определять тембры детских голосов – сначала высокого и низкого, а потом и среднего. Для этого я на первом же музыкальном занятии в начале учебного года знакомлю детей с высокими, низкими и средними звуками. Дети сразу понимают с удовольствием включаются в игры – «Угадай, какой голос поёт?», «На птичьем дворе» муз. Еремеевой. Пропевая удобную для своего голоса по тесситуре нисходящую мелодию «Я пою» Титовой, вслушиваясь в звучание голосов других тембров, дети постепенно развивают свой звуко-высотный и вокальный слух. Н-р: Запев поют низкие голоса, припев высокие и затем наоборот.

Использую в работе песни с ярко выраженным разделении по голосам. В процессе работы с песнями я часто транспонирую их в ближайшие тональности, в зависимости от певческого диапазона каждой группы голосов. Чем комфортнее чувствуют себя дети, исполняя песню, тем чище и естественнее будет её звучание. Для активизации внимания использую различные приёмы обучения детей пению. В том числе пение цепочкой, принципом «Эхо», с солистами, подгруппой. В соответствии с содержанием и характером песни применяю «звучащие жесты» (хлопки, притопы, щелчки) или шумовой оркестр.

Развивая у детей певческий голос я добиваюсь звонкости и полётности его звучания в удобной для каждого ребенка тесситуре. Справиться с этой задачей мне помогает фонопедический метод профессора В.В. Емельянова. Упражнения на подготовку голосового аппарата, разогреву мимических мышц к пению нравятся детям, вызывают творческую активность и заражают своей энергией. Например: «Весело - грустно», «Ловкий язычок», «Лев», «Лиса», «Дует ветер», «Стрелки»....

Очень активно и с интересом дети включаются в творческую деятельность и с помощью игр со словом, таких как: «Паучок» Асеева, «Пальчик мой» Олифирова, «Трата-трата» Малышевой, «Здравствуйте!» Картушевой, «Да-да-да! Ду-ду-ду!», «Считалочка» Тиличеевой... Они собирают внимание, помогают снять усталость и зажатость, развивают координацию голоса, готовят артикуляционный аппарат к вокальной работе.

В певческой работе использую игровые распевки с элементами самомассажа, они собирают внимание детей и готовят голосовой аппарат к пению, вот некоторые из них:

Исполняется на одном звуке удобной для детей тесситуре:

«Наступили холода»

ДА-ДА-ДА- наступили холода(потереть ладони)

ДА-ДА-ДА- превратилась в лёд вода (мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз)

ДУ-ДУ-ДУ- поскользнусь я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа)

ДУ-ДУ-ДУ- я на лыжах иду (растирать ладонями уши)

ДЫ-ДЫ-ДЫ -на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком»)

ДИ-ДИ-ДИ –ну-ка заяц погоди! (погрозить пальчиком)

Улитка

Улитка, улитка по листику ползёт (показать «рога улитки»)

Улитка, улитка домик свой везёт (медленно шагать указательным пальцем и мизинцем по бедру)

Посажу улитку на ладонь свою (поставить «улитку» на ладонь другой руки)

Я её поглажу, песенку спою (погладить «улитку» ладонью)

Но улитка в домик спрятала рога (сжать пальцы в кулак)

Отпущу улитку, пусть ползёт сама (положить кулачок на бедро)

И опять улитка, улитка по листику ползёт (показать «рога улитки»)

Улитка, улитка домик свой везёт (медленно шагать указательным пальцем и мизинцем по бедру).

Благодаря творческим заданиям, которые я применяю по работе с вокалом, у детей раскрывается творческий потенциал, стимулируют творческую активность. Например: «Пропой своё имя», «Позови друга», «Сочини песенку» Многие дети часто и с удовольствием исполняют полюбившиеся им песни не только в музыкальном зале, но и в повседневной жизни, иногда сочиняют свои песенки, как правило, озвучивая какую-нибудь игрушку или свою роль в сюжетно-ролевой игре.

Примерные творческие задания на музыкальных занятиях:

- Позови своего друга при помощи, какой-нибудь мелодии.

(Например: Саша, где ты?- Я здесь!)

- Пропой своё имя (Например: Как тебя зовут? – Танечка)

- Спой маленькую песенку, а мелодию сочини сам. (Например: Зайчик, зайчик, где ты был? – На лужок гулять ходил)

- Перед тобой лежат несколько карточек с изображением животных – кошка, петушок, мышка, лягушка, зайчик, медведь и др. Выбери тех, о которых можешь сочинить песенку. (Например: Утром на опушке квакали лягушки)

- Сочини и пропой весёлую песенку на слова: Солнце ярко светит, весело на свете

- Сочини и пропой грустную песенку на слова: Дождик льёт, как из ведра, загрустила детвора.

- Сочини и пропой песенку, где сочетаются две мелодии (весёлая и грустная) (Например: Машенька идёт, весело поёт, Машенька упала, всем нам грустно стало)

- Послушай музыку и выбери для движения под музыку атрибуты, с которыми ты можешь танцевать.

- Послушай музыку и нарисуй, то, что ты чувствуешь.

- Передай настроение в движении.

- Сочини танцевальные движения к различным танцам.

- Послушай сказку и расскажи свою.

Определяющую роль в развитии музыкальных способностей детей и устойчивого интереса к музыкальному искусству я отвожу к вокальной работе с детьми, в том числе в постановке певческого голоса. Практика моей работы показывает, что успешно развивать певческий голос можно лишь в том случае, если ребёнок развивается эмоционально.

Танцевальное творчество

Танец – это творческий процесс. Использование творческого воображения ребят и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую активность. Танец – это искусство, развивающее артистические способности, поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей. Разнообразие и контраст, применяемые как выразительные средства для передачи формы, скорости, силы, уровня и направления движений тела, являются главными элементами, обеспечивающими улучшение качества исполнения.

Я не раз наблюдала с каким удовольствием дошкольники импровизируют под музыку, придумывая собственный свободный танец. У одних детей это получается достаточно грациозно, изобретательно, у других – несколько неуклюже и однообразно. Конечно, в этом проявляются врожденные данные – координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству. Одна из важнейших задач – поддержать интерес ребенка к самовыражению в музыкальном движении, помочь ему в освоении собственного тела как «музыкального инструмента».

Во-первых, всегда поддерживаю интерес ребенка к движению под музыку, через внушение уверенности в себе. При этом я стараюсь не делать ни в коем случае замечания. Главное – это получение ребенком удовольствия, получение радости от самого процесса движения од музыку. С этой целью подбираю такую музыку, которая нравилась бы детям и побуждала их к движению.

Во-вторых, обогащаю двигательный опыт детей разнообразными телодвижениями под музыку. Для этого важно создать условия, в которых ребенок мог бы подражать взрослым и сверстникам, а также имел возможность спонтанно двигаться под музыку в свое удовольствие. Для этого можно использовать любые форы организации: занятия, праздники и развлечения, утреннюю и бодрящую гимнастику, совместные танцевальные занятия с родителями и др.

В-третьих, учу детей тонко воспринимать музыку, ее характер, игровой образ и основные средства выразительности, учу детей «видеть ушами», фантазировать под музыку! Это умеют далеко не все взрослые, даже музыкальные руководители (поэтому в данном случае можно учиться вместе с детьми). В качестве творческого задания предлагаю детям представить, какие персонажи танцуют под данную музыку, придумать название для танца.

Детям иногда очень сложно выполнять несколько движений сразу. Например, если они изображают летящих бабочек, то скорее всего следя за лёгким бегом, они упустят взмахи крылышек, а если будут следить за руками, то возможно перейдут на шаг. Если дети идут в хороводе - их хороводный шаг, скорее всего не будет совпадать с ритмом музыки. К тому же, свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение. При этом развивается устойчивый интерес к музыкальному движению как виду музыкальной деятельности – ребёнок «купается в музыке» и получает от этого наслаждение, тем самым происходит непосредственное раскрытие его творческих задатков.

На своих занятиях включаю пляски и танцы разных жанров. При выборе танцевальной композиции я отдаю предпочтение произведениям с сюжетной композицией, стараюсь привнести игровой момент в разучивании танцевальных движений. В зависимости от возраста и возможностей детей, я ставлю парные бальные танцы (польки, менуэт, гавот). По подгруппам разучиваю образные танцы («Метелица», «Конфеты», «Грибочки»...) Большое значение придаю приобщению детей к многонациональной культуре и традициям нашей страны через народные игры и хороводы.. Детям очень нравится петь на украинском языке, в современной обработке, познавать что-то необычное - интересное. Вот примерный репертуар моего коллектива украинские народные песни в современной обработке: «Черевички», «По дорозi жук», «Чернобривцi!», «Рушничок»...

В процессе разучивания танца я не всегда добиваюсь правильного выполнения всех движений и перестроений, главное это - выразительность, интерес артистичность исполнения. Для этого постоянно напоминаю детям не только о красивой осанке, повороте головы, направлении взгляда, красивых руках и др., но и о музыке («петь руками, всем телом»), танцевальном образе - образное восприятие. В некоторых танцевальных композициях дети придумывают финал танца. Если это, например, танец с цветами, то тогда на последние такты музыки может быть свободная импровизация, и в конце каждый придумывает свою позу. Либо дети собираются по нескольку человек в маленькие «клумбочки» (по цвету), или выстраиваются в два плотных концентрических круга («большая клумба»). Много разных вариантов можно придумать практически в каждой танцевальной композиции. Для облегчения этого задания хорошо использовать метод моделирования: рисуем варианты композиционных построений на листе бумаги, на доске. Например: сколько бабочек в танце, как они выстраиваются в линеечку и перестраиваются в круг.

Я рекомендую использовать на занятиях видеосъемку: всегда полезно посмотреть на себя со стороны. Развивая исполнительские и творческие способности детей, необходимо заботиться и о воспитании рефлексии (самооценки, способности к самоанализу).

Последний «штрих» к оформлению танцевальной композиции – это подбор или изготовление костюмов и атрибутов. Создание сценического образа – это важный творческий процесс, к которому необходимо привлекать и детей, и их родителей. На занятиях по изобразительной деятельности (это тоже нужно планируется вместе с воспитателем) дети продумывают эскиз костюма, рисуют его либо изготавливают из различных материалов. Затем работы представляем на выставке. Интересно была проведена выставка «Зал волшебных предметов» в средней группе. Перед праздником, родители вместе с детьми изготовили и представили на выставку различные волшебные палочки, музыкальные шкатулки. Помимо традиционной атрибутики для импровизационного движения: ленточки, шарфики, цветы, звездочки, палочки… Использую в работе и нетрадиционные: бубенцы, волшебные палочки. Иногда цвет шарфика, его ткань помогают почувствовать легкость прозрачность и порывистость мелодии, а иногда плавность.

Хочется обратить на использование костюмов для занятия ритмопластикой. Конечно, костюм играет огромную роль в создании художественного образа, помогает ребенку войти в этот образ и более выразительно исполнять движения. В настоящее время многие педагоги используют традиционный костюм, соответствующий конкретному образу (Снежинки, Бабочки, Куколки и т.д.) Однако можно превратить процесс создания танцевального костюма в сюжетно-ролевую игру.