Домашнее задание - одна из составляющих учебно-воспитательного процесса. (Рос. мова)

Наша педагогическая общественность осознаёт тот колоссальный вред, физический и моральный, который несёт нашим детям состояние давящей необходимости выполнять домашнюю работу, которую, под час из-за поистине гигантского объёма, школьник чисто физически сделать не может.

Он просто не в состо янии успеть за вечер подготовить всё то, что ему задали его учителя. Но дело здесь не только в объёме, но и в стереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не только трудно, но и ужасно нудно. Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно?

Вот и получается, что из очень эффективного средства обучения и самообразования мы, учителя, превращаем домашние задания в прямую их противоположность.

Домашнее задание – старая проблема, требующая нового решения.

Привычка к регулярной самостоятельности работ, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые преследуют учителя, давая задания на дом.

Действительно, учебные планы невыполнимы без домашних заданий. Но бывают и случаи, когда учащиеся получают задания на дом в большем объеме только потому, что работа на уроке была недостаточно эффективной.

Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. В сегодняшней методике домашнего задания существует целый ряд вопросов, касающихся повышения ее эффективности и качества.

Предпосылки для дальнейшего повышения эффективности домашних заданий благоприятны: родители и ученики сознают их необходимость. Если на вопрос о том, приготовил ли ребенок уроки, он отвечает: « Нам сегодня не задали» - это вызывает удивление или даже недоверие родителей.

Как показывают исследования, сами ученики тоже рассматривают домашнюю работу как необходимое условие своего успешного обучения в школе. Говорят, к примеру, младшие школьники: «Надо всегда делать уроки, ведь каждую тетрадку проверяют»; «Наша учительница радуется, когда домашняя работа выполнена хорошо». Ученики средних и старших классов, за редкими исключениями, также признают, что «домашние задания помогают лучше понять материал» и «закрепить его».

Итак: проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, и решить их для себя должен каждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Домашнее задание – необходимая часть процесса усвоения.

Можно ли утверждать, что хороший урок делает излишним домашнее задание? А тот учитель, кто все же задает на дом, тем самым компенсирует недостатки своего урока? Нет, такая мысль была бы абсолютно неверной.

Существует, по меньшей мере, два обоснования д/з, вытекающие из его педагогической функции.

Первой необходимостью д/з является приобретение всеми учащимися (равных) основополагающих знаний и умений, но, однако существуют различия в скорости восприятия и во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учениками. Для школьников с высокой степенью обучаемости оказывается достаточным минимальное число упражнений, чтобы научиться преобразовывать и решать уравнения. Школьникам, усваивающим материал медленнее, необходимо больше упражнений и времени. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы на самом уроке уделять больше времени тренировке, учитывая при этом индивидуальные особенности учащихся. Тем не менее нельзя думать, что только на уроке каждый ученик может овладеть прочными знаниями и умениями. Здесь необходимы домашние задания. Но следует помнить, что нужна строгая дифференциация, так как нелепо было бы заставлять быстро усваивающих материал школьников выполнять дома упражнения, с какими они легко справлялись на уроке.

Второе следует из того значения, что имеет д/з для развития определенных качеств личности. Развитие определенных качеств личности зависит от того, насколько они проявляются в деятельности. Предметное обучение требует разносторонней и тщательной деятельности школьников. Личностные качества, не пробуждаемые в деятельности, остаются неразвитыми. С этой точки зрения стоит подойти к проблеме воспитания самостоятельности и ответственности.

Степень самостоятельности выше в том случае, когда учитель только ставит задание, а ученики затем длительное время работают сами. Но на уроке развитие этих качеств может быть лишь намечено, но не реализовано полно, так как для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика.

Здесь кроется одна из основных причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от д/з. А этот фактор, в свою очередь, требует от школьника умения правильно распределять свое время и планировать. Возникает и ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты. Пример: пришли друзья, чтобы позвать играть в футбол, но подросток не может пойти с ними, т.к. еще не приготовил уроки. Процесс преодоления закаляет волю. Т.е. каждому школьнику нужны задания, время для выполнения которых не ограничено, задания, предполагающие поиск, пробы, эксперименты, развивающие творческие способности ученика, его потребность в самообразовании.

Таким образом, домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Домашнее задание можно дать по любому предмету, в любом разделе программы и на любом уроке. Но нужно давать его лишь тогда, когда его необходимость строго обоснована. Надо точно знать, какую цель преследует д/з. Ведь школьник работает совсем по-другому, когда знаешь, с какой целью он выполняет домашнее задание.

Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности.

Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие.

В деятельности личность себя проявляет и развивает в единстве всех своих сторон. Т.е. любое д/з – если школьник выполняет его сам – оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Но не каждый вид деятельности развивает и обусловливает определенные качества личности. Прежде всего развиваются те черты личности, которые испытывают особую нагрузку в данной деятельности.

В этом – ключ к целенаправленному воспитанию личности.

Таким образом, чтобы обосновать необходимость какого-либо домашнего задания, нужно:

  • определить свойства личности, развитию которых служит задание, и доказать, что развитие этих свойств входит в задачи урока (1-е необходимое условие);
  • доказать, что объективные требования, выдвигаемые заданием, стимулируют формирование именно необходимых качеств и соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика (2-е необходимое условие);
  • объяснить, почему невозможно, нежелательно или нецелесообразно выполнение этого задания на уроке (достаточное условие).

Итак, любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет также и на становление других сторон личности. Домашнее задание способствует развитию у учащихся самодисциплины, чувства долга и силы воли. Хорошо, когда учитель это имеет в виду. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли.

Процесс применения знаний может оказывать аналогичное воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления, развивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Систематизация создает основы для упорядоченного материалистичного мировоззрения. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, укрепляют трудовую дисциплину, воспитывают скромность, самокритичность.

Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

При планировании урока не следует забывать о домашнем задании. Необходимо также иметь в виду, что домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся.

Задавать д/з необходимо только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполненного задания.

Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом.

Учитель не должен считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят домашнее задание. Поэтому необходимо мотивировать задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, апеллируя их к чувству долга, используя их стремление к хорошим отметкам.

Если школьники должны выполнить свое домашнее задание самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, то необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается.

Дома у ребят нет возможности переспросить у учителя, уточнить формулировку задания. Нередко встречающийся вопрос, обращенный к не менее беспомощному однокласснику из соседнего дома: «Да что же, в конце концов, нам надо делать по физике?» – свидетельствует о том, что задание, поставленное учителем, сформулировано недостаточно четко.

Формулировки типа: «Прочитайте отрывок», «Повторите то, что мы прошли на уроке!», «Продолжайте работать с книгой!» без дальнейших уточнений неприемлемы для домашних заданий. Подобные формулировки встречаются в основном тогда, когда учитель не основательно подготовился к уроку и не продумал домашнее задание.

Опытные учителя часто побуждают учащихся задавать вопросы к поставленному заданию. Они придают также особое значение тому, чтобы задание было всегда записано в дневник, и проверяют это, проходя по рядам.

Конечно, излишняя детализация при разъяснении домашнего задания, направленного на развитие творческих способностей учащихся, не рекомендуется.

Таким образом, чем лучше урок и чем лучше школьники знают, как учится самостоятельно, тем эффективнее действие домашнего задания.

Как правильно давать д/з:

  • на уроке использовать любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении д/з от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условиях;
  • удостовериться, все ли учащиеся поняли, в чем заключается д/з;
  • никогда не давать д/з по звонку или на перемене.

Чтобы систематически повышать уровень и качество мыслительной деятельности школьников, все больше учителей уделяют особое внимание применению принципов, необходимых для выполнения д/з. Так, например, школьникам рекомендуются такие этапы работы над содержанием текста:

  • внимательно прочитать вопрос!
  • проверь, правильно ли ты понял вопрос.
  • внимательно прочитай весь текст.
  • найди значение незнакомых слов в словаре.
  • передай одним предложением суть всего текста.
  • раздели текст на составные части и назови основную мысль каждой части.
  • еще раз прочитай весь текст и проверь, все ли основные мысли ты выделил.
  • повтори, что нового ты узнал из текста.

Очень важно и умение учащихся обращаться со вспомогательными учебными материалами, т.е. с письменными и чертежными принадлежностями, счетными устройствами, с картами, таблицами, лупой и пинцетом. На каждом уроке необходимо работать со справочной литературой, чтобы научить школьников правильно обращаться с ней.

Индивидуальный подход к учащимся

Принимать во внимание особые интересы слабоуспевающих и малоактивных учащихся, использовать эти интересы, развивать связанные с ними знания и способности с помощью целенаправленных д/з – вот что необходимо для того, чтобы разорвать заколдованный круг: «слабый ответит – негативная оценка – неудача – дезинтерес». Индивидуальная работа с учащимися при выборе д/з предусматривает дифференцированный подход, обращения к конкретному школьнику, знание его особенностей, слабых и сильных сторон.

Дифференцированные д/з удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях.

Индивидуальное домашнее задание позволяет испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов имеют низкие оценки. Такое задание дает этим школьникам возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система дает возможность неуверенным ученикам укрепляться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех и других научить самостоятельному пониманию.

Объем домашнего задания

Выбор оптимального объема является важной педагогической задачей и в то же время нелегкой проблемой.

Перед учителем всегда стоит проблема ограничения объема домашнего задания, т.к. перегрузки учащихся не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью детей.

Часто в таких случаях рекомендуется согласование с другими учителями-предметниками объема домашнего задания на конкретный предмет. Правильно было бы согласовывать хотя бы с классным руководителем домашние задания большие по объему или рассчитанные на длительное время. Но обсуждать с ним все задания, конечно, нереально.

Самое надежное средство здесь – связь учителя со школьниками, взаимопонимание с учащимися, где дети знают, что домашние задания даются для их же пользы, они сами информируют учителя о своей загруженности и о днях, когда они особенно заняты подготовкой уроков.

Опытные учителя вместе со всеми учениками ищут и находят разумный выход из положения. Но учитель должен знать также, в каких классах ему следует строго держаться запланированного задания, т.к. доводам учащихся не всегда можно верить.

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом вы сможете потом проверить и оценить.

Это правило, к сожалению, применяется до сих пор далеко не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники д/з. Еще реже контролю подвергается полнота, правильность и форма выполнения задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление оценки – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности школьников.

Формы контроля домашнего задания

  • контроль письменных д/з во время самостоятельной работы школьников на уроке;
  • контроль устных д/з у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
  • внеурочная проверка учителем тетрадей;
  • непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке;
  • взаимный контроль учащихся при обмене тетрадками;
  • самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске;
  • контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.

Во многих школах принято, что отдельные учащиеся (консультанты по предмету, дежурные) проверяют перед уроком выполнение письменных заданий и о результатах проверки сообщают учителю в начале урока. Это производит и воспитательный эффект.

Необходимо все же, чтобы учитель, привлекая к проверке д/з школьников, сам также принимал участие в контроле, и его слово было последним и решающим.

Правильно поставленное и оцененное задание – основа для поисков резервов в собственном уроке. Домашние задания позволяют обнаружить успехи и ошибки в выборе методики, сигнализируют о быстром продвижении учащихся и т.д.

Каким бы способом учитель не проверял выполнение работы, критерием остается мнение учащихся, можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить д/з или нет.

Общие советы:

  • с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания;
  • используйте различные формы контроля;
  • определите, что и как вы будете оценивать, будете ли и за что выставлять оценку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки и отметки;
  • если учащиеся не выполняют д/з, ищите причины и затем решайте, как их устранить;
  • добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.