Работа учителя по организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. (Рос. мова)

Не будет преувеличением сказать, что деятельность – основа учебного процесса. Понятие "учебная деятельность" по отношению к "учению" рассматривается как более широкое понятие, поскольку оно включает одновременно и деятельность обучающего и деятельность обучаемого.

Понятие "учебная познават ельная деятельность" наиболее полно характеризует процесс обучения: это специальная деятельность, совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника. А главное – в ней совершаются как познавательные процессы, так и специализация подрастающего поколения.

Познавательная активность оказывает влияние на продуктивность обучения и учение, ее можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.

Самостоятельность связана с инициативой, поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых и помощи со стороны.

В арсенале педагогов существует система средств активизации познавательной деятельности учащихся, их невозможно охарактеризовать в связи с многообразием (в зависимости от конкретных ситуаций).

Однако можно назвать те средства активизации учебной познавательной деятельности, которые являются магистральными. К ним относятся проблемное обучение и самостоятельная работа учащихся.

Выделение именно этих средств активизации как основополагающих связано с тем, что проблемность лежит в основе познавательной активности, а самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения, ибо существенными признаками познавательной активности являются, во-первых, высокая интеллектуальная ориентировочная реакция на содержание изучаемого материала на основе возникшей познавательной потребности. Во-вторых, выполнение ряда последовательных и взаимосвязанных познавательных действий (или самостоятельно или вслед за учителем), направленных на достижение определенного познавательного результата.

Самостоятельная деятельность стержневое средство активизации познавательной деятельности, активизации учения школьников.

Еще К. Д. Ушинский писал, что "самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения".

В понятие "самостоятельная работа" вкладывается разный смысл (иногда – это учебное задание, иногда - деятельность).

"Самостоятельная работа" по словам Пидкасистого П. И. является средством организации самостоятельной деятельности учащихся.

С этим нельзя не согласиться. Учение протекает только в процессе собственной познавательной деятельности ученика, но это не значит, что оно совершается только в процессе самостоятельной работы. Например, куда отнести деятельность учеников по сравнению, сопоставлению, которую им предлагает провести учитель во время слушания своего рассказа. Есть ли здесь самостоятельная работа. Нет, но есть самостоятельная деятельность.

Для активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо использовать такие приемы, которые направлены на формирование активной позиции ученика в учебном процессе, приемов прокладывающих свой путь к становлению его личности.

К таким приемам, которые содействуют развитию активных самостоятельных проявлений учащихся на уроках, в учебном процессе можно отнести ситуации, в которых ученик должен:

  • защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства использовать приобретенные знания;
  • задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  • рецензировать ответы товарищей, сочинение, другие творческие роботы, вносить коррективы давать советы;
  • делиться своими знаниями с другими;
  • помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
  • выполнять задания – максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников на длительные наблюдения (роста растений, повадок животных, роста кристаллов и т. д.);
  • побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно принятых;
  • практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
  • разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры и других видов деятельности;
  • создавать заинтересованность коллективной деятельностью.

Самостоятельная работа как форма организации учебной деятельности

Какие признаки характеризуют самостоятельную работу как организационную форму?

  • наличие цели с. р.;
  • наличие конкретного задания;
  • четкое определение формы выражения результата с. р.;
  • определение формы проверки результата с. р.;
  • обязательность выполнения работы каждым учеником.

Наличие всех указанных признаков в организации учебной деятельности дает основание утверждать, что школьники выполняют с. р. Отсутствие хотя бы одного из них говорят о том, что есть необходимые условия, но они недостаточны для того, чтобы обеспечить активную деятельность каждого ученика.

Например, если не указаны формы выражения результата, то уже одно это не ориентирует ученика на обязательность выполнения заданий.

Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и способами деятельности, формированию мировоззрения, развитию интеллектуальных и нравственных сил ученика.

Можно выделить 3 основных требования к содержательно-логической стороне самостоятельной работы:

  • Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания
  • Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности.
  • В работах должны использовать все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельной работы каждого ученика.

Основные условия успешного протекания самостоятельной работы:

  • Цель самостоятельной работы должна быть осознана и принята каждым учеником
  • Учащиеся подготовлены к ее выполнению, т. е. имеют определенный запас знаний, владеют способами самостоятельного их добывания и приложения к конкретной действенности

Советы учителю

Чтобы целенаправленно развивать память школьников, учить их продуктивным приемам запоминания, сохранения и воспроизведения в памяти изученного материала учителю надо знать и учитывать в работе некоторые закономерности.

Закономерность 1. Забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания материала, а затем оно замедляется.

Закономерность 2. Материал, связанный с потребностями человека, с его устойчивыми интересами сохраняется в памяти прочно, иногда совсем не забывается.

Закономерность 3. Объём материала и процент сохранения его в памяти находятся в обратной зависимости. С увеличением объема трудности запоминания резко возрастают.

Закономерность 4. Материал относительно большого объема запоминается часто не охотно и усваивается только в случае крайней необходимости под влиянием значительных волевых условий. Если эту закономерность учитель не учитывает, то она приводит к отрицательным последствиям, т. к. учащиеся нередко прекращают всякие попытки усвоить материал.

Закономерность 5. Полнота, точность и прочность запоминания в значительной мере определяется соответствующими установками или направленностью и деятельности.

Закономерность 6. Понимание материала - важнейшее условие его запоминания.

Закономерность 7. Понимание затрудняется, если установка на полноту и точность запоминания появляется до усвоения материала в целом. В остальных случаях установка на запоминание, наоборот, способствует лучшему пониманию текста. Это объясняется тем, что установка на запоминание вызывает такие формы умственной деятельности, которые водных условиях облегчают, а в других – затрудняют понимание.

Закономерность 8. Понимание материала, достигнутое на некотором этапе его изучения, нередко вызывает иллюзию его запоминания. Под влиянием этой закономерности человек прекращает преждевременно деятельность по запоминанию.

Закономерность 9. Произвольное запоминание максимально эффективно, когда оно сочетается с активной мыслительной деятельностью, направленной на углубленное понимание материала, и непродуктивно, если намерение запоминать сопровождается пассивным восприятием материала путем его многократного повторения, заучивания. Задание уч-ся должно быть таким, чтобы намерение запомнить материал сочеталось с активными формами умственной деятельности.

Закономерность 10. Запоминание путем однообразного повторения изучаемого материала менее эффективно, чем запоминание путем разнообразного повторения, сводящегося к разнообразной мыслительной деятельности.