Приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями. (Рос. мова)

Медицинский контроль, педагогический контроль и самоконтроль — единая система охраны, которая обеспечивает полноценное физическое развитие школьников, т. к. данные личных наблюдений являются важнейшим дополнением к врачебному и педагогическому контролю.

Самоконтроль — это регулярное примен ение ряда простых приемов для самостоятельного наблюдения за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями при занятиях.

Самоконтроль воспитывает у школьников сознательное отношение к мероприятиям, направленных на укрепление здоровья через физические упражнения, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма.

Учитель физкультуры учит школьников правильно понимать изменение показателей самоконтроля, обязательно подчеркивает, что самоконтроль дополняет, но не заменяет врачебно-педагогические наблюдения.

Задачами учителя являются: разъяснение ученикам значения режима дня и регулярного самоконтроля для укрепления здоровья и физического развития; ознакомления с основными сведениями по гигиене, анатомии, необходимыми для понимания и оценки показателей доступных самонаблюдений; обучению школьников простым приемам наблюдения (счет пульса, частоты дыхания и др.)

Показатели, которыми можно пользоваться при самоконтроле, условно делятся на объективные и субъективные.

К субъективным показателям относятся: самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, болевые и другие ощущения, возникающие в результате воздействия на центральную нервную систему раздражителей внешней и внутренней среды.

Объективными показателями считают такие, которые можно выразить в определенных цифровых значениях (масса тела, пульс, частота дыхания, ЖЕЛ, динамометрия).

Данные самоконтроля регулярно (не реже 3-4 раза в неделю) записывают в дневник самоконтроля.

В дневник самоконтроля в графу о самочувствии записывают: хорошее, обычное, удовлетворительное, плохое, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение, боль. В эту графу надо записывать степень усталости после занятий, не устал, немного устал, переутомился. На следующий после занятий день вносят: утомлений нет, чувствует себя хорошо, осталось чувство утомления, полностью не отдохнул, чувствую себя утомленным.

Приступая к занятиям, следует сразу самостоятельно научиться контролировать состояние своего организма, который определяет степень посильной в данный момент нагрузки.

На первом этапе занятий физическими упражнениями не должно вызывать отдышки и обильного потоотделения.

Тогда, когда организм достигает надлежащей формы, можно осуществлять рекомендации Н.М. Амосова «задохнуться, не вспотеть».

Достаточно точным методом контроля за нагрузкой является определенное число ударов пульса. Пульс удобнее считать за 10 секунд, затем умножить на 6, узнать сколько их было в минуту.

Ваша задача: научившись быстро и точно контролировать пульс на месте, освоить полученные данные в движении. По мере того, как организм начнет приближаться к оптимальной спортивной форме, следует определить и ту границу пульса, ниже которой не происходит существенных изменений в нагрузке, т. е. прекращается благотворное аэробное влияние на сердечнососудистую систему, а тренировка обращается в обычную прогулку.

Работоспособность определяется как хорошая, обычная, пониженная, после учебы значительное утомление.

Простой показатель здоровья — это масса тела. Ее определяют регулярным взвешиванием. Потеря массы с неполным восстановлением до исходных величин обычно является неблагоприятным признаком, за исключением такой у школьников, страдающих ожирением.

Самочувствие — это отражение деятельности всего организма и в первую очередь центральной нервной системы. Отсутствие каких-либо признаков болезненных ощущений, бодрость, жизнерадостность, - признаки хорошего самочувствия. Появление необычных ощущений: боль в мышцах, головокружение, вялость, головная боль, - признаки плохого самочувствия.

Потоотделение — определяют как обычное, умеренное и слабое. Усиление потоотделение связано с перегрузкой.

Пульс — это ритмическое, толчкообразное колебание стенок артерий в соответствии с ритмом сокращения сердца.

В дневник самоконтроля необходимо вносить сведения о дыхании: число и количество (поверхностное, глубокое, редкое), а так же нарушения частоты и ритма, появление отдышки. Кашля.

Отдышка возникает при недостаточном газовом обмене.

Объективные данные учета воздействия нагрузки на организм     школьника — при контроле данных гикоксических проб (продолжительность задержки дыхания при вдохе и выдохе в секундах на ЖЕЛ).

Гинекологический контроль является обязательным для девушек. Из месяца в месяц девушка должна регулировать основные показатели, характеризующие течение менструации (периодичность, обильность, продолжительность и других отклонений).

Дневник самоконтроля за занятиями физическими упражнениями периодически показывают учителю физкультуры для контроля и  записи рекомендаций по дальнейшему режиму занятий, домашних занятий по физической культуре.

Выводы:

  • В школьном возрасте имеется множество условий для формирования самостоятельности и самоконтроля.
  • Для успешного развития у учащихся самостоятельности и самоконтроля необходимо знать уровень их психомоторики и способности мышления.
  • Развитие самостоятельности и активности уч-ся должно составлять часть учебно-воспитательного процесса физической культуры, а значит требует тщательного планирования, продуманной методики воздействия на учеников, а так же систематической реализации на каждом уроке.
  • Развивая самоконтроль и активность, следует опираться на специфические принципы: самостоятельность, активность  и индивидуализацию деятельности учеников. А также применяют методы, развивающие самостоятельность.