О создании проблемных ситуаций на уроках литературы. (Рос. мова)

В произведениях, изучаемых на уроках литературы в 8-м классе (повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", поэма М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…", новелла Проспера Мериме "Маттео Фальконе"), поднимаются важные, актуальные проблемы чести и долга. С помощью проблемного обучения (и спользования проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов) достигается глубокое усвоение учащимися идейно-художественного содержания произведения, ученики учатся мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение, слушать мнение других, то есть применение методов проблемного обучения способствует формированию творческой личности, которая сможет самостоятельно принимать решения в жизни.

Так, на заключительном уроке по повести "Капитанская дочка", акцентируетcя внимание на особенностях проблематики, композиции, идейно-художественном богатстве произведения. Выделяем главную проблему повести – проблему чести, долга героев (предлагается фрагмент урока).

На доске записаны эпиграф повести "Береги платье снову, а честь смолоду" и эпиграф урока.

Оставляет ветка плод,
Оставляет пчёлка мёд,
Золотой янтарь – сосна,
Овцы – тонкое руно,
Лозы – пряное питьё.
Оставляет человек
Имя доброе навек.
О. Дриз

Ученикам предлагается высказать свое понимание этических принципов и понятий: "честь", "долг", "доброе имя человека". После обсуждения высказываний уточняем их значение, обращаясь к словарю.

На доске выписаны ключевые слова:

Честь:

  • достоинство человека, моральные качества, достойные уважения и гордости (долг чести);
  • незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи, офицерская честь);
  • для женщины – целомудрие, непорочность;
  • почёт, уважение.

Долг – круг обязанностей, безусловных для выполнения.

Проводится беседа учителя по вопросам:

  • Насколько были актуальны эти этические понятия и принципы в эпоху Пушкина?
  • Сравните отношение к присяге, воинскому долгу Гринёва и Швабрина. Мог бы Гринев "мирно", без дуэли уладить свои отношения со Швабриным? Как ведут себя офицеры на дуэли? Во время захвата крепости Пугачевым? Кого из них можно назвать честным, порядочным офицером? Можно ли пожалеть Швабрина? Почему? Способен ли он на добрые поступки? Мог бы оправдать себя Петр Гринев во время ареста после разгрома армии Пугачева? Чего не хотел допустить? (Ответы обоснуйте). Зачем Пушкин в последней главе кратко, почти мимоходом, упоминает о казни пращура и деда Гринева?
  • Можно ли сказать о Маше Мироновой: "За внешней простотой скрывается настоящая красота"? Как бы изменилась судьба Маши, если бы Императрица не простила Гринёва? (Рассуждайте с учетом знания обычаев того времени, содержания повести - казнь Гринева была заменена на вечное поселение в Сибири).

Предлагаются конкурсы "Перевоплощение" (сочинение монологов от лица героев), конкурс на лучший сенкан. В конце урока учащиеся делают выводы о важности проблемы чести и долга во времена Пушкина А. С. и перебрасывают мостик в современность (остаются ли актуальными эти проблемы в наше время?)

Проблемы чести семьи поднимаются в поэме М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…" Мы переносимся в Москву далекого XVI века времен царствования Ивана Грозного.

После внимательного прочтения текста ставим цель: определить, между какими героями и почему завязывается конфликт. Составляем таблицу сравнительной характеристики купца Калашникова и опричника Кирибеевича (имена героев, их род занятий, качества характера, с какой целью каждый из них пришел на кулачный бой). Задаем проблемный вопрос: "Почему у Кирибеевича нет ни имени, ни фамилии? Кто он по национальности и вере? Почему так дерзко и грубо пристает к возвращавшейся из церкви Алене Дмитриевне? (У опричника нет ни имени, ни фамилии, потому что он их не "заслужил" своими поступками, а отчество отражает явно "басурманское" происхождение, принадлежность к иной вере).

Какую Библейскую заповедь нарушает Кирибеевич? ("Не пожелай жены ближнего своего"). Почему не кается?

Как мы воспринимаем Калашникова Степана Парамоновича и его решение выйти драться на кулачный бой? Что он защищает? (Калашников понимает, что позор жены – это его позор, позор его детей, семьи, а позор- хуже смерти, купец защищает честь семьи, так как Алена Дмитриевна-сирота, а он единственный защитник семьи). Почему Калашников после убийства Кирибеевича не отвечает Царю "по правде, по совести"? В чем его трагедия? (Истинно верующий человек, он вынужден нарушить одну из самых важных заповедей Библии: "НЕ УБИЙ!") Мог бы Калашников рассказать всю правду? (Не имел права! Он бы тем самым опорочил свою семью на всю Москву. Бой – единственно верный способ отомстить и вернуть утраченную честь)

Почему в названии поэмы на первом месте значится Иван Васильевич Грозный? Какова его роль в произведении? Кому покровительствует? (В те времена сказать неучтивое слово опричнику значило оскорбить самого Царя).

Какую память о себе оставляют Калашников и Кирибеевич?

Урок внеклассного чтения по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе" является логическим продолжением изучения двух предыдущих произведений, так как в новелле поднимается и решается та же проблема – чести и долга. (Но мы переносимся в иную страну, на остров Корсика начала XIX века, знакомимся с захватывающим трагическим сюжетом, размышляем, прав ли отец, убивший единственного сына, продолжателя рода).

Ученикам предлагается проблемный вопрос: кто Маттео Фальконе – герой или убийца?

На начальном этапе выясняем в беседе с учащимися:

  • Что ценят местные жители острова Корсика?
  • По каким законам живут?

Что значит для корсиканца закон гостеприимства? (Превыше всего корсиканцы ценят честь семьи, рода, чтят законы гостеприимства, тот, кто выдает гостя властям, вызывает гнев, презрение, считается предателем).

Обращаем внимание на этимологию имен главных героев: Маттео – "дарованный Богом", т. е. находящийся под его покровительством, имя Фортунато происходит от Фортуны, богини счастливой судьбы, переводится как "счастливчик". Почему именно так называет мальчика автор? При каком условии он соответствовал бы имени?

Как ведет себя мать подростка? Протестует ли?

Мог ли Маттео поступить иначе? Какой бы была жизнь Маттео и его семьи? Так кто же Маттео Фальконе – герой или убийца? (С точки зрения христианства, общечеловеческой морали- убийца, грешник, а с точки зрения неписанных законов Корсики- герой, совершивший правосудие, смывший кровью сына позор со своей семьи, всего рода).

С каким известным произведением русской классической литературы перекликается? Сравните причины возмездия в обоих случаях. (Н. В. Гоголь, "Тарас Бульба", Андрий ради любви предает Отчизну, отца, брата, товарищей по оружию, а Фортунато ради дорогих часов забывает обо всем!).

В конце урока предлагаем учащимся порассуждать о проблемах чести и долга на материале всех трех изученных произведений, подвести итоги, сделать выводы, остаются ли они актуальными и сейчас, будут ли основными в будущем.

Итак, проблемное обучения как прогрессивная методика способствует привлечению внимания учащихся к предмету, развитию их логического мышления, ученики анализируют поступки героев, учатся высказывать и отстаивать собственное мнение.