Дебатная методика как способ повышения мотивации при изучении иностранного языка. (Рос. мова)
Специфика преподавания иностранных языков особенна, т. к. учитель не только учит структурному строю языка, а должен сформировать умения применять в речи навыки владения этими структурами. И поскольку язык не может быть оторван от мышления, спектр обсуждаемых тем нельзя ограничить только климатом
Англии и достопримечательностями Лондона. Работая над текстами, учителю нужно быть не в меньшей степени осведомленным как в отношении современных хобби подростков, их кумиров, так и что такое ГМО, как они функционируют и влияют на человека. Он должен иметь представление и о современных субкультурах, и о направлениях современной медицины и микробиологии, о генной инженерии и имплантации микрочипов, клонировании и предотвращении глобальных катастроф. Одним словом, знать нужно все.Никто не станет отрицать, что содержание учебного процесса, а значит и функциональная задача учителя в нем, значительно изменились за последнее время. Информационное поле расширилось до невероятных пределов с развитием современных технологий, в частности, интернет дает возможность получать и обрабатывать ее мгновенно. Не удивительно, что учитель перестал быть безоговорочным источником знаний. Школьный учебник тоже не всегда дает полное видение конкретной темы, либо запаздывая с обновлением информации, либо рассматривая проблему только под одним углом зрения. В этих условиях вполне объяснимо, что задача учителя не столько дать информацию (она доступна в интернете), сколько научить, как ее переработать.
Конечно, можно читать и переводить тексты и таким образом приобщаться к следующей информации, а можно организовать урок так, чтобы дети ощутили процесс своего умственного труда, осознали ценность урока как для своего развития в целом, так и для роста в предмете в частности.
Применение дебатной методики позволяет не только получить и усвоить информацию, но и научиться воспринимать ее критически, взглянуть на реалию нашей жизни с двух сторон, оценить ее за и против, преимущества и недостатки.
Например:
- жизнь в городе и сельской местности: на самом ли деле проживание в городе имеет только преимущества.
- интернет дает информацию как повод для размышления или мешает мыслить по-своему.
- профессиональный спорт: укрепляет здоровье или вредит ему.
- развитие науки: человек больше выиграл или проиграл.
- знаменитости: папарацци способствуют или вредят.
- слежение в демократическом обществе: безопасность или ограничение свободы.
- резюме: корректно ли говорить о своих достоинствах.
- диета: она помогает или разрушает наше здоровье.
- внешний вид: важно ли это.
- амбиции: это хорошо или плохо.
- телевидение: за и против.
- виртуальные отношения: реальны или нет.
Педагогика сотрудничества – основное кредо в подготовке к дискуссии по какой-то теме. Учитель режиссирует этапы этой подготовки, вовлекая детей в планирование того, какие аспекты затронуть, т. к. собственная вовлеченность способствует и большей мотивации и ответственности за результат.
Так, например, при изучении темы "Современная медицина" в 11 классе гимназии № 92 г. Донецка по совместному решению учителя и учащихся были затронуты такие аспекты:
1. Как зарождались первые знания и опыт в медицине
2. Основные вехи в развитии:
- природные лекарства
- анестезия – хирургия
- вакцина – прививки
- применение научно технических изобретений (рентген, УЗИ, лазер, имплантаты)
- возможности современной медицины: за и против.
И как раз на последнем этапе учащимся предлагается подготовить "за" и "против" таких направлений в развитии медицинской науки, как:
- Генная инженерия
- Пластическая хирургия
- Имплантация микрочипов
Готовясь к дискуссии, учащиеся подготовили следующие доводы.
| За | Против |
Генная инженерия | - можно избавиться от гена с плохой информацией (предрасположенностью к болезням) - человек может улучшать себя, можно создать совершенный вид - можно запланировать пол будущего ребенка - можно использовать как основу для клонирования | - до конца не изучено влияние, изменяя что-то частное, к каким изменениям в целом это может привести - совершенствование человека физически и функционально идет в ущерб нравственности и морали. Суперчеловек перестает быть носителем моральных ценностей - вирус, носитель новой информации, вызывает неожиданные мутации -может привести к нарушению баланса полов |
Пластическая хирургия | - помогает устранить врожденные отклонения - помогает устранить последствия несчастных случаев -позволяет улучшить себя - примеры известных людей, звезд: красота позитивно влияет на людей | -люди теряют свою идентичность - может привести к осложнениям, даже смерти - могут использоваться преступники ради того, чтобы избежать наказания -люди становятся зависимыми от потребности становиться еще красивее в ущерб духовным и моральным ценностям |
Имплантация микрочипов | - восстанавливает зрение - повышает умственную активность - восстанавливает утраченные функции - обеспечивает контроль за деятельностью людей | - организм может отторгать микрочип т. к. это инородное тело - возможны побочные эффекты: галлюцинации, эпилепсия - может просто сломаться - вероятность стать управляемой марионеткой |
Размышление над любой проблемой с двух сторон – это глубокий интеллектуальный труд, который имеет большое значение для общего развития мыслительной активности детей, т. к. в его ходе происходит:
- Развитие интереса к учебе.
- Расширение кругозора.
- Формирование интереса к регулярному чтению.
- Системное развитие критического мышления, умения сравнивать и анализировать информацию, умения по-новому посмотреть на проблему.
- Формирование умения видеть причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуации.
- Развитие умения концентрироваться на сути проблемы.
- Обучение логики повествования, выстраиванию аргументации, умение сопровождать факты убедительными примерами.
- Развитие коммуникативных умений: умение слушать и слышать собеседника; способность работать в команде;терпимость к иным точкам зрения, толерантность в отношениях; способности признавать глубину и убедительность доводов других.
- Развитие ораторских умений.
- Формирование гражданской позиции.
Что касается речевых навыков, в ходе презентации своей точки зрения развивается умение пользоваться такими клише, как:
There is something in what you say buy there is no strong evidence in
A lot of positive outcomes are witnessed
It makes us believe/ think/ suppose
It speaks rather for
It goes far beyond any doubts
It is universally recognized
One can hardly deny
You can hardly object to
The reason for the point / the vision lies in the fact/ abitity
There are no convincing grounds to claim that
No evidence exists to prove that
Nobody has ever witnessed
There are pros and cons / advantages and disadvantages
Every coin has two sides
In general … in particular
Admittedly
It is not by chance that
It is scarcely likely that
It’s highly unlikely that
Most commonly
Generally
Firstly, secondly
The next argument in favour of / against smth
Overall
Finally
Очевидные достоинства этого приема в том, что тема преподносится не как набор информации (что можно легко найти в Интернете) и не назидательно утверждающе, а спорно, что заставляет думать и формировать свою точку зрения.
Применяя дебатный подход, учитель не ставит задачу соблюсти формат игры полностью и выявить победителя, и тем более не претендует прийти к окончательному выводу. Задача другая – развивать мышление и речь.