Дебатная методика как способ повышения мотивации при изучении иностранного языка. (Рос. мова)

Специфика преподавания иностранных языков особенна, т. к. учитель не только учит структурному строю языка, а должен сформировать умения применять в речи навыки владения этими структурами. И поскольку язык не может быть оторван от мышления, спектр обсуждаемых тем нельзя ограничить только климатом Англии и достопримечательностями Лондона. Работая над текстами, учителю нужно быть не в меньшей степени осведомленным как в отношении современных хобби подростков, их кумиров, так и что такое ГМО, как они функционируют и влияют на человека. Он должен иметь представление и о современных субкультурах, и о направлениях современной медицины и микробиологии, о генной инженерии и имплантации микрочипов, клонировании и предотвращении глобальных катастроф. Одним словом, знать нужно все.

Никто не станет отрицать, что содержание учебного процесса, а значит и функциональная задача учителя в нем, значительно изменились за последнее время. Информационное поле расширилось до невероятных пределов с развитием современных технологий, в частности, интернет дает возможность получать и обрабатывать ее мгновенно. Не удивительно, что учитель перестал быть безоговорочным источником знаний. Школьный учебник тоже не всегда дает полное видение конкретной темы, либо запаздывая с обновлением информации, либо рассматривая проблему только под одним углом зрения. В этих условиях вполне объяснимо, что задача учителя не столько дать информацию (она доступна в интернете), сколько научить, как ее переработать.

Конечно, можно читать и переводить тексты и таким образом приобщаться к следующей информации, а можно организовать урок так, чтобы дети ощутили процесс своего умственного труда, осознали ценность урока как для своего развития в целом, так и для роста в предмете в частности.

Применение дебатной методики позволяет не только получить и усвоить информацию, но и научиться воспринимать ее критически, взглянуть на реалию нашей жизни с двух сторон, оценить ее за и против, преимущества и недостатки.

Например:

  • жизнь в городе и сельской местности: на самом ли деле проживание в городе имеет только преимущества.
  • интернет дает информацию как повод для размышления или мешает мыслить по-своему.
  • профессиональный спорт: укрепляет здоровье или вредит ему.
  • развитие науки: человек больше выиграл или проиграл.
  • знаменитости: папарацци способствуют или вредят.
  • слежение в демократическом обществе: безопасность или ограничение свободы.
  • резюме: корректно ли говорить о своих достоинствах.
  • диета: она помогает или разрушает наше здоровье.
  • внешний вид: важно ли это.
  • амбиции: это хорошо или плохо.
  • телевидение: за и против.
  • виртуальные отношения: реальны или нет.

Педагогика сотрудничества – основное кредо в подготовке к дискуссии по какой-то теме. Учитель режиссирует этапы этой подготовки, вовлекая детей в планирование того, какие аспекты затронуть, т. к. собственная вовлеченность способствует и большей мотивации и ответственности за результат.

Так, например, при изучении темы "Современная медицина" в 11 классе гимназии № 92 г. Донецка по совместному решению учителя и учащихся были затронуты такие аспекты:

1. Как зарождались первые знания и опыт в медицине

2. Основные вехи в развитии:

  • природные лекарства
  • анестезия – хирургия
  • вакцина – прививки
  • применение научно технических изобретений (рентген, УЗИ, лазер, имплантаты)
  • возможности современной медицины: за и против.

И как раз на последнем этапе учащимся предлагается подготовить "за" и "против" таких направлений в развитии медицинской науки, как:

  • Генная инженерия
  • Пластическая хирургия
  • Имплантация микрочипов

Готовясь к дискуссии, учащиеся подготовили следующие доводы.

 

 За

 Против

Генная инженерия

- можно избавиться от гена с плохой информацией (предрасположенностью к болезням)

- человек может улучшать себя, можно создать совершенный вид

- можно запланировать пол будущего ребенка

- можно использовать как основу для клонирования

- до конца не изучено влияние, изменяя что-то частное, к каким изменениям в целом это может привести

- совершенствование человека физически и функционально идет в ущерб нравственности и морали. Суперчеловек перестает быть носителем моральных ценностей

- вирус, носитель новой информации, вызывает неожиданные мутации

-может привести к нарушению баланса полов

Пластическая хирургия

- помогает устранить врожденные отклонения

- помогает устранить последствия несчастных случаев

-позволяет улучшить себя

- примеры известных людей, звезд: красота позитивно влияет на людей

-люди теряют свою идентичность

- может привести к осложнениям, даже смерти

- могут использоваться преступники ради того, чтобы избежать наказания

-люди становятся зависимыми от потребности становиться еще красивее в ущерб духовным и моральным ценностям

Имплантация микрочипов

- восстанавливает зрение

- повышает умственную активность

- восстанавливает утраченные функции

- обеспечивает контроль за деятельностью людей

- организм может отторгать микрочип т. к. это инородное тело

- возможны побочные эффекты: галлюцинации, эпилепсия

- может просто сломаться

- вероятность стать управляемой марионеткой

 

Размышление над любой проблемой с двух сторон – это глубокий интеллектуальный труд, который имеет большое значение для общего развития мыслительной активности детей, т. к. в его ходе происходит:

  • Развитие интереса к учебе.
  • Расширение кругозора.
  • Формирование интереса к регулярному чтению.
  • Системное развитие критического мышления, умения сравнивать и анализировать информацию, умения по-новому посмотреть на проблему.
  • Формирование умения видеть причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуации.
  • Развитие умения концентрироваться на сути проблемы.
  • Обучение логики повествования, выстраиванию аргументации, умение сопровождать факты убедительными примерами.
  • Развитие коммуникативных умений: умение слушать и слышать собеседника; способность работать в команде;терпимость к иным точкам зрения, толерантность в отношениях; способности признавать глубину и убедительность доводов других.
  • Развитие ораторских умений.
  • Формирование гражданской позиции.

Что касается речевых навыков, в ходе презентации своей точки зрения развивается умение пользоваться такими клише, как:

There is something in what you say buy there is no strong evidence in

A lot of positive outcomes are witnessed

It makes us believe/ think/ suppose

It speaks rather for

It goes far beyond any doubts

It is universally recognized

One can hardly deny

You can hardly object to

The reason for the point / the vision lies in the fact/ abitity

There are no convincing grounds to claim that

No evidence exists to prove that

Nobody has ever witnessed

There are pros and cons / advantages and disadvantages

Every coin has two sides

In general … in particular

Admittedly

It is not by chance that

It is scarcely likely that

It’s highly unlikely that

Most commonly

Generally

Firstly, secondly

The next argument in favour of / against smth

Overall

Finally

Очевидные достоинства этого приема в том, что тема преподносится не как набор информации (что можно легко найти в Интернете) и не назидательно утверждающе, а спорно, что заставляет думать и формировать свою точку зрения.

Применяя дебатный подход, учитель не ставит задачу соблюсти формат игры полностью и выявить победителя, и тем более не претендует прийти к окончательному выводу. Задача другая – развивать мышление и речь.