А я делаю так. (Рос. мова)

Чтение в начальных классах - важный учебный предмет и одновременно средство обучения. Работая в школе 40 лет, постоянно наблюдала нежелание детей читать какую - либо художественную литературу.

Об этом говорят родители, жалуются учителя, и даже сами дети заявляют, что не хотят читать, не лю бят.

Считаю, что есть три причины нелюбви детей к книге, которую мы замечаем у современных детей.

  • Во – первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если ребёнок читает медленно, плохо, любая книга кажется ему тяжёлой, скучной.
  • Во – вторых, дети не чувствуют вкуса настоящей Книги, потому что им такой ещё не предложили.
  • В – третьих, взрослые, воспитанные на художественной литературе, а не на компьютерных играх, преувеличивают роль технических средств.

Считаю, что возвратить ребёнку книгу можно!

Профессиональная деятельность привела меня к выводу, что дети не желают читать только потому, что не умеют это делать правильно, и поэтому испытывают трудности при чтении.

Задача учителя - создать благоприятные условия для формирования у учащихся читательской компетентности, а именно развитие навыков быстрого выразительного чтения в соединении с пониманием прочитанного.

Для этого необходимо больше внимания уделять работе над текстом, его содержанием, анализу и усвоению прочитанного на основании разнообразных форм, методов и видов работы, чаще использовать различные творческие задания, соединять коллективную, групповую и индивидуальную работу, учить работать с текстом.

В своей работе на уроках чтения я использую такие виды работы:

1. Жужжащее чтение (читают одновременно вполголоса каждый со своей скоростью). На каждом уроке по 5 минут.

2. Зрительные и слуховые диктанты (развитие оперативной памяти).

3. Чтение слоговых (словарных) пирамид для расширения угла зрения.

4. Чтение слов с пропущенными буквами, предложений, текстов с пропущенными словами (развитие антиципации).

5. Многократное обращение к тексту:

  • чтение всего текста (по заданию учителя);
  • чтение, деление на части. Составление плана;
  • чтение по данному плану;
  • чтение с заданием: подготовить пересказ;
  • чтение "цепочкой" по предложению (абзацу);
  • чтение выборочное: подобрать отрывки к рисункам, ответы на вопросы;
  • чтение отрывка, который удивил, поразил чем – то;
  • найти окончание предложения по началу и наоборот (или абзаца);
  • чтение "выше нормы";
  • соотношение отрывка с пословицей;
  • нахождение предложения, которое выражает основную мысль текста;
  • установление причинно – следственных связей;
  • подбор нового заглавия;
  • чтение в лицах;
  • чтение, пересказ с помощью жестов, мимики;
  • упражнение "Живые картинки" (один ученик читает, второй мимикой лица, жестами реагирует на услышанное);
  • нахождение отрывка, который мог бы прочитать весёлый человек (добрый, грустный, злой);
  • найти предложение с восклицательным знаком (вопросительным) знаком. Прочитать с соответствующей интонацией;
  • нахождение и чтение образных выражений;
  • нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;
  • выразительное чтение отрывка по своему выбору;
  • нахождение и чтение слов, близких по значению к данным (карточки);
  • нахождение в тексте и чтение словосочетаний: существительное + прилагательное; существительное + глагол; местоимение + глагол; глагол + наречие.

Активизировать работу учащихся на уроке, вызвать интерес к чтению мне помогают такие приемы:

  • чтение на одной ноте;
  • чтение со сменой темпа, с изменением голоса;
  • упражнение "Птичий базар";
  • чтение под музыку;
  • чтение с отрывом глаз от книги (упражнение "Земля - небо");
  • упражнение "Снежный ком" (постепенное повышение голоса);
  • упражнение "Буксир";
  • хоровое чтение, отображая интонацию учителя;
  • упражнение "Диктор";
  • упражнение "Дождик";
  • чтение аннаграм;
  • чтение текста с закрытыми первыми буквами.

Достичь оптимальной скорости чтения помогут тренировочные упражнения (частота и систематичность их проведения), читательские разминки, самозамеры скорости чтения, многоразовое прочтение текста в различном темпе, с различной интонацией, парами, в два голоса "каноном", с ритмическим постукиванием, общее чтение учащихся с учителем, который своим чтением замедляет или ускоряет темп.

Скорость чтения увеличивается упражнениями на развитие оперативной памяти (зрительные, слуховые диктанты), периферического зрения, совершенствования способности узнавать слова на основании букв, которые входят в их состав, предусматривать содержание произведения по заглавию, началу и концу, заглавию и опорным словам, заглавию и иллюстрациям к произведению.

На уроках чтения целесообразно предлагать упражнения на умение быстро ориентироваться в тексте:

  • найти ответ на сложные вопросы;
  • подобрать слова на определённую орфограмму;
  • определить, сколько раз на странице повторяется то или иное слово.

Основную задачу уроков чтения - выработка и совершенствование навыков правильного, сознательного, быстрого, выразительного чтения - помогают решить игры: "Волны", "Пчелка", "Рыбки" (молчаливое чтение), "Губы на замку" (молчаливое чтение), "Засечка - бросок".

А также игры для индивидуального чтения: "Следопыты", "Снежинка", "Не порви цепочку", "Актёры", "Луна", "Лицом к лицу", "Кот и мышка".

Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут хорошо читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Предпосылкой проверки домашнего задания или к объяснению нового материала является ритмическое чтение. Ритм отражает ритмику речи и метрику стиха.

Для проведения ритмического чтения составляю карточки для учителя и для учащихся, куда входят отрывки из стихотворений.

Например, предлагаю детям познакомиться с карточками стихов. Дети "вычитывают" отрывки стихов. Затем говорю, что буду читать отрывок из стихотворения по своей карточке, а дети должны почувствовать ритм стиха, найти его продолжение на своей карточке и продолжить чтение. В притихшем классе звучит мой голос необходимой силы, тембра.

Дети практически знакомятся с темпом речи, эмоциональной окраской стиха. При необходимости нужный отрывок можно повторить. Правильное нахождение отрывка поощряется. Это вырабатывает сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения.