Программа внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование „Успех”. (Рос. мова)

Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

Для педагогов, школьной а дминистрации существуют различные возможности использования компьютера:

  • организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных, содержащих информацию об учащихся школы и их родителей, о педагогическом составе и т.д.);
  • использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет, для реализации общения с целью обмена опытом, методическими разработками и другой документацией;
  • подготовка учебных пособий, методических разработок к уроку;
  • подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа;
  • компьютерный контроль знаний учащихся;
  • организация школьного сайта, позволяющего связать между собой учеников, родителей и учителей, отразить внутреннюю жизнь школы.

Но, проведённые исследования показывают, что на активное использование учителями средств ИКТ оказывают сдерживающее влияние следующие факторы:

  • отсутствие личностной направленности на использование компьютерной техники;
  • низкий уровень информационной культуры учителя;
  • слабое научно-педагогическое, программно-техническое и научно-методическое обеспечение;
  • психологическая неготовность работать в компьютеризированной среде;
  • влияние компьютера на здоровье (изменения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, значительное увеличение зрительной нагрузки и т.п.).

Поэтому возникла необходимость в разработке программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование

Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Задачи:

  • разработка целенаправленного программно-методического обеспечения для разных категорий педагогов;
  • обеспечение самоактуализации потребности учителей в применении средств ИКТ;
  • организация обучения на различных видах курсов с использованием адаптивных учебных программ;
  • создание благоприятных условий для повышения квалификации учителей в сфере использования средств ИКТ;
  • развитие у учителей способности накапливать и передавать практический опыт использования средств ИКТ в различных условиях;
  • разработка системы стимулов по активному применению средств ИКТ в процессе самообразования;
  • создание комфортных условий для работы в компьютеризированной среде.

Как известно, мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.

Условие

Ожидаемые результаты, ведущие к повышению мотивации

Повышение ИКТ компетентности учителя

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Учитель не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использование   на уроке.

Наличие свободного доступа к компьютеру в школе. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте учителя

Есть возможность применения полученных знаний на практике. Учитель может провести урок с применением компьютера, подготовить материалы к уроку. Учащиеся положительно воспринимают перемены.

Наличие ЦОР и методик их использования

Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего урока. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность учащихся.

Возможность распространения опыта. Педагогические инновации

Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

Наличие консультанта в школе по ИКТ

В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.

Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения  ИКТ

Появляется возможность для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Стимулирование

За внедрение    ИКТ учитель получает надбавку, что ведет к увеличению заработной платы. Появляется возможность самостоятельно заработать деньги с помощью  ИКТ  (например, ведение курса дистанционного обучения).

Новые требования к выпускнику. Изменение форм взаимодействия учителя и учащегося

Переход от знаниевого подхода к деятельностному. Жизнь заставляет менять методику обучения. Без применения ИКТ  - современных образовательных технологий не применить и хороших результатов не добиться. Выпускник готов к жизни в информационном обществе.

 

Первый этап «Внедрение ИКТ в школьное образование»

2007-2008 учебный год

Задачи:

  • Создание у учителей-предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
  • Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
  • Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.
  • Техническое оснащение школы.

План работы на первом этапе

Направление

Мероприятия

Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.

Обучающие курсы на базе Гвардейского УВК

Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.

Изучение предмета информатика с 5 класса.

Организация индивидуальных и консультаций во внеурочное время

Техническое оснащение школы

Приобретение компьютеров,

мультимедиа проектора, экрана.

Организация локальной сети

Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе

Постоянно-действующий семинар «Современные педагогические технологии»

Заседания предметных кафедр «Проблемы формирования ИК грамотности учителей и учащихся»Диагностика «Мотивы трудового поведения», «Педагогические ценности учителя»

 

Второй этап «Создание творческой группы педагогов»

2009-2010 учебный год

Задачи:

  • Создание экспериментальной площадки по использованию ИКТ. Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание проблемной группы педагогов.
  • Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе и расширение круга педагогов, участвующих в эксперименте по внедрению ИКТ.
  • Организация дополнительных курсов с целью освоения работниками школы (учителями-предметниками, учителями начальных классов и администрации школы) ИКТ с учетом их профессиональной деятельности.
  • Создание творческих групп учащихся, руководителями которых являются педагоги экспериментальной группы.
  • Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе, создание лаборатории ИКТ.
  • Разработка и публикация учебно-методической информации в различных формах.

План работы на втором этапе

Направление

Мероприятия

1

Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе

Педсовет

2

Создание экспериментальной площадки по использованию ИКТ.

 

Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание проблемной группы педагогов.

3

Создание творческих групп учащихся, руководителями которых являются педагоги экспериментальной группы.

Творческая деятельность педагогов, участвующих в эксперименте

4

Организация дополнительных курсов для учителей

Консультации для учителей во внеурочное время

5

Разработка и публикация учебно-методической информации

Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе.

Оформление творческих работ учащихся.

Участие учащихся в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Проведение отрытых уроков по различным предметам

6

Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.

 

8

Техническое оснащение школы

- Подключение к сети Интернет.

- Оснащение кабинета информатики

- Создание и оснащение школьной медиатеки

 

Третий этап (основной) «Внедрение ИКТ в школьное образование»

2010-2012 учебный год

Задачи:

  • Публикация учебно-методической информации в различных формах.
  • Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе.
  • Проведение педагогического семинара-конференции
  • Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
  • Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
  • Техническое оснащение школы.
  • Создание web-сайта школы.

План работы на третьем этапе

Направление

Мероприятия

1

Расширение круга педагогов, участвующих в эксперименте по внедрению ИКТ.

Проведение педагогического семинара-конференции

 

2

Разработка и публикация учебно-методической информации

Оформление материалов по теме «Мой взгляд на использование ИКТ в преподавании учебных предметов»

Выступления на семинарах районных методических объединениях

Публикация материалов в периодической печати, в сети «Интернет»

3

Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе.

Адаптация расписания для проведения уроков с использованием ИКТ и для работы учащихся над проектами

Разработка серии уроков по определенной теме с использованием ИКТ

Проведение открытых уроков, внеклассных и воспитательных мероприятий

4

Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».

 

5

Техническое оснащение школы

Приобретение ноутбуков, экранов на штативе, оснащение школьной медиатеки

6

Создание web-сайта школы.

 

 

Четвертый этап «Итоговый». 2012-2013 учебный год

Задачи:

  • Подведение итогов работы по теме «Внедрение ИКТ в школьное образование».
  • Проведение итогового мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в процесс обучения.
  • Систематизация материала по методике использования ИКТ на уроках и в воспитательной работе.
  • Обобщение и распространение успешного опыта педагогической деятельности.
  • Выявление проблем, связанных с внедрением ИКТ в школьное образование, составление новой программы «Модель информационного пространства школы».

Ожидаемые результаты:

  • Создание единой образовательной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, что позволит наиболее полно развить способности учащихся, удовлетворить их потребности и подготовить к будущей самостоятельной жизни.
  • Совершенствование ИК-компетентности учителей, позволяющие решать средствами ИКТ существующие методические проблемы.
  • Широкомасштабное использование ИКТ для преподавания всех школьных предметов.
  • Совершенствовать внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, управленческую и хозяйственную деятельность школы.
  • Укрепление материально-технической базы школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
  • Организация эффективного информационного взаимодействия с вышестоящими организациями, родителями, обучающимися.