Программа внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование „Успех”. (Рос. мова)
Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.
Для педагогов, школьной а
дминистрации существуют различные возможности использования компьютера:- организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных, содержащих информацию об учащихся школы и их родителей, о педагогическом составе и т.д.);
- использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет, для реализации общения с целью обмена опытом, методическими разработками и другой документацией;
- подготовка учебных пособий, методических разработок к уроку;
- подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа;
- компьютерный контроль знаний учащихся;
- организация школьного сайта, позволяющего связать между собой учеников, родителей и учителей, отразить внутреннюю жизнь школы.
Но, проведённые исследования показывают, что на активное использование учителями средств ИКТ оказывают сдерживающее влияние следующие факторы:
- отсутствие личностной направленности на использование компьютерной техники;
- низкий уровень информационной культуры учителя;
- слабое научно-педагогическое, программно-техническое и научно-методическое обеспечение;
- психологическая неготовность работать в компьютеризированной среде;
- влияние компьютера на здоровье (изменения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, значительное увеличение зрительной нагрузки и т.п.).
Поэтому возникла необходимость в разработке программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование
Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
- разработка целенаправленного программно-методического обеспечения для разных категорий педагогов;
- обеспечение самоактуализации потребности учителей в применении средств ИКТ;
- организация обучения на различных видах курсов с использованием адаптивных учебных программ;
- создание благоприятных условий для повышения квалификации учителей в сфере использования средств ИКТ;
- развитие у учителей способности накапливать и передавать практический опыт использования средств ИКТ в различных условиях;
- разработка системы стимулов по активному применению средств ИКТ в процессе самообразования;
- создание комфортных условий для работы в компьютеризированной среде.
Как известно, мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.
Условие | Ожидаемые результаты, ведущие к повышению мотивации |
Повышение ИКТ компетентности учителя | Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Учитель не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использование на уроке. |
Наличие свободного доступа к компьютеру в школе. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте учителя | Есть возможность применения полученных знаний на практике. Учитель может провести урок с применением компьютера, подготовить материалы к уроку. Учащиеся положительно воспринимают перемены. |
Наличие ЦОР и методик их использования | Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего урока. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность учащихся. |
Возможность распространения опыта. Педагогические инновации | Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост. |
Наличие консультанта в школе по ИКТ | В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами. |
Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения ИКТ | Появляется возможность для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности. |
Стимулирование | За внедрение ИКТ учитель получает надбавку, что ведет к увеличению заработной платы. Появляется возможность самостоятельно заработать деньги с помощью ИКТ (например, ведение курса дистанционного обучения). |
Новые требования к выпускнику. Изменение форм взаимодействия учителя и учащегося | Переход от знаниевого подхода к деятельностному. Жизнь заставляет менять методику обучения. Без применения ИКТ - современных образовательных технологий не применить и хороших результатов не добиться. Выпускник готов к жизни в информационном обществе. |
Первый этап «Внедрение ИКТ в школьное образование»
2007-2008 учебный год
Задачи:
- Создание у учителей-предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
- Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
- Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.
- Техническое оснащение школы.
План работы на первом этапе
Направление | Мероприятия |
Обучение педагогов основам компьютерной грамотности. | Обучающие курсы на базе Гвардейского УВК |
Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ. | Изучение предмета информатика с 5 класса. Организация индивидуальных и консультаций во внеурочное время |
Техническое оснащение школы | Приобретение компьютеров, мультимедиа проектора, экрана. Организация локальной сети |
Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе | Постоянно-действующий семинар «Современные педагогические технологии» Заседания предметных кафедр «Проблемы формирования ИК грамотности учителей и учащихся»Диагностика «Мотивы трудового поведения», «Педагогические ценности учителя» |
Второй этап «Создание творческой группы педагогов»
2009-2010 учебный год
Задачи:
- Создание экспериментальной площадки по использованию ИКТ. Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание проблемной группы педагогов.
- Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе и расширение круга педагогов, участвующих в эксперименте по внедрению ИКТ.
- Организация дополнительных курсов с целью освоения работниками школы (учителями-предметниками, учителями начальных классов и администрации школы) ИКТ с учетом их профессиональной деятельности.
- Создание творческих групп учащихся, руководителями которых являются педагоги экспериментальной группы.
- Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе, создание лаборатории ИКТ.
- Разработка и публикация учебно-методической информации в различных формах.
План работы на втором этапе
№ | Направление | Мероприятия |
1 | Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе | Педсовет |
2 | Создание экспериментальной площадки по использованию ИКТ.
| Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание проблемной группы педагогов. |
3 | Создание творческих групп учащихся, руководителями которых являются педагоги экспериментальной группы. | Творческая деятельность педагогов, участвующих в эксперименте |
4 | Организация дополнительных курсов для учителей | Консультации для учителей во внеурочное время |
5 | Разработка и публикация учебно-методической информации | Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе. Оформление творческих работ учащихся. Участие учащихся в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Проведение отрытых уроков по различным предметам |
6 | Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы. |
|
8 | Техническое оснащение школы | - Подключение к сети Интернет. - Оснащение кабинета информатики - Создание и оснащение школьной медиатеки |
Третий этап (основной) «Внедрение ИКТ в школьное образование»
2010-2012 учебный год
Задачи:
- Публикация учебно-методической информации в различных формах.
- Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе.
- Проведение педагогического семинара-конференции
- Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
- Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
- Техническое оснащение школы.
- Создание web-сайта школы.
План работы на третьем этапе
№ | Направление | Мероприятия |
1 | Расширение круга педагогов, участвующих в эксперименте по внедрению ИКТ. | Проведение педагогического семинара-конференции
|
2 | Разработка и публикация учебно-методической информации | Оформление материалов по теме «Мой взгляд на использование ИКТ в преподавании учебных предметов» Выступления на семинарах районных методических объединениях Публикация материалов в периодической печати, в сети «Интернет» |
3 | Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе. | Адаптация расписания для проведения уроков с использованием ИКТ и для работы учащихся над проектами Разработка серии уроков по определенной теме с использованием ИКТ Проведение открытых уроков, внеклассных и воспитательных мероприятий |
4 | Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя». |
|
5 | Техническое оснащение школы | Приобретение ноутбуков, экранов на штативе, оснащение школьной медиатеки |
6 | Создание web-сайта школы. |
|
Четвертый этап «Итоговый». 2012-2013 учебный год
Задачи:
- Подведение итогов работы по теме «Внедрение ИКТ в школьное образование».
- Проведение итогового мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в процесс обучения.
- Систематизация материала по методике использования ИКТ на уроках и в воспитательной работе.
- Обобщение и распространение успешного опыта педагогической деятельности.
- Выявление проблем, связанных с внедрением ИКТ в школьное образование, составление новой программы «Модель информационного пространства школы».
Ожидаемые результаты:
- Создание единой образовательной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, что позволит наиболее полно развить способности учащихся, удовлетворить их потребности и подготовить к будущей самостоятельной жизни.
- Совершенствование ИК-компетентности учителей, позволяющие решать средствами ИКТ существующие методические проблемы.
- Широкомасштабное использование ИКТ для преподавания всех школьных предметов.
- Совершенствовать внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, управленческую и хозяйственную деятельность школы.
- Укрепление материально-технической базы школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
- Организация эффективного информационного взаимодействия с вышестоящими организациями, родителями, обучающимися.