В поисках образовательных технологий. (Рос. мова)

В истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой.
Дени Дидро

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.
Цицерон

Одним из сущес твенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка системы обучения и контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателям, многие из нас испытывают большие трудности в организации процесса усвоения и контроля знаний учащихся. Мы часто формально применяем средства и методы проведения урока и проверки знаний учащихся. Учащиеся недостаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля.

В процессе работы я знакомился и изучал различные методы, подходы, технологи, в поисках оптимальной формы как для себя, в лице учителя, так и для ученика. Поиск шёл по пути ответа на вопрос - «Что я, как учитель, буду делать на уроке?». Прошло время, прежде чем я осознал, что выбранный мной ориентир в поиске неверен и приводит меня к ошибочным подходам в своей работе.

Самое большое впечатление на меня произвели тренинговые технологии. Но быть участником тренингового процесса и проводить подобные модули оказалось противоположным в своём наполнении опытом для меня как педагога. Применять эту технологию - стало для меня определённым выходом из традиционного подхода в образовательном процессе. Но осознание того, что этот подход не всегда уместен и не может дать ожидаемого результата огорчало меня.

В тоже время знакомство с тренинговыми технологиями подтолкнуло меня к важному выводу: мой вопрос «Что я, как учитель, буду делать на уроке?» не корректен и ведёт меня ложным путём.

Так какой же проблемный вопрос я, как преподаватель, должен был поставить перед собой? И решение пришло совсем неожиданно, когда я обнаружил небольшую ссылку на Дальтон-технологияю. В процессе изучения данного направления я столкнулся с тем, что Дальтон – технологию не всегда называют «Дальтон» технологией и считают, что ещё рано её считать технологией[1], однако уже сейчас основные ее признаки, как технологии, обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся. В этой связи целесообразным можно считать описание этой технологии, так как именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в полной мере даже в условиях классно-урочной системы.

И вот теперь проблемный вопрос оформился сам собой - «Чем занят и что делает во время занятий ученик?». Для меня была задана главная цель – ученик должен полноценно чувствовать себя причастным к познавательному процессу и только от него будет зависеть результат.

Тогда поскольку на уроке нет главного и подчинённого, а присутствуют два равноценных компонента «ученик» и «преподаватель» взаимодействие этих компонентов даст, соответственно уровню их синхронности, свой результат. Сотрудничество преподавателя и учащихся возникает через возможность обратиться к учителю за помощью. Помимо этого, школьники осуществляют индивидуальную коррекцию знаний, проводя самопроверку и получая поддержку со стороны одноклассников.

Учить – это учиться вдвойне.
Ж. Жубер

Откуда пришла эта технология? Дальтон - это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас эти школы распространились в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хален Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе.

Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через нее обеспечивается технология личностно- ориентированного обучения. В Дальтон-технологии заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения в более полной мере даже в условиях классно-урочной системы.

В20-е годы XX столетия была сделана попытка перенести американский опыт по реализации Дальтон- технологии на советскую почву, трансформируя его на основе идеи о Единой трудовой школе. Опыт не увенчался, успехом. До 90-х годов Дальтон-план не представлял никакого интереса для исследователей. Только после реформ в социальной, экономической и образовательной сфере встал вопрос об - актуализации Дальтон- технологии. Его переосмысление как дидактически оправданной технологии, возможность использования в рамках классно-урочной системы дало ему «новую жизнь». Вместе с тем надо заметить, что отсутствуют методические исследования, свидетельствующие об эффективности использования Дальтон- технологии в обучении, поэтому можно констатировать неразработанность данной проблемы для новых условий образования.

Дальтон-план – это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах:

  • свобода,
  • самостоятельность,
  • сотрудничество.

 

Все эти принципы объединяются ведущим принципомпринципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон – технологии.

Какое содержание каждого принципа?

Что такое свобода? Это право выбора учеником предмета, темы места, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Необходимо отметить, что между свободой и не участием в образовательном процессе лежит очень тонкая грань. Ученик не должен воспринимать данную ему свободу как возможность не участвовать в процессе изучения учебного материала. Выбор стоит не в принципе – «делать» -« не делать», а в выборе из нескольких предложенных планом заданий. Ученик сам выбирает посильные ему задания и может самостоятельно сделать вывод о своих возможностях. Поэтому следует давать выбор из того, что Вы хотите получить в конце изучения конкретной темы.

Самостоятельность - это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности, маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальный, парный, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушивать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. Есть маленький нюанс: помощь учителя состоит главным образом в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос

Таким образом ученик идёт путём - работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам (ответственность).

Можно сформулировать основные задачи Дальтон - технологии:

  • во-первых, обеспечить индивидуализированное развитие ученика;
  • во-вторых, развивать его социальный опыт за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Все эти исходные позиции философии реализуются через Дальтон-план, включающий в себя задания, лабораторию и дом. Рассмотрим каждый компонент.

Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема) , а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т. д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого, но и дается проверочная работа для всех, именно она и оценивается. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон- план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по количеству учебных четвертей), затем каждую часть - на количество месяцев в четверти и затем - на количество недель. И это было основой для определения задания на день, неделю, месяц. Однако это все же формальный подход, и опыт в последующем показал, что основой деления должны быть логически завершенные части одной программы. Поэтому в своей практике я начал с реализации данного подхода в рассмотрение отдельной темы в рамках предмета и класса.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

  • Они носят уровневый характер;
  • Охватывают достаточный объем учебного материала;
  • Четко формулируется цель задания, а значит, и его результат;
  • Понятно сформулированы;
  • Они должны быть интересными для ученика;
  • Рассчитаны на возможность, ученика самостоятельно справиться с ними. Для этого в заданиях даются указания, литература, срок выполнения (время)
  • Предполагаются различные формы работы, возможность для сотрудничества с другими;
  • Предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе и др.)
  • Ученику должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;
  • Предполагает предварительное и последующее обсуждение;
  • Представляет для ученика определенное испытание;
  • Предусматривает достижение как качественных, так и количественных показателей.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется прежде всего индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория – это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданиями, а также для участия в учебных занятиях.

Дом – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать, свобода выбора, с кем выполнять работу, наличие группы консультантов, психолога и т. д.

Ученик должен помнить и осознавать следующие правила:

  • Работай сейчас.
  • Береги время.
  • Ничего не откладывай на потом.
  • Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя, выматывать и отравлять удовольствие от работы.

Работа по технологии Дальтон – технологии не является ведущей, ее необязательно внедрять повсеместно, но в совмещении с другими технологиями: она может способствовать улучшению знаний учащихся, повышению самооценки, увеличению самостоятельности при изучении истории и просто интереса к предмету.

К сожалению, не велась статистика, не было сравнительного анализа результатов до и во время использования Дальтон - технологии. Это надо взять на заметку и обязательно сделать во время дальнейшей работы.

Список использованной литературы

  1. Кукушин В.С. теория и методика обучения.- Ростов н /Д.:Феникс,2005,-С.242
  2. Акбашева Р.Ш. Проектный подход к личностно-ориентированному образованию. – Уфа: Башгоспединститут, 1999. – С. 132.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  4. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. - 2000. – №2. – С. 13-15.
  5. Із скарбнички мудрих думок // Шкільний світ. – 2006. - №33-34. – С. 44.
  6. Клокар Н.І., Слободянюк Н.Г., Стаднюк І.І. Концепція діяльності наукової лабораторії особистісно орієнтованого навчання та виховання // Організація та зміст діяльності наукових лабораторій інституту / За ред. Н.І. Клокар, О.В.Чубарук. – Біла Церква, 2005. – С.209.
  7. Навчання в дії. Як організувати підготовку вчителів до застосування інтерактивних технологій навчання: Методичний посібник / А.Панченков, О.Пометун, Т.Ремех. – К.: А.П.Н., 2003. – 72 с.
  8. Подмазін С.І. Особистісно-орієнтований освітній процес: принципи, технології // Педагогіка і психологія. – 1997. – № 2. – С. 37 – 43.
  9. Селевко С.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  10. Софій Н.З., Кузьменко В.У. Про Сто і один метод активного навчання. – К.: Крок за кроком, 2003. -116 с.
Попередній перегляд

Триває завантаження