Забота о здоровье детей - это важнейший труд учителя. (Рос. мова)
Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
В развитии современной системы образования особое значени
е приобретают ориентиры на признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие своих способностей. Необходимым условием самосовершенствования, продуктивной творческой деятельности человека является его здоровье. В. М. Сухомлинский писал: ,,Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы." Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Поэтому проблема здорового образа жизни приобретает первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях, а также в практической деятельности педагогов – практиков.В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии:
- 50% детей школьного возраста имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах;
- около 70% детей страдают от гиподинамии.
По данным Министерства Украины, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.
Каждый третий ребенок имеет хроническое заболевание. Увеличивается количество учащихся с нарушением осанки. Поражение сколиозом увеличивается особенно к старшим классам.
Средний показатель детей с нарушением зрения по школе составляет 17,2%.
В структуре заболеваний лидируют болезни органов дыхания, зрения, пищеварения и костно-мышечной системы.
Следует выделить следующие физкультурные группы у учащихся:
- основная – 76,5%,
- подготовительная – 22,4%,
- специальная – 0,1%,
- освобожденные – 1%
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является, исходя из данных по школе, актуальной и значимой.
Для реализации здоровьесберегающих подходов необходимо выполнение принципов:
- сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
- индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
- систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
- психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в образовательном процессе.
- творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления.
Для обеспечения воспитания здорового ребёнка работа по здоровьесберегающей системе строится по направлениям:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.
Результативность работы возможна при условии системности, целенаправленности, комплексности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо - физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.
Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.
Формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего благоприятные условия для успешного обучения, социально-психологического самоопределения ребёнка, сбережения его здоровья на всех возрастных этапах, развития гармоничной личности.
Задачи школы
- Создать здоровьесберегающие условия организации образовательного и воспитательного процесса.
- Способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
- Организовать психологическое сопровождение развития детей и подростков.
- Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов.
- Создать условия для повышения уровня психологических знаний родителей и обучение их методам сохранения психического и физического здоровья детей.
Задача классных руководителей
1. Создают мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами физ-ры. Создают здоровый психологический климат в классе, способствуют его поддержанию.
2. Осуществляют информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и развития культуры здорового образа жизни с учащимися, их родителями, педагогами.
3. Способствуют поддержанию физических, психических сил учащихся:
- совместные прогулки, походы, экскурсии;
- проведение вечеров отдыха;
- освоение активных форм взаимодействия:
- диспуты,
- фестивали,
- игры,
- конкурсы,
- викторины,
- праздники,
- спортивные соревнования.
4. Привлекают учащихся в кружки и секции.
5. Воспитывают у учащихся ответственное отношение к своему здоровью.
6. Защищают права учащихся, их честь и человеческое достоинство.
7. Оказывают первую медицинскую помощь.
Задача учителя физической культуры
- Используют на уроках подвижные народные игры, спортивные забавы и развлечения.
- Расширяют спектр мероприятий, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.
- Организуют работу спортивных секций и спортивных клубов.
- Подбирают определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.
- Участвуют в просветительской работе педагогов, учащихся и их родителей.
Задача родителей
- Занимаются профилактикой заболеваний в семье.
- Заботятся о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
- Получают информацию у школьной медицинской службы о проблемах ребенка, оказывают ему своевременную помощь в их решении.
- Своевременно информируют классных руководителей, медицинских работников школы о проблемах здоровья ребенка.
- Организуют полноценный досуг ребенка.
- Осуществляют контроль над выполнением режима дня ребенка.
- Активизируют деятельность по реализации программы "Здоровье" в школе и классе.
Задача учащихся
- Ведут здоровый образ жизни: соблюдают режим дня; соблюдают правила гигиены; гуляют на свежем воздухе; закаляются; занимаются спортом, туризмом, интересными и полезными делами.
- Регулируют время просмотра телевизионных передач и работы за компьютером.
- Развивают интерес к печатным изданиям и художественной литературе.
- Участвуют в реализации программ, акций, мероприятий, посвященных проблемам здоровья.
- Развивают активную позицию по развитию здорового образа жизни в классе, в школе, в семье, в своем окружении.
- Изучают прогрессивные методики и системы оздоровления человека.
- Участвуют в развитии органов самоуправления в школе и в классе.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- Физкультминутки
- Динамические паузы
- Спортивные часы
- Дни здоровья
- Туристические походы, прогулки, экскурсии
- Выезды в бассейны, аквапарки
- Спортивные секции и кружки
- Спортивные игры
- Праздники "Мама, папа, я – спортивная семья"
- Фестиваль "Твое свободное время – твое здоровье"
- Агитбригады
- Тематические вечера отдыха
- Летний пришкольный оздоровительный лагерь
Система учебно-воспитательных мероприятий:
- Проведение анкетирования, диагностирования, интервьюирования, опросов всех участников образовательного процесса
- Викторины "Злые вредные привычки", "Правила гигиены", "Эти грязные руки"
- Беседы по сохранению и укреплению здоровья школьников
- Беседы по профилактике вредных привычек
- Беседы по профилактике предупреждения неврозов, стрессов и психических расстройств
- Диспуты "Твой здоровый образ жизни", "Здоровье и трудовая активность"
- Дебаты о здоровом образе жизни
- Круглые столы по проблемам формирования здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса
- Лекции, беседы, уроки о правильном питании
- Школьные радиопередачи о здоровом образе жизни
- Беседы о пользе закаливания, плавания
- Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи
- Выпуск агитационных стенгазет, листовок, буклетов по развитию здорового образа жизни
- Выпуск информационного листа о спортивных достижениях и событиях
- Акции различного уровня "Курению и наркотикам нет", "Я выбираю жизнь", "Познай себя"
- Организация встреч с врачами-специалистами и специалистами других ведомств
- Агитационная работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом
Ожидаемые результаты здоровьесберегающей деятельности
- Сохранение и укрепление физического здоровья учащихся
- Формирование устойчивой мотивации у учащихся и учителей к здоровому образу жизни
- Повышение уровня психологического комфорта в ученическом и педагогическом коллективе
- Снижение нервно-психических отклонений в здоровье учащихся
- Установление взаимоотношений сотрудничества, улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990.
2. Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. - М.: Просвещение, 1971.
3. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. - М.: Просвещение, 1974.
4. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение. 1987.
5. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.:
Просвещение, 1991.
6. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - СП6., 1997.
7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии 1- 4 классы. — М.: "Вако", 2004.
8. Козык Н. И. Занятия в "Школе здоровья" //Начальная школа. № 8 - 2006.
9. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
10. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2003
11. Щемелева О. Ю. Организация учебно - воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности // Начальная школа. № 2, 2007.