Забота о здоровье детей - это важнейший труд учителя. (Рос. мова)

Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.

В развитии современной системы образования особое значени е приобретают ориентиры на признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие своих способностей. Необходимым условием самосовершенствования, продуктивной творческой деятельности человека является его здоровье. В. М. Сухомлинский писал: ,,Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы." Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Поэтому проблема здорового образа жизни приобретает первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях, а также в практической деятельности педагогов – практиков.

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии:

  • 50% детей школьного возраста имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах;
  • около 70% детей страдают от гиподинамии.

По данным Министерства Украины, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.

Каждый третий ребенок имеет хроническое заболевание. Увеличивается количество учащихся с нарушением осанки. Поражение сколиозом увеличивается особенно к старшим классам.

Средний показатель детей с нарушением зрения по школе составляет 17,2%.

В структуре заболеваний лидируют болезни органов дыхания, зрения, пищеварения и костно-мышечной системы.

Следует выделить следующие физкультурные группы у учащихся:

  • основная – 76,5%,
  • подготовительная – 22,4%,
  • специальная – 0,1%,
  • освобожденные – 1%

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является, исходя из данных по школе, актуальной и значимой.

Для реализации здоровьесберегающих подходов необходимо выполнение принципов:

  • сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
  • индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
  • систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
  • психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в образовательном процессе.
  • творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления.

Для обеспечения воспитания здорового ребёнка работа по здоровьесберегающей системе строится по направлениям:

  • создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
  • воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.

Результативность работы возможна при условии системности, целенаправленности, комплексности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо - физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего благоприятные условия для успешного обучения, социально-психологического самоопределения ребёнка, сбережения его здоровья на всех возрастных этапах, развития гармоничной личности.

Задачи школы

  • Создать здоровьесберегающие условия организации образовательного и воспитательного процесса.
  • Способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
  • Организовать психологическое сопровождение развития детей и подростков.
  • Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов.
  • Создать условия для повышения уровня психологических знаний родителей и обучение их методам сохранения психического и физического здоровья детей.

Задача классных руководителей

1. Создают мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами физ-ры. Создают здоровый психологический климат в классе, способствуют его поддержанию.

2. Осуществляют информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и развития культуры здорового образа жизни с учащимися, их родителями, педагогами.

3. Способствуют поддержанию физических, психических сил учащихся:

  • совместные прогулки, походы, экскурсии;
  • проведение вечеров отдыха;
  • освоение активных форм взаимодействия:
  • диспуты,
  • фестивали,
  • игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • праздники,
  • спортивные соревнования.

4. Привлекают учащихся в кружки и секции.

5. Воспитывают у учащихся ответственное отношение к своему здоровью.

6. Защищают права учащихся, их честь и человеческое достоинство.

7. Оказывают первую медицинскую помощь.

Задача учителя физической культуры

  • Используют на уроках подвижные народные игры, спортивные забавы и развлечения.
  • Расширяют спектр мероприятий, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.
  • Организуют работу спортивных секций и спортивных клубов.
  • Подбирают определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.
  • Участвуют в просветительской работе педагогов, учащихся и их родителей.

Задача родителей

  • Занимаются профилактикой заболеваний в семье.
  • Заботятся о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
  • Получают информацию у школьной медицинской службы о проблемах ребенка, оказывают ему своевременную помощь в их решении.
  • Своевременно информируют классных руководителей, медицинских работников школы о проблемах здоровья ребенка.
  • Организуют полноценный досуг ребенка.
  • Осуществляют контроль над выполнением режима дня ребенка.
  • Активизируют деятельность по реализации программы "Здоровье" в школе и классе.

Задача учащихся

  • Ведут здоровый образ жизни: соблюдают режим дня; соблюдают правила гигиены; гуляют на свежем воздухе; закаляются; занимаются спортом, туризмом, интересными и полезными делами.
  • Регулируют время просмотра телевизионных передач и работы за компьютером.
  • Развивают интерес к печатным изданиям и художественной литературе.
  • Участвуют в реализации программ, акций, мероприятий, посвященных проблемам здоровья.
  • Развивают активную позицию по развитию здорового образа жизни в классе, в школе, в семье, в своем окружении.
  • Изучают прогрессивные методики и системы оздоровления человека.
  • Участвуют в развитии органов самоуправления в школе и в классе.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • Физкультминутки
  • Динамические паузы
  • Спортивные часы
  • Дни здоровья
  • Туристические походы, прогулки, экскурсии
  • Выезды в бассейны, аквапарки
  • Спортивные секции и кружки
  • Спортивные игры
  • Праздники "Мама, папа, я – спортивная семья"
  • Фестиваль "Твое свободное время – твое здоровье"
  • Агитбригады
  • Тематические вечера отдыха
  • Летний пришкольный оздоровительный лагерь

Система учебно-воспитательных мероприятий:

  • Проведение анкетирования, диагностирования, интервьюирования, опросов всех участников образовательного процесса
  • Викторины "Злые вредные привычки", "Правила гигиены", "Эти грязные руки"
  • Беседы по сохранению и укреплению здоровья школьников
  • Беседы по профилактике вредных привычек
  • Беседы по профилактике предупреждения неврозов, стрессов и психических расстройств
  • Диспуты "Твой здоровый образ жизни", "Здоровье и трудовая активность"
  • Дебаты о здоровом образе жизни
  • Круглые столы по проблемам формирования здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса
  • Лекции, беседы, уроки о правильном питании
  • Школьные радиопередачи о здоровом образе жизни
  • Беседы о пользе закаливания, плавания
  • Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи
  • Выпуск агитационных стенгазет, листовок, буклетов по развитию здорового образа жизни
  • Выпуск информационного листа о спортивных достижениях и событиях
  • Акции различного уровня "Курению и наркотикам нет", "Я выбираю жизнь", "Познай себя"
  • Организация встреч с врачами-специалистами и специалистами других ведомств
  • Агитационная работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом

Ожидаемые результаты здоровьесберегающей деятельности

  • Сохранение и укрепление физического здоровья учащихся
  • Формирование устойчивой мотивации у учащихся и учителей к здоровому образу жизни
  • Повышение уровня психологического комфорта в ученическом и педагогическом коллективе
  • Снижение нервно-психических отклонений в здоровье учащихся
  • Установление взаимоотношений сотрудничества, улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990.

2. Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. - М.: Просвещение, 1971.

3. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. - М.: Просвещение, 1974.

4. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение. 1987.

5. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.:

Просвещение, 1991.

6. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - СП6., 1997.

7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии 1- 4 классы. — М.: "Вако", 2004.

8. Козык Н. И. Занятия в "Школе здоровья" //Начальная школа. № 8 - 2006.

9. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

10. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2003

11. Щемелева О. Ю. Организация учебно - воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности // Начальная школа. № 2, 2007.