Формування та становлення особистості випускника школи засобами літературного краєзнавства у процесі пізнавальної проектної діяльності. (Рос. мова)

Чувство Родины прививали мне мои школьные учителя. Они научили любить Украину с её задушевными песнями, Донбасс – край самоотверженных тружеников, и родной город, в котором выросло много талантливых людей. История и литература родного края увлекали меня всегда. Опыт и знания помогают сегодня не т олько в школе, но и за её пределами влиять на подрастающее поколение и взрослое население нашего города, воспитывать граждан Украины с чувством единого славянского родства.

Уверена: чтобы сознательно любить свою Родину, нужно ее знать. Знать историю, литературу, традиции, обычаи. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине – к тому месту, где мы родились, росли, учились, дружили, откуда взяли старт в большую жизнь.

В период становления независимости Украины и Донбасса неотъемлемой составной частью моей учебно-воспитательной работы стало литературное краеведение, позволяющее давать воспитанникам дополнительное углублённое литературное образование по трём приоритетным направлениям:

  • изучение жизненных и творческих связей с Украиной русских писателей-классиков;
  • знакомство с биографией и произведениями писателей и поэтов, чей жизненный или творческий путь соприкоснулся с Донбассом;
  • исследование литературного наследия поэтов, писателей, журналистов, чей талант начинал развиваться в Енакиеве.

В период национального возрождения Украины и Донбасса, когда все мы начали осмысливать своё прошлое и искать корни в седой древности, работаю в тесном сотрудничестве с учителями украинского языка и литературы. В течение десяти лет проводила факультативные занятия по авторским программам "Литературное краеведение", которые утверждались Донецким областным институтом последипломного педагогического образования. За это время моими учениками на городском радио было проведено десять передач по литературному краеведению, а в городской газете для детей и подростков "Тинэйджер" напечатано более тридцати их творческих работ. К юбилею Донецкой области они были представлены на выставке в городском музее.

Интерес моих воспитанников к проблеме оказался стойким. Подготовленность позволяла им видеть в жизни и в прессе нужные направления для деятельности. Участвуя в Международном конкурсе эпистолярных писем, проводимых Укрпочтой, адресовали свои чувства и мысли донецким литераторам Светлане Куралех и Анатолию Кравченко, чей творческий путь исследовали и кому посвящали свои ученические работы. Мои усилия всегда были направлены на воспитание будущих интеллигентов, мыслящих и неравнодушных к литературным проблемам города. Это и подвигало школьников разных лет на встречи в литературной гостиной с журналистами Енакиева и Донетчины, руководителями городского литературного объединения "Родник", переименованного впоследствии в "Чумацкий шлях", с бардами Енакиева и соседней Горловки, с художниками, запечатлевшими пейзажи родного города.

Приятный для меня и полезный для моих учеников факт: ребята после окончания школы не порывали связи с тем, чем занимались в пору ученичества:

  • школьница, начавшая работу над малоисследованной в научной литературе бардовской песней, уехала с родителями в Россию, там закончила свое исследование, которое представила на встрече с бардами в литературно-музыкальной гостиной родной школы;
  • ученик, поступивший в техникум, напечатал в городской газете заметку по литературному краеведению;
  • выпускница школы в 11 классе успешно защитила на областном конкурсе ученических научно-исследовательских работ Малой академии наук свою работу "Литературная слава Енакиева" и стала призёром;
  • ещё один ученик работал в профильной смене начинающих журналистов Межрегионального фестиваля детской и молодежной прессы в оздоровительном лагере "Жигули" (г. Самара), где был награждён дипломом в номинации "Пилигрим";
  • ежегодно кто-то из моих ребят становился победителем или лауреатом областного конкурса "Творча юнь Донбасу".

Читая ученические мини-сочинения "О себе", размещённые в нашем альбоме рядом с детскими фотографиями авторов творческих работ, понимала, что для каждого моего воспитанника исследовательская работа была не отпиской, не школьным сочинением или "рефератом". Это был этап детства, о котором откровенно рассказали ребята. Они поделились сокровенным, тем, что волнует их души. Кто-то хотел утвердиться в новом коллективе и с мамой ездил в областную библиотеку. Кто-то хотел своей маме доказать, что он не такой уж плохой и совсем не безнадёжный. Кто-то получил шанс проверить свои способности, а кого-то "Слово о полку Игореве" вдохновило потому, что события, описанные неизвестным автором, происходили на родной донецкой земле. Один из учеников увидел сходство своей души и души В. Гаршина. Кто-то увлёкся образом "речки-невелички" Булавинки, протекающей в черте города, в творчестве енакиевских поэтов… Ценность этих миниатюр для меня ещё и в том, что их можно читать без комментариев – в них непосредственность взрослеющих детских душ. Я же не могу забыть и блеск их глаз, когда после прочтения работы говорила, что можно отдавать в печать. Ситуация успеха во многом определяет мотивацию учения. Позитивная мотивация, считаю, – это шаг к зрелости.

Никогда не скрываю, что в многолетней практике бывает приятное и неприятное, были, есть и будут победы и поражения. Первые вдохновляют, вторые учат анализировать ошибки, делать выводы и снова браться за работу. До сих продолжает приятно радовать и удивлять то, что мои воспитанники разных лет обучения, независимо друг от друга, с некоторым удивлением отмечали: все великие и талантливые наши земляки любили свой провинциальный пыльный город. Дети сами замечали такой патриотизм в их творчестве. Думаю, что это помогало им увидеть, за что можно любить Енакиево. В заметке "Ценности вечны" (о выставке наших творческих работ в городском музее к юбилею области) Саша Р. написал: "Проходят годы. Меняется наша земля, меняется общественный строй. Но история и наш детский труд убедительно доказывают: таланты, отданные стране, своему народу, делу, вечны, как вечны общечеловеческие жизненные ценности". Пусть это прозвучит нескромно, но именно этому я старалась учить все поколения учеников. Вдвойне приятна и ценна такая зрелость моего воспитанника, проявившаяся в результате краеведческой работы.

Литературное краеведение считаю наиболее удачным направлением для применения нестандартных форм и методов работы. Значительное количество инноваций в моей педагогической деятельности связано с использованием интерактивных методов и форм, которые дают возможность школьникам взаимосотрудничать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-нибудь. Это помогает мне решать проблему диалогового обучения, в процессе которого осуществляется сотрудничество учителя и ученика. Учебный процесс на уроках, внеклассных мероприятиях по литературному краеведению, на факультативных занятиях и в процессе индивидуально-групповых консультаций организую таким образом, чтобы практически все учащиеся принимали участие в познавательном процессе и имели возможность понимать и рефлексовать по поводу того, что они знают и что думают. В этом отношении стали для меня бесценными проектные технологии.

Однако путь мой к вовлечению воспитанников в проектную деятельность начинается не сразу. Он проходит несколько этапов.

На первом этапе использую и применяю нестандартные уроки, деловые и ролевые игры. В методической копилке имеются интегрированные уроки и внеклассные занятия с учителями истории, музыки, изобразительного искусства по таким темам: "Это праздник со слезами на глазах…", "Енакиево в плакатах, рисунках и картинах", "Донбасс никто не ставил на колени…", "Барды Енакиева" и другие. Импровизированные учебные занятия с нетрадиционной структурой, в какой-то степени, – компромисс в работе с учащимися, которые не умеют или не могут много и настойчиво работать в обычной обстановке. За счёт работы в группе или домашней подготовки и помощи учителя эти нестандартные уроки и занятия повышают интерес к учебно-воспитательной проблеме, способствуют развитию творческих способностей учащихся, учат их работать с источниками информации, расширяя кругозор и мотивируя к сознательному включению в практическую деятельность.

Вторым основополагающим моментом в подходе к проектной деятельности считаю нужную мотивацию в начале урока. Это может быть загадка, цитата, интересный факт или вопрос, ответ на который будет получен в процессе усвоения материала. Иногда это сознательно допущенная мною ошибка, о которой учащихся предупреждаю заранее, а также практическая работа, польза которой очевидна. Это может быть и непродолжительная игра, когда ученики должны отвечать ДА – НЕТ (например, учителем называется фамилия литератора из нашего города или области, а отчество – с ошибкой, учащиеся хлопком подтверждают правильность или молчанием неправильность предложенного; второй вариант: роль учителя выполняет один из учеников класса и "утверждает", что автором такого-то произведения является … предлагается фамилия поэта или писателя; вызванный им ученик (как вариант – ученик, которому вручается флажок) должен дать утвердительный или отрицательный ответ коротким словом "да" или "нет"). Игровые моменты являются хорошим стимулом для вовлечения в работу по достижению дидактической цели урока или внеклассного занятия. Они могут носить и характер соревнований между рядами. Кто из приглашённых к доске представителей каждого ряда за отведенное время напишет на доске по памяти без ошибок одно четверостишие из стихотворений, которые учили на уроках литературы родного края? Или чьи предложения о нашей малой родине, написанные на специально заготовленных листах, члены независимого жюри (например, коллеги учителя или ученики старших классов) признают лучшими? Результатом таких наработок стала тематическая папка "Воспитание любви к малой родине", в которой постепенно накапливается материал для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Третий важный шаг, который я совершаю на пути к вовлечению воспитанников в работу над познавательным проектом, – это проблемное обучение – организация учебной работы на уроке или во внеурочное время, предусматривающая создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность ребят в ее решении. На уроке ЛРК мы познакомились с творчеством известного поэта-песенника Михаила Пляцковского, который родился, учился и шагнул в большую жизнь с енакиевской земли. На "пятиминутке" по ЛРК предлагаю решить проблему: талант, полученный на генном уровне (тут ребята вспоминают генетику, которую изучают на уроках биологии), трудолюбие, хорошие учителя или … свой вариант вывода о том, что позволило простому пареньку без влиятельных родителей добиться славы и мирового признания. Это позволяет закреплять знания, полученные в результате дополнительного образования, развивать нестандартное, творческое мышление, учить работать в паре или команде (предлагается работа с соседом по парте или в команде с учениками рядом стоящих парт), осознанно и достаточно глубоко усвоить или закрепить научные положения, готовить к самостоятельной деятельности. Второй пример. Профессор, художник, композитор, теолог, человек с мировым именем Валерия Даувальдер не может забыть свою малую родину (Енакиево, Донбасс), посвящая родным местам свои картины, романсы, стихи, хотя Родина обошлась с нею безжалостно, выдворив в 1934 году семью с родной земли, где прошло детство. Она простила. Это религиозное всепрощение (Валерия Флориановна – очень верующий, православный человек), ностальгия или … нужно дать свой вариант.

В зависимости от темы урока языка или литературы ввожу разноплановые "пятиминутки". В моей методической копилке на уроках литературы "Стихи енакиевских поэтов", "Бессмертная "Молодая гвардия в поэзии", "Наша речка Булавинка, словно тёплая слезинка у Донбасса по щеке…" и другие. На уроках языка превращаю занимательный краеведческий материал в так называемую лингвистическую зарядку: наряду с обычными заданиями использую слова и предложения, ответы которых связаны с литературой, историей, живописью, музыкой Енакиева, Донбасса, Украины.

Не менее важным в приближении к проектной деятельности является освоение учащимися правил групповых технологий, т. е. когда общение между детьми происходит в группах по два и более человек. Группы в таких случаях бывают постоянными (соседи по парте) и мобильными (по желанию, по интересам). Сотрудничество сводится в основном к решению проблемного вопроса или выполнению творческого задания. Это позволяет мне решать задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формировать внутреннюю мотивацию к активному усвоению информации, способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует умственную деятельность учащихся.

Наконец, последним звеном в методике приближения школьников к участию в познавательных проектах становится освоение технологии игрового обучения. Наука это определяет как моделирование явлений, "вживание" в ситуацию. Преимущественно использую ситуативно-игровые упражнения. Одно из них формулирую так: "Представьте себя в роли героя, например, романа В. Попова "Сталь и шлак" (о событиях во время Великой Отечественной войны на Енакиевском металлургическом заводе"). Предлагаю принять решение за героя. Ещё один вариант: "Вы стали известным журналистом. Вам предложили рассказать о вашей малой родине. Что выберете для статьи или очерка".

И только после того, как пройду вместе с ребятами названные выше этапы, включаю своих воспитанников в работу по участию в познавательных проектах. К этому времени они, пусть и не в полной мере, но уже владеют навыками работы в группе, способны к сотрудничеству, знакомы с правилами межличностных отношений. КПД такой учебной деятельности планирую в перспективе сформированности социальной компетентности: уметь работать в команде, совершенствовать коммуникативные навыки, учиться принимать собственные решения, аргументировать их и отвечать за выполнение, иметь правильные ценностные ориентации. Кроме того, предполагаю и решение проблемы по совершенствованию самообразовательных компетентностей: способности к самообучению, поиску собственных приемов самообразования, чувства ответственности за уровень собственной самообразовательной деятельности, гибкости в применении знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений, склонности к постоянному самоанализу и самоконтролю за своей деятельностью.

На первых установочных беседах перед началом работы над учебным проектом объясняю, что суть проектной деятельности заключается в достижении поставленной цели через детальную разработку познавательной проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом – проектом. В нашей практике уже несколько таких проектов по литературному краеведению. Среди них альманах "Они выбрали Родину и бессмертие" (в него вошли мини-сочинения о впечатлениях после поездки в Краснодон, исследование "Кто же предал "Молодую гвардию?", творческие работы об оставшихся в живых молодогвардейцах). Есть сборник ученических очерков "Под крышей дома своего" о литераторах, чья жизнь или творчество связаны с нашим городом. Позднее появились электронная презентация исследовательской работы "Украинские корни в писательском даровании Н. В. Гоголя", самиздатовские сборники басен и стихов енакиевского журналиста И. Рахмана, подаренные ему на торжественном вечере, посвященном 90-летнему юбилею городской газеты "Енакиевский рабочий", сценарий внеклассного занятия ("открытый микрофон") "Великая Отечественная? Вторая мировая? Русско-немецкая? Германо-советская?"

Стараюсь строго выдерживать основные признаки учебного проекта: четкое планирование действий, наличие задумки решения познавательной проблемы, распределение заданий (если проект не индивидуальный). Соблюдаю и условия, при которых можно использовать проектную технологию: наличие творческой цели, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска; наличие теоретической и практической значимости предполагаемого конечного результата.

В своей практической деятельности по литературному краеведению использую такую типологию учебных проектов:

  • исследовательские: имеют четкую структуру, поставленную цель, актуальность, социальную значимость, логику исследования;
  • творческие: группы участников объединены по интересам. О конечном результате проекта договариваются (праздник, газета, альманах, фильм и т. д.);
  • информационные: направлены на сбор информации о каком-либо явлении, объекте (может быть частью исследовательского проекта);
  • практической ориентации: документы, программы, рекомендации, словари, дидактический материал.

После проработки методической литературы, раскрывающей проектные технологии, составила для себя классификацию познавательных ученических проектов, которой и пользуюсь при организации краеведческой работы.

  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • По времени выполнения: краткосрочные (на одном уроке), средние (от недели до месяца), долгосрочные (больше месяца, иногда год или два).
  • По типу: исследовательские, информационные, практические, смешанные.
  • По форме презентации: страница учебника, сценарий, альманах, сборник, школьная пьеса, мультимедийная презентация.
  • По уровню разработки и реализации: малые, средние, большие.
  • По содержанию: развлекательные, дидактические, познавательные.
  • По характеру партнерских взаимодействий: соревновательные, кооперативные, конкурсные.
  • По цели и характеру деятельности: информационные, ознакомительные, приключенческие, научно-поисковые, конструктивные.

Этапы работы над проектом не имеют строго сложившейся конструкции. Они складываются в зависимости от цели, задач, конечного результата, типа и вида. Однако основные должны присутствовать всегда:

  • объявление темы, мотивация предстоящей деятельности;
  • выбор формы конечного результата, прогнозирование результатов;
  • распределение обязанностей между участниками проекта;
  • консультация учителя по подбору источников информации и использования их в работе;
  • сбор информации (самостоятельная работа), обсуждение, анализ, выводы;
  • распределение обязанностей по подготовке презентации проекта;
  • оформление проекта, подготовка презентации;
  • презентация;
  • рефлексия.

Система работы по становлению личности выпускника школы средствами краеведения выстраивается у меня по трем направлениям: урок, внеклассная и внешкольная работа. Главное внимание сосредотачиваю на том, чтобы отобранные формы и методы способствовали формированию у школьников умений самостоятельно пополнять свои знания, работать с книгой и архивными материалами музея, помогали им осознавать связь литературы с жизнью, овладевать навыками исследовательской и поисковой работы. Это помогает мне развивать литературные и литературоведческие вкусы моих воспитанников.

Считаю краеведческую работу особым звеном в моей педагогической деятельности по формированию и становлению личности выпускника школы. Это направление в работе является нравственным источником самовоспитания, саморазвития, самопознания школьников. Давно поняла и заметила, что проводимая мною многолетняя работа (всю невозможно представить в одной статье) способствует:

  • формированию положительной мотивации учащихся к исследовательской деятельности;
  • созданию условий для развития творческой личности;
  • созданию ситуации успеха,
  • созданию интеллектуально-эмоционального комфорта;
  • реализации всех принципов педагогики сотрудничества.

Серьезно занимаясь литературным краеведением уже много лет, стараюсь использовать и формы работы для обратной связи. Поэт мог себе позволить сказать: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…". Учитель должен знать, как его слово отзывается в душах и умах его воспитанников. Для этого провожу мини-сочинения, сочинения-размышления "Мы Вам – о Ваших уроках языка и литературы" или "За что я хочу Вас поблагодарить, а за что имею право упрекнуть", минутки откровения, анкеты, "открытые микрофоны". Это позволяет мне изучить влияние литературно-краеведческой работы на развитие личности моих учеников. При этом всегда помню, какие бы разнообразные или инновационные методы не использовала, главным остаётся личность педагога, что подтверждает и перевод с греческого языка: "сопровождающий ребёнка".

Дополнительная информация о работе

  • 2010-2011 учебный год: выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы при Донецком областном институте последипломного образования (модуль "Використання можливостей літературного краєзнавства для формування і розвитку читацької діяльності школярів в урочний і позаурочний час").
  • 2008-2009 учебный год: выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы при Донецком областном институте последипломного образования (модуль "Становление личности выпускника школы средствами краеведческой работы на уроках русского языка и в во внеурочное время").
  • 2008-2009 учебный год: принимала участие в областном конкурсе авторских программ, заняла 2 место (Навчальна програма факультативного курсу "Література рідного краю" (російською мовою) для учнів 9 класу – 35 годин).
  • 2007-2008 учебный год: обобщение опыта по теме "Використання проектних технологій для формування особистості випускника школи засобами літературного краєзнавства в умовах компетнтнісно орієнтованого НВП".
  • 2002-2003 учебный год: победитель 2 этапа (областного) Всеукраинского конкурса на лучший краеведческий материал, участие в Республиканском конкурсе.
  • 2002-2003 учебный год: обобщение опыта по теме "Формирование самообразовательных навыков, развитие творческих способностей школьников на уроках литературы родного края и во внеклассной работе по литературному краеведению".