Елементи графічної грамоти на уроках трудового навчання. (Рос. мова)

К графической документации по техническому труду относятся: чертежи, эскизы, технические рисунки, технологические карты, кинематические и технические схемы, графики, диаграммы.

Знакомить с нею учащихся начинаю с первых занятий в учебных мастерских. В 5 классе на уроке труда сообщаю школьни кам сведения по черчению, опираясь на их знания и умения, приобретенные на уроках рисования. Первоначальная графическая подготовка призвана облегчить им понимание новых требований. На этом этапе все рисунки и эскизы учащиеся выполняют только в карандаше. При ознакомлении их с первоначальными основами графической документации я соблюдаю государственные стандарты ЕСКД демонстрирую приемы работы с чертежными инструментами на классной доске, подготавливаю графическую документацию заблаговременно в соответствии с объектам труда, контролирую знания и умения учащихся по графической документации.

Для изучения графической документации на уроках труда школьники имеют общую тетрадь, линейку, чертежный угольник, циркуль, карандаш твердый Т, мягкий 2М мягкая резинка С этими требованиями, как и другими, связанными с работой мастерские, знакомлю учащихся на вводном занятии. Также знакомлю школьников с приемами использования чертежного инструмента. Сообщаю, например, что прямые линии проводят сначала вдоль кромки линейки или угольника без нажима остро отточенным твердым карандашом, а при обводке применяют мягкий карандаш, причем, чтобы получить четкие и ровны линии, их нужно проводить в обратном направлении. Перед проведением дуг я демонстрирую правильное обращение с циркулем. Знакомлю школьников с организацией рабочего места при выполнении графической документации, рассказываю им о профессиях чертежника инженера-конструктора.

Первое изделие, которое изготавливают учащиеся 5-х классов на урок технического труда прямоугольный брусок. Для его выполнения необходим технический рисунок. По математике школьники в этот же период знакомятся с понятием прямоугольного параллелепипеда и его измерениями. На уроках рисования рисуют с натуры картонную коробочку. Учитывая это, я объясняю им, что такое технический рисунок от обычного он отличается тем, что все параллельные и равные отрезки бруска изображаются параллельными и равными без учета перспективы, поэтому я показываю деревянный брусок, поворачивая его всеми гранями, измеряю длину ребер, обращаю внимание учащихся на то, что размеры графической документации проставляются только в миллиметрах.

Все видимые ребра учащиеся обводят на рисунке мягким карандашом, это делаю на доске мелом, объясняя, что такое контурная линия.

"Можно ли изготовить по такому техническому рисунку брусок?" - спрашиваю у учащихся. Они обычно отвечают, что для этого необходимо знать три его размера Я показываю их на образце, а затем на техническом рисунке, обозначая габариты бруска выносными линиями. Между ними проводится прямая, ограниченная стрелками. Надо пояснить, что это - размерная линия. Над ней ближе к середине четко обозначаю размеры изделия в миллиметрах.

Учащимся объясняю, что технический рисунок обычно выполняется от руки на глаз. В своих тетрадях они помимо его выполнения, записывают; что технический рисунок - наглядное изображение предмет" с указанием его размеров. и материала, он выполнен от руки на глаз и расположен так, чтобы иметь общее представление об изделии.

В конце занятия задаю следующие вопросы: В каких единицах выражаются размеры в графической документации? Как подготовить к работе карандаш? Какими карандашами по твердости мы будем пользоваться? Какая линия называется сплошной, основной, контурной? В каких случаях она применяется? Для чего используется сплошная тонкая линия, какой толщины она должна быть? Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? Как наносят размерные числа на размерных линиях.

На следующем занятии повторяю с учащимися пройденный графический: материал на примере другого бруска Он в дальнейшем может быть объектом труда учащихся на уроке. Брусок используют, как укладку для сверл, чертилок, кернеров.

Я прикладываю брусок к доске и обвожу контур мелом. Полученное изображение называется видом спереди или главным. При выполнении эскиза деталь располагаю так; чтобы главный вид, давая наиболее полное и отчетливое представление о ее форме и размерах. Под главным видом чертится вид сверху. Справа от главного - вид сбоку.

Обращаю внимание учащихся на последовательность расположения эти трех видов, которая должна соблюдаться.

В тетради, кроме выполнения рисунка, учащиеся записывают, что эскизом называется изображение предмета плоскости, показывающее его форму и размеры, выполненное от руки, с учетом пропорций между отдельными частями.

В конце занятия учащимся предлагаю ответить на следующие вопросы: Что называется эскизом? Перечислите виды на эскизе. Почему они так называются? Какое изображение называется главным и почему? Как располагаются виды на эскизе?