Эстетическое воспитание школьников через уроки декоративно-прикладного искусства. (Рос. мова)

Эстетическое воспитание школьников через уроки декоративно-прикладного искусства

Широко используются исследовательские, конструкторские, поисковые методы работы и обучения; создаются проекты не только в сфере разработки новых образцов, но и в создании программ, изделий декоративно-прикладн ого искусства, то есть проект становится основой передачи идей и генерирования новых ценностей на современном этапе развития общества.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты, приобщение учащихся к прекрасному существующему в творениях человека и в природе.

На занятиях по обслуживающему труду открываются большие возможности для эстетического воспитания учащихся. Важную роль в этом играет уже сам выбор объектов труда, предлагаемых для изготовления обучающихся, это не только средство закрепления определенных знаний и умений, но и возможность эстетического развития. При отборе объектов труда, наряду с доступностью, посильностью для изготовления учитываются и требования эргономичности и оригинальности декора.

В основу занятий положено изучение образцов народного творчества. Учащиеся знакомятся с основами композиции, особенностями построения узоров, цветовой гаммой, учатся составлять несложные орнаменты. При этом упор делается на практические работы. Характер изготавливаемых работ постепенно усложняется. Постоянно обращается внимание на разнообразие видов изделий, высокий уровень отделки, эстетическое оформление, эстетические свойства материалов, которые оживают и радуют глаз, побывав в руках мастера.

Предусматривается и творческая деятельность детей. От работы по образцам они постепенно переходят к изготовлению самостоятельно разрабатываемых по предложенной теме изделий.

Уроки технологии в школе, это уроки созидания, развития, творчества, соучастия, исполнения мечты по созданию гармоничной среды с атмосферой радости, открытий, поиска, наработки идей, которые поведут в осмысленную профессиональную деятельность. Они дают веру в себя и позволяют раскрыть для общества, индивидуальные способности каждого ребенка.

Перевести учащегося в позицию активного получения знаний и применения их позволяет проблемное обучение (проблемная ситуация, игра). Если ученикам интересен учебный материал, усвоение будет прочным и созидательным. Такие же задачи выполняет и частично поисковый метод. При его использовании учащийся получает информацию из беседы, пособия, инструкционной карты.

Значительными побудительными возможностями к учебно-трудовой деятельности обладает показ создаваемого изделия. С учащимися 5-8 классов выясняем, где можно использовать изделие (подарок, украшение, игрушка). Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.

В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве.

Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии

В настоящее время развитие творческой активности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие познавательной активности у учеников становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Систематизируя, обобщая и анализируя многолетний опыт своей педагогической деятельности, пришла к выводу, что решить эту важнейшую задачу актуально и продуктивно можно внедрением в уроки технологии приемов проектной и исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Главной целью моей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время.

Я уверена, что достижение этой цели решает очень важные для современного образования и современного мира задачи:

  • Развитие у ребят самостоятельного и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования;
  • Обучение ребят навыкам системного поиска информации;
  • Развитие у учащихся коммуникативных навыков общения в ходе сотрудничества над решением проблемной ситуации;
  • Формирование навыков публичного выступления, умения продуманно аргументировать собственные выводы, культуры рассуждения, ведения дискуссии.

Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования невозможно без особой атмосферы комфорта и взаимодоверия на уроке, которая каждому учащемуся даёт возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Поэтому, планируя свой урок, опираюсь на следующие дидактические принципы активных методов обучения:

  • Принцип детоцентризма. Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а каждого". Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на ученика. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. Проектное обучение предоставляет замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
  • Принцип кооперации. В процессе работы над любой проблемной ситуацией организуется и осуществляется расширенное партнёрство: взаимодействие учениц с учителем и личностное в проектных группах.
  • Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый ученик, работая над проблемной ситуацией, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания.
  • Принцип учета индивидуальности учащихся. Планируя урок, учитываю интересы, темп работы, уровень обученности каждого, что позволяет включить всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.
  • Принцип свободного выбора: темы проблемной ситуации, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Именно возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.
  • Принцип связи исследования с реальной жизнью. Проблемная ситуация обязательно должна иметь прагматическую направленность на результат, позволяющий соединить академические знания и практические действия. Это очень важно, так как любая проектная работа в той или иной степени должна быть направлена на улучшение окружающего мира.
  • Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором. По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибки, повысить оценку. Поэтому я просто обязана предоставить этот шанс детям..
  • Принцип создания психологического комфорта. На своих занятиях веду работу по созданию здоровьесберегающего пространства - это и органичное внедрение оздоровительных моментов в урок (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз, эмоциональные разрядки). И, конечно же, плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению и варианту другого. А так же - доброжелательная улыбка, креативные замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение (иногда в процессе урока достаточно бывает жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников).
  • Принцип мотивации деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т. п. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. "Ты можешь!" - напоминаю я ученице. "Она может!" - должны понимать окружающие. "Я могу!" - должен поверить в себя ребёнок.

В результате постоянного и эффективного применения этих дидактических принципов возросла познавательная активность учеников, увеличился объём работы на уроке вследствие повышения внимания и хорошей работоспособности, возросло стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, проявляя инициативу в их поиске. Улучшается психологический климат в классе: ученицы не боятся ошибок, помогают друг другу.

Подводя итог, я отмечу, что новая школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника, как самостоятельную творческую личность. И, следовательно, моя задача, как современного учителя – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.

Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно-техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности. Опираясь на свой педагогический опыт, хочется сказать: "Чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность". Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в креативном мышлении. Занятия ручной вышивкой, вязание крючком, декоративной работой открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, духовно обогащают, а также формируют настойчивость, терпение, аккуратность в работе. Владение видами ДПИ может впоследствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.

Работая учителем технологии, руководствуюсь простой истиной: знания можно извлечь из книг, а мастерству научит учитель. Поэтому цель уроков технологи – научить учеников на собственном примере и опыте последовательно выполнять все технологические операции.

Темы по декоративной работе систематизированы таким образом, чтобы дать возможность школьникам решать новые задачи формирования художественного облика предмета, показать умения владеть различными материалами. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно осваивают приемы декоративной работы. Еще более расширяются эстетические познания о сущности образного мышления в декоративном искусстве, если раскрыть перед ними технологию изготовления цветов, деревьев, панно из ткани, кожи, меха и бросового материала.

При подготовке к занятиям планируются не только действия учителя, но и учитывается содержание работы учащихся, что позволяет предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также индивидуальные особенности учеников.

Большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Главная особенность этого метода – активизировать обучение, придать ему исследовательский и творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Учитель технологии многое может сделать для того, чтобы детские руки стали умелыми. Не случайно известный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Творческий потенциал ребенка проявляется в игре.

Почему такое значение придается воспитанию творческой личности.

Тогда что же означает творческая деятельность применительно к ученику? В психолого-педагогическом плане творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. То есть в данном случае характер творчества связан с открытием, имеющим значение только для конкретного ребенка, в то время как это "открытие" давно известно другим людям. Ребенок в буквальном смысле открывает для себя мир, радуется, переживает, общается, ищет пути решения проблем или ухода от них. Поэтому родители и учителя должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком как можно дольше. К тому же только от взрослых зависит в какой степени творческие импульсы заложенные в ребенке природой превратятся в творческий характер, так как психологи говорят, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Только семья и школа способны развивать или уничтожить творческий потенциал ребенка.

Но, прежде всего, какие же качества нужно развивать в ребенке, чтобы проявился его творческий потенциал:

  • Необходимым компонентом творческой деятельности человека является фантазия. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть результат деятельности. Например, ученик решил изготовить изделие, но прежде он создает его в своем воображении, продумывает результаты возможных изменений, последовательность изготовления, способы обработки, отделки.
  • Вторым важнейшим механизмом творчества является интуиция. Вообще говорят, человек живет осознанной жизнью, только на 20%. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: "Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так". 3. Третьим можно было бы поставить вдохновение это то состояние особого напряжения и подъема всех сил и способностей человека, которое позволяет осуществить творческий взлет и в результате творческого горения получить невиданный результат.
  • Вдохновение – это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы, но дело в том. что оно само приходит в результате работы большой, регулярной, систематической, изобретательной. По словам Чайковского, который может служить образцом подлинно творческой личности: "Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых". Всякий творческий специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумываем, осмысливаем их, а результатом такой общей подготовки может быть творческое озарение.
  • Отсюда четвертый компонент – труд. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутолимому, подчас кропотливому труду. Трудовое воспитание на уроках технологии имеет приоритетное значение.

Однако чтобы учащиеся начата творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в этом, необходимо сформировать положительную мотивацию.

По мнению психологов, основной деятельностью, в которой ребенок может максимально реализовать свой творческий потенциал, является игра. В обучении, построенном в игровой форме, можно не только создавать все необходимые условия для реализации этого потенциала, но и непосредственно развивать творческие способности ребенка. В самой природе игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют, потому что им нравится сам игровой процесс и взрослым остаются лишь использовать эту естественную потребность для постоянного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Множество дидактических игр, используемых учителем, способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал.

С помощью игр учитель может привить ученикам стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для творческой деятельности.

Дидактические игры – игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности учащихся. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Игра, как и обучение, процесс творческий. Типичными видами дидактических игр, характерных для трудового обучения, являются технические "диктанты": конкурсы: "Кто лучше", "Кто быстрее", "Комментированные взаимоопросы", "Техническое лото", "Техническое домино" и. т. д.

Игра "Сказка", "Стих" – придумать сказку или написать стих на заданную тему (например тема урока "Уход за одеждой"), но так чтобы основная мысль отражала существо учебного материала. Это будет конкурс сказочников и поэтов.

Игра "Древо мудрости" – хорошо использовать на уроке по теме "Элементы машиноведения" когда приходится запоминать названия деталей машины. Сначала внимательно рассмотрим инструкционную карту на которой изображена швейная машина и стрелками указаны детали и их названия, затем на листе бумаги каждая девочка напишет название одной детали. Сколько деталей – столько записок. Листочки завернуть, прикрепить скрепкой к дереву. Роль дерева может выполнить ученица. Теперь по очереди каждая подходит к дереву, "срывает" записку и отвечает на вопросы: какую роль деталь играет в образовании строчки; показать деталь на машине; как деталь регулируется и т. д.

Игра "Кроссворд" – различные игры кроссвордов можно предлагать обучающимся для решения при проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6–8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.

Ролевые игры – отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Игры этого типа используются при проведении профориентационных работ на уроке. Например "Я художник-модельер"; "я технолог" и. т. д. Ролевые игры – всегда игры "во что-то", "в кого-то".

Деловые игры прагматически направлены на дело, деятельность взрослых.

Используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования учебных умений, дает учащимся возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций. На занятиях имитируется деятельность предприятия или его подразделения: цеха, отдела, или например работу "лаборатории по изучению сырьевого состава ткани". Есть руководитель лаборатории который обобщает, анализирует и делает вывод в работе, есть сотрудники которые изучают сырьевой состав и заносят результаты исследования в отчет. Таким образом, тема урока "Материаловедение" усвоена.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, исследовать, выдвигать гипотезы или обнаруживать ту или иную закономерность, а самое главное – знать сам предмет.

Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы учащихся через искусство флористики.

Готовое произведение - это вздох облегчения, покорена собственная вершина. Идет процесс самоутверждения. Поднимается самооценка. Растет уверенность в себе. Тема природы неисчерпаема, это наша колыбель. Не каждый может стать художником, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более доброй, отзывчивой, творческой. Живопись растениями называется флористикой. Вот это искусство мы и познаем используя метод проектов. Не помню, чтобы кто-то оставил свою работу не законченной.

Учащиеся начинают с небольших композиций, которые вырастают до больших картин.

Совершенно иное значение приобретают мох и колоски, веточки засушенных листиков из полыни и зверобоя, стружка, манка, песок, кора и лепестки цветов. Картины оживают: трепещут колосья пшеницы, раскидывают свои ветви сосны и ели, поднимается травка, золотится листиками береза, блестит водная гладь. Природа зовет, манит, околдовывает. Раскрываются души детей.

Учащиеся выбирают темы проектов: "Снятие эмоционального напряжения через воздействие флористического искусства", "Влияние искусства флористики на эмоциональную сферу человека", "Развивающий материал для учащихся младших классов". Уровень выбранных тем говорит о высокой, разносторонней подготовке. Флористика естественно вписывается в нашу жизнь. Ведь мы - часть природы. Не случайно в минуты отдыха или боли нас тянет к лужайке, лесу. В минуты радости нам дарят цветы. Красота растений дает заряд жизненной энергии. Картины и композиции из высушенных растений, также как из живых, создают положительное энергетическое воздействие, на климат помещения и людей, находящихся в нем. Создание композиций, картин - увлекательнейший труд, снимающий эмоциональное напряжение и дарящий мир, богатый красками. Учащимся нравится работать над творческими проектами в искусстве флористики.

Объекты труда подбираются, исходя из конкретных условий:

  • возможности учащихся иметь необходимый материал для работы;
  • из возрастных особенностей детей;
  • веяния моды, новизны, эстетичности, полезности.

Креативная флористика - это один из видов визуального искусства, где художник с помощью цветов создает эстетический образ, наполненный содержанием. Изящество, изысканность, очарование, неожиданность - и это далеко не все, что приходит на ум, при взгляде на цветочные творения.

Креативная флористика наиболее органично и естественно вписывается в сущность человеческой природы. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.

Развитие информационной культуры учащихся на уроках технологии через проектную деятельность.

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. В конце 20 века в сферах производства, где требуются специалисты, владеющие высокими технологиями, было занято около 20% населения, а в начале XXI века в данной сфере уже занято более 60%.

Профессиональная компетентность - ориентирована на определенную сферу трудовой деятельности человека, сфера социального образования. Информационная компетентность - это способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя.

Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. На этом уровне может выразиться индивидуальность.

Таким образом, информационно грамотная личность – это человек, способный эффективно работать с информацией во всех аспектах ее деятельности, в том числе и с помощью современных средств обработки информации. В школе формирование информационной культуры возможно через: интегрированные уроки; интегрированные творческие проекты. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ:

  • Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
  • Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
  • Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.

Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию.

Интегрированные проекты - это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие "учитель–ученик" происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации; электронные разработки; электронные исследования; сайты.

Эти проекты выполняются учащиеся 11-х классов. Данные проекты являются наглядными учебными пособиями, выполненными учащимися по заявке педагогов школы и используются на уроках технологии.

Разрабатывая проекты, учащиеся работают с различными источниками информации, в том числе и с сетью Интернет, поэтому несколько рекомендаций по поиску и сохранению информации в сети.

Работа над интегрированными проектами развивает информационную культуру учащихся, способствует их личностному, социальному и учебному росту.

Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации учебного процесса, когда учитываются личностные особенности учащихся, определяющие их способности, цели, профессиональную ориентацию и уровень знаний

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно готовить новое поколение людей к жизни в соответствии с потребностями изменившегося времени. Современный молодой человек, живущий в информационно и технологически насыщенном мире, должен овладеть основами технологической культуры, чтобы подготовиться к успешной преобразовательной деятельности. Особую значимость обладают современные образовательные технологии в процессе обучения. Речь пойдет о преимуществах проектного обучения, которое позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности во всей технологической цепочке - от идеи до её реализации.

Главная цель проектной деятельности - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В этом аспекте именно проектная деятельность соответствует новым задачам образования и может стать одним из элементов модернизации его содержания в школе. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. В последние годы проектная деятельность стала частью учебного процесса. В нашей школе накоплен определенный опыт создание творческих проектов учащимися, как среднего, так и старшего звена. К освоению элементов проектной деятельности в процессе обучения на уроках технологии мы обратились еще 12 лет назад, в начале 90-х годов.

Важной особенностью методики организации проектной деятельности школьников является мотивационный этап, предшествующий началу работы над проектами. Необходимость мотивации проектной деятельности учащихся обусловлено тем, что:

  • работа по методу проектов является для них принципиально новым видом учебно-познавательной деятельности;
  • учащихся привлекает организационная структура работы, сочетающая урочную деятельность с внеурочной, познавательную с творческой;
  • школьникам интересен и необычен интегративный подход в работе основанный на использований знаний из различных предметов.

Особенно это важно в 5-6 классах, в начале освоения метода проектов. Но в коллективных проектах не всегда раскрываются личностные качества учеников, иногда проявляется и их незаинтересованность в изучении проблемы. В связи с этим возникала необходимость работы над индивидуальными проектами, где каждый ученик может выбрать созвучное его интересам направление проектной деятельности.

Темы индивидуальных проектов охватывают все области знаний не только предмета технология, но и других смежных предметов. Особый интерес вызывает интегрированные проекты с использованием сведений из разных предметов: литературы, музыки, изо.

Программа технологического образования в старших классах значительно сложнее. Она знакомит учащихся с широким кругом предметных модулей, содержащих технологические знания и умения, способствует их политехническому, экологическому, экономическому образованию с опорой на развитие творческих способностей, исследовательских навыков, самостоятельности профессионального самоопределения личности. Проектные работы старшеклассников носят комплексный характер, т. к. включают в себя изученные модули:

  • Основы технологической культуры
  • Основы предпринимательства
  • Информационные технологии
  • Производство и окружающая среда
  • Проектная деятельность

Комплексный подход в проектировании позволяет учащимся включиться в виде деятельности, характерные для всех типов проектов: творческих, информационных, практико-ориентированных, исследовательских, социальных. Мы придерживаемся классификации проектов по доминирующему виду деятельности, именно на её основе школьники используют перечисленные выше типы проектов.

Накопленный опыт, по нашему мнению, убедил всех учителей технологии, что для поддерживания интереса к предмету и труду школьникам необходимо предложить дело или идею, непривычную для них, способную захватить новизной. Таким интересным делом для учащихся стала организация работы над социальным проектом "Творческая мастерская "Настроение"". Цель данного проекта - совместная творческая деятельность школьников, из друзей, родителей, педагогов по различным направлениям декоративно-прикладного творчества (вязание, вышивка, макраме, бисероплетение) в организации развивающего досуга. Необычность проекта заключается в структуре организации деятельности творческой мастерской. Старшеклассники не только помогают в организации проведения занятий, но и сами выступают в роли помощника руководителя той или иной секции, могут самостоятельно провести мастер-класс. Работа с комплексными и социальными проектами позволяет школьникам выявить собственные интересы и способности, определиться с выбором профессии или сферы будущей деятельности, способствуют самоутверждению и самореализации проектантов.

Четвертый год подряд, начиная с 2008 года, в нашей школе проводится защита проектов старшеклассников. Не на должном уровне используется техника: аудио- и видеотехника, проекторы, интерактивная доска. Обращают на себя внимание и необычные формы защиты проектов:

  • Сказка;
  • Музыкальный спектакль;
  • Видеофильм;
  • Праздник;
  • Выставка.

Чтобы решать задачи развития творчества, учащихся в процессе проектной деятельности, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась эта деятельность, какой бы характер она ни носила, она всегда была и будет произвольной, т. е. ведомой, а деятельность учителя - организующей, ведущей. Если есть такое сотрудничество - есть и результат. Мы продолжаем вести поиск и обновление содержания проектной деятельности учащихся, осуществляем работу по интеграции технологии с другими учебными дисциплинами.

Новые аспекты проектной деятельности в образовательной области "Технология"

В первую очередь, ученик должен получить ответ на вопрос, так нелюбимый многими учителями, "А зачем все это нужно?". Желательно, чтобы это было нужно не "вообще" или еще хуже "просто надо", "надо по стандарту, по программе", а ему лично для решения его жизненных задач. Хорошо будет, если он сможет это применить в ближайшее время (через час, день, месяц), донести радость открытия до дома, почувствовать свою важность и полезность, стать интересным одноклассникам. Лучше всего, если новая информация помогает решить какую-то проблему, которую раньше нельзя было решить или она решалась очень сложно.

  • Как заинтересовать ученика?
  • значимость для ученика
  • (ответ на вопрос "зачем"?)
  • практическое применение
  • ("где это можно применить"?)
  • проблемные ситуации
  • (новые приемы решения проблемы)
  • игровые задания
  • (деловые игры, "мозговой штурм", самопрезентация и т. п.)
  • творческие работы
  • (проектные задания)

Когда человек (ребенок или взрослый) начинает изучать что-то новое, то внутренний интерес проходит три стадии:

1. Заинтересованность. "Зачем это нужно?" Если нет ответа на этот вопрос, если неясна цель и результат, то желания учиться не просыпается.

2. Процесс обучения. Если есть заинтересованность, если произвольное внимание, поддерживаемое силой волей, переходит в стадию непроизвольного, то начинается интересная работа – получение нового знания, активная работа мозга, внутреннее удовлетворение, подкрепленное внешними поощрениями (от похвалы до оценки).

3. Рефлексия. Когда основной материал изучен, то взгляд назад позволяет оценить наши усилия, увязать изученное с нашими старыми знаниями и определить направление движения. Если полученное знание можно применить на практике, то оно переходит в стадию понимания, становиться еще одним кирпичиком компетентности.

В изучении любого материала самое сложное – начать. Сделать первый шаг может помешать "мотив избегания неудач". Дело в том, что мы всегда отталкиваемся от известного, стремимся увидеть в новом что-то похожее на уже знакомое нам, найти знакомые ассоциации, алгоритмы решения "задач". А если все неизвестно – очень сложно найти какие-то связи. И тут без помощи учителя не обойтись. Когда будет получен опыт решения проблемных заданий, когда выработаются алгоритмы действий, когда мозг увидит систему в решении "жизненных" задач, тогда каждое новое дело, каждое новое знание будет восприниматься легче. Но сначала учитель должен дать ученику универсальную систему решения проблем.

Такой системой решения проблем может стать проектный метод.

Многочисленные исследования психологов примерно одинаково показывают зависимость запоминания от формы восприятия. Мы запоминаем:

  • 10% того, что читаем;
  • 20% того, что слышим;
  • 30% того, что видим;
  • 50% того, что видим и слышим;
  • 80% того, что говорим;
  • 90% того, что говорим и делаем.

Поэтому чем больше в плане интерактивных форм занятий, тем эффективнее обучение.

Способы подачи материала

Усвоение материала

Через три часа

Через год

Лекция

70%

3%

Лекция и показ

85%

33%

Рассказ, показ, практика

98%

75%

Отметив столетний юбилей, метод проектов обновленным вернулся в школу в качестве инновационного метода обучения ("все новое – хорошо забытое старое"). За время своего "забвения" в образовании, он был взят на вооружение в бизнесе. Экономический фактор – лучшая проверка качества технологии. Мы не заметили, как слово "проект" стало обиходным. Проект это и научная конференция, и строительство дома, и музыкальный продукт, и форма реализации идей.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с производственным процессом характеристик:

1. Выполняется людьми

2. Ограничен доступностью ресурсов

3. Планируется, исполняется и управляется.

Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта.

Жизненный цикл проекта имеет 5 фаз:

1. Инициация;

2. Планирование;

3. Выполнение;

4. Контроль и мониторинг;

5. Завершение.

Выходом каждой фазы являются результаты, анализ которых позволяет принять решение или о переходе к следующей фазе проекта, или об исправлении возникших ошибок, или о завершении проекта. Положительные результаты завершения каждой фазы проекта обеспечивают продвижение к достижению цели всего проекта в целом, т. е. создание конечного продукта (за исключением случая завершения проекта в силу нецелесообразности его продолжения).

Кратко это выглядит так

ИДЕЯ – ПЛАН – ВЫПОЛНЕНИЕ – ЗАВЕРШЕНИЕ А

Если естественной целью бизнес-проекта должен стать продукт, удовлетворяющий какую-либо потребность человека, приносящий прибыль, то в школе проект, будучи по своей сути моделью бизнес-проекта, должен на выходе дать субъективно новый (для ученика) продукт, выработать алгоритм решения "жизненных проблем".

Каждый проект в своей основе имеет проблему, связанную с потребностями человека.

"Жизненная" проблема ученика может иметь широкий диапазон: от банальной бытовой проблемы "Что самому приготовить на завтрак?", статусной – "Что я могу такое сделать, чтобы выделиться в классе?", до вполне взрослой – осознанного участия в профильных конкурсах (для будущего поступления в институт), участия в общественной жизни школы (создание спектакля), социальной помощи (благотворительной акции).

Схема решения проблем естественна, опирается на жизненный опыт и полученные знания, быстро реализуется. Может быстро разработаться в мозгу ("голод не тётка"), может занять некоторое время (внезапно вспомнили про День рождения друга). Этот упрощенный алгоритм – азбука проектной деятельности. Первые шаги не должны пугать сложностью структуры, высокой планкой требований, научностью выполнения.

В каждом районе существуют свои конкурсы проектов разной степени серьезности. В одних округах научный подход, высокие требования к оформлению портфолио, презентации проекта позволяют только единицам участвовать в конкурсе.

Если в таком конкурсе появляется новичок, по доброй воле или нет, решивший участвовать, то велики шансы, что проект будет неудачен, что хорошая идея не будет достаточно качественно представлена в портфолио. Как учитель, так и ученик рискуют разочароваться в методе проектов.

Хорошо, когда учитель покажет ученику весь диапазон (по степени сложности, по количеству потраченного времени, по масштабности) проектов: от мини-проектов (проблема – мозговой штурм – стратегия решения – продукт), реализуемых за урок, до долгосрочных проектов (в течение года-двух), от узкоспециальных предметных проектов, до межпредметных, от индивидуальных до коллективных (классных, межклассных, межшкольных, интернет-проектов, международных).

Ученик моделирует серьезную трудовую деятельность – работу в коллективе, организацию и распределение труда, сбор и анализ информации, освоение новых технологий, оформление документации (исторический очерк, кластерный анализ идей, инструкционно-технологические карты, экономические расчеты), защита проекта. Например проект по создание модели одежды.

В ближайшей перспективе он сможет грамотно создавать и оформлять рефераты по другим предметам, участвовать в ученических конференциях.

Следующий этап – участие в конкурсе. Уровень уже выше, требуется и серьезность выбранной темы, и научный подход, и широкий взгляд на технологию (от истории до перспектив). Тут надо внимательно читать Положение о конкурсе, так как есть определенные требования к структуре Портфолио, обязательно нужно указывать объект исследования и предмет исследования, ставить цели и задачи, создавать технологические карты, обосновывать новизну проекта и указывать перспективы применения. Чтобы проект на этом уровне не стал продуктом серьезной деятельности учителя, чтобы ученику не досталась только почетная роль докладчика, учителю самому необходимо проявить инициативу в освоении метода проектов. Если ученику дать алгоритм работы, если у него накопится опыт в реализации проектов, то это позволит ему в довольно ближайшем будущем писать курсовые работы, подготовить диплом, защитить свою идею и заработать на ней. Самый удачный Интернет-проект последнего времени – это создание поискового портала Google. Первоначальная идея была студенческой разработкой Сергея Брина и Лари Пэйджа. Символом компании Google стал креативный подход во всем (начиная от оформления офиса, стимуляции творческого мышления, создания условий труда), ей подражают, ее успеху завидуют – от студенческой идеи до многомиллиардной компании Сергей Брин прошел за 10 лет (по меркам бизнеса очень быстро). Это пример единичен, но существует система Грантов (как международных, так и отечественных) – от удачно оформленной и грамотно представленной идеи можно перейти к своему делу.

Подводя итоги всего вышесказанного, делаем выводы:

Зачем школьнику нужен проект?

Для решения своих "жизненных" проблем (от простых до сложных).

Навык творческого мышления поможет быть креативным в решении задач и проблем на других предметах.

Опыт оформления документации поможет создавать качественные рефераты по любому предметы (оценки лишними не бывают).

Пройдя путь от репродуктивного способа воспроизведения знаний до частично-поискового в перспективе сможет грамотно создавать курсовые, диплом, оформлять свои идеи и претендовать на Гранты.

Работая в коллективе, разовьет в себе коммуникативные компетенции – прообраз будущей профессиональной деятельности

Умение искать, анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию понадобиться ему ежедневно.

Освоенные новые технологии и путь к освоению нужных в будущем технологий могут понадобиться в любой момент (жизнь слишком разнообразна, чтобы предугадать все ее пути).

Умение излагать свои мысли, быть доказательным, презентовать себя позволит найти свою нишу в профессиональной деятельности.

Зачем учителю нужен проект?

Уча других, мы также учимся и сами. Все, что дает этот метод ученику, даст и учителю. Приемы развития творческого мышления подходят как детям, так и взрослым. Грамотно оформленная документация, навык написания научной работы, создание собственного Портфолио, участие в экспериментальной работе… Список можно продолжать дальше, был бы навык, а применение опытный учитель всегда найдет – привык смотреть масштабно и на перспективу.

"Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать собственный труд". (В. А. Сухомлинский)

В своей педагогической деятельности, руководствуясь основными положениями школы, я работаю по теме: "Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности". Метод проектов в образовательной школе реализует личностно-ориентированное, деятельное обучение учащихся. Данный метод осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий с образовательной технологией. Он используется как на уроках решая следующие задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие в школьниках трудолюбия, усердия, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности;
  • воспитание в учащихся лидерских качеств;
  • воспитание высокой нравственности и гражданственности;
  • создание комфортной среды "ученик - учитель".

Основной целью проектного метода обучения является формирование всесторонне развитой личности. Личностно-ориентированный подход в данном методе позволяет дифференцированно подходить к обучению предмету, что способствует формированию у учащихся следующих характеристик:

  • способность продемонстрировать знания, умения и навыки;
  • способность эффективно использовать знания, умения и навыки в жизни;
  • положительная мотивация к обучению;
  • адекватно-позитивная самооценка;
  • положительная динамика общего развития;
  • позитивные отношения между учеником и учителем, между одноклассниками;
  • хорошее физическое и психологическое здоровье;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Примечательно, что в современном мире происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Проблема "С помощью чего делать?" отходит на второй план и уступает место проблеме "Как делать?". Отсюда возникает необходимость изменения самого подхода к образованию. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в продукте труда. Использование различных видов проектов в обучении способствует созданию такой среды, которая позволяет применять жизненно важные основы технологических знаний и умений в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, а также социального опыта человека.

С 2006 года я стала широко использовать метод проектов в образовательной практике. Метод проектов способствует не только формированию у учащихся адекватной самооценки, но и усилению убеждений "Я сам", "Я сделаю", "Я умею". Сохранение и приумножение врожденной "самостоятельности" ребенка - это важнейшая задача образования подрастающего поколения и основа раннего профессионального самоопределения школьников.

Основу метода проектов составляет гуманистический подход к технологии, а основу творчества - проектно-технологическая система обучения школьников. Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь, обеспечивающих счастливое долголетие, сохраняющих и умножающих среду обитания человека, космическое пространство.

Исследовательские проекты предполагает формулирование проблемы, исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение вариантов решения проблемы, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования.

Главное для меня – это развитие ребенка. Именно проектная методика позволяет формировать личностные качества, которые развиваются в деятельности. К таким качествам относятся умение творчески относиться к любому делу, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранные решения, анализировать результаты деятельности, а это в дальнейшей взрослой жизни позволит быть инициативной, успешной, конкурентоспособной личностью. Участие в проектной деятельности позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. Но эта проблема не так проста, как кажется.

Во-первых, учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто увлечен творчеством. Во-вторых, успешно строить и осуществлять систему обучения творчеству возможно на основе развития логического и образного мышления учащихся.

Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни - один из основных путей активизации образного мышления. Развивая технические способности детей, надо развить эстетический вкус, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного.

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии.

Специфика детской физиологии и психики требует периодической смены видов техники изготовления изделий, плавного перехода от простого к сложному. Умение ставить перед собой и перед детьми цели, как умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цель на более мелкие задачи и обратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состязательность, поощрение, создание ситуации успеха, четкое определение требований к выполнению задания).

Таким образом, практика показывает, что использование в педагогической деятельности метода проектных технологий, дает хорошие результаты. Практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии. Наши проекты имеют ярко выраженный творческий характер, потому что являются основной целью поддержания устойчивого интереса и мотивации к предмету, а также формированию у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Уроки технологии в школе, это уроки созидания, развития, творчества, соучастия, исполнения мечты по созданию гармоничной среды с атмосферой радости, открытий, поиска, наработки идей, которые поведут в осмысленную профессиональную деятельность. Они дают веру в себя и позволяют раскрыть для общества, индивидуальные способности каждого ребенка.