Положительное влияние оздоровительного бега на физиологическое состояние организма детей с ослабленным здоровьем. (Рос. мова)

Согласно последним данным, состояние здоровья учащихся образовательных школ оценивается многими специалистами как неудовлетворительное. Это выражается в низких показателях физического развития, физической подготовленности и состоянии устойчивости к заболеваниям. По данным научных исследований бол ее трети учащихся сегодняшнего дня испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в условии обычных образовательных предметов (Б. Ф. Прокудин, 1998; И. А. Ковачева, 2000; В. Н. Волков, 2001).

Известно, что школьный возраст является благоприятным периодом не только для развития большинства основных двигательных качеств, но и, в значительной степени, для реализации воспитательной составляющей развития целостной личности учащегося.

Отличительная особенность современной эпохи – стремление человека познать самого себя. Мы учимся быть здоровыми - это требование нашей жизни. Но, чтобы серьезно заниматься своим здоровьем, надо обладать хотя бы минимальным объемом медико-биологической информации. Естественное стремление к физическому совершенствованию, желание улучшить свое самочувствие, повысить работоспособность, избавиться от всевозможных недугов призывает нас к двигательной активности.

Для нормального функционирования человеческого организма, сохранения здоровья и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, таких как стрессовые ситуации, высокие и низкие температуры, травмы, гипоксия, необходима определенная "доза" двигательной активности. Одним их элементов двигательной активности, является оздоровительный бег. Бег как средство повышения выносливости, работоспособности и здоровья человека в настоящее время получил широкое распространение во многих странах мира. Это связано с тем, что многие жители больших городов стали меньше двигаться, меньше ходить пешком, больше ездить на общественном транспорте и личных автомобилях. Следствием этого явилось увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Поиски наиболее эффективных физических упражнений, с помощью которых можно было бы бороться за сохранение и повышение здоровья, привели к бегу, как универсальному упражнению, получившему название оздоровительного. Широкое распространение оздоровительного бега объясняется тем, что он является естественным, привычным способом передвижения человека, легко дозируется, доступен лицам разного возраста и пола. Бег может проводиться в любую погоду и в разное время года, не требует специальных условий, мест, инвентаря для занятий. Может использоваться как в групповых, так и в индивидуальных занятиях, под руководством специалиста и самостоятельно. Бег увеличивает функциональную возможность организма за счет повышения адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной и других жизненно важных систем и органов человека; способствует закаливанию организма занимающихся вследствие тесной связи с природными факторами внешней среды.

С помощью непрерывного равномерного бега в различном темпе могут решаться такие задачи, как:

  • а) укрепление здоровья;
  • б) профилактика некоторых заболеваний;
  • в) сохранение и восстановление двигательных функций;
  • г) общая работоспособность;
  • д) повышение выносливости;
  • е) формирование двигательных навыков.

Все эти задачи необходимы в повседневной жизни, воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями как средству организации свободного времени, активного отдыха ребенка и продление творческого долголетия. Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным (в техническом отношении) видом циклических упражнений. Техника оздоровительного бега в отличие от спортивного бега характеризуется меньшими усилиями и амплитудой движений, длиной и частотой шагов. Методика обучения правильному бегу такая же, как и бегу на средние и длинные дистанции. Прежде чем начать заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр. Учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специально медицинской группе, на основании заключения врачебно – консультативной комиссии (ВКК), которые могут заниматься оздоровительным бегом, можно разделить на 3 группы.

К первой группе относятся дети с ослабленным здоровьем, с излишним весом – на 15-20 кг превышающим норму.

Во вторую группу входят ученики практически здоровые, но которые ранее не посещали занятия физической культурой по медицинским показаниям.

В третью группу, входят школьники, отнесенные в специально медицинскую группу с ограничением физической нагрузки.

Из всех методов тренировочных средств, для детей с ослабленным здоровьем, занимающихся оздоровительным бегом рекомендовано:

  • легкий равномерный бег от 15 до 30 минут при пульсе 120—130 ударов в минуту. Для начинающих бегунов является основным и единственным средством тренировки.
  • длительный равномерный бег - от 60 до 120 минут при пульсе 132 - 144 удара в минуту. Применяется для развития и поддержания общей выносливости. Этот метод, в свою очередь, должен быть разделен на три части (периода): ходьба, бег – ходьба, равномерный бег.

Ходьба. Для правильного проведения занятий необходимо иметь три показателя: длину дистанции (1,5 -2 км), время ее прохождения и ЧСС за первые 10 сек после остановки. Пульс во время ходьбы не должен превышать 120 уд/мин.

Бег – ходьба. Эта методика разработана сотрудниками ВНИИФКа на базе групп здоровья и заключается в чередовании строго ограниченных отрезков ходьбы и бега, например 50 метров бега и 150 метров ходьбы, затем 100 метров бега и 100 метров ходьбы.

Равномерный бег. Эта часть тренировки завершающая, бегая 3 – 4 раза в неделю в легком равномерном темпе по 30 – 60 мин можно получить нагрузку, достаточную для укрепления здоровья.

Величина нагрузки в оздоровительном беге складывается из двух компонентов — объема и интенсивности. Во-первых, необходимо помнить, что нагрузка всегда должна быть оптимальной для конкретного лица в конкретный момент. Оптимум — это тот наименьший объем нагрузки, который дает наибольший результат. Во-вторых, нужно помнить, что наша цель - здоровье, а не высокие спортивные достижения.

Надежным критерием интенсивности нагрузки является носовое дыхание. Проведенные специальные велоэргометрические исследования показали, что до тех пор, пока дыхание через нос (при хорошей носоглотке) полностью обеспечивает поступление в легкие кислорода, ЧСС не превышает 130 ударов в минуту. Момент, когда бегун вынужден вдохнуть через рот дополнительную порцию воздуха, соответствует увеличению пульса до 140—150 ударов в минуту (верхняя граница аэробного обмена).

Абсолютная скорость бега не имеет никакого значения и представляет лишь теоретический интерес, так как физиологическое воздействие на организм зависит не от количества пробегаемых метров в секунду, а от режима тренировки. Бег в аэробном режиме обеспечивает все необходимые компоненты нагрузки: расход энергии, оптимальное увеличение ЧСС, вибрацию сосудов и внутренних органов. Поэтому не нужно стремиться к увеличению скорости во что бы то ни стало. В процессе занятий скорость должна увеличиваться только естественным путем, по мере роста тренированности, непроизвольно и незаметно для самого бегуна. Всегда должен соблюдаться принцип "Бежать легко!". Сознательное увеличение скорости, вызывающее напряженность бега, недопустимо.

О величине нагрузки в одном занятии можно судить по скорости восстановления пульса, который через 10 мин после финиша не должен превышать 100уд/мин (16 ударов за 10 сек).

Занимающиеся оздоровительным бегом должны регулярно вести дневник, в котором записывают проделанную работу, пульс (утром) за 1 мин., сон, самочувствие, работоспособность и т. д. Бегать лучше всего в парке или на ближайшем стадионе. Лучше выбирать мягкий ґрунт. Бег приносит большую пользу в том случае, если он сочетается с правильным режимом питания и закаливанием организма.

Формулирование целей работы. Целью наших исследований является анализ и разработка рекомендаций, направленных на укрепление здоровья студента и поддержания его работоспособности на достаточном уровне, а также влияния оздоровительно го бега на физиологическое состояние его организма.

Результаты исследований. Физическая подготовка при занятиях оздоровительным бегом основывается на ряде специальных принципов: повторности, постепенности, индивидуализации.

Принцип повторности – использовать упражнения систематически. При этом физические нагрузки должны быть четко регламентированы по времени, интенсивности и объему.

Принцип постепенности - соблюдение этого принципа позволяет постепенно приспосабливаться к возрастающей тренировочной нагрузке. "Никогда сложную работу, как бы ты ни привык к ней, не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью". - /И. П. Павлов/

Принцип индивидуализации. Состояние здоровья, не одинаковая физическая подготовленность, диктуют необходимость индивидуального подбора нагрузки при занятиях оздоровительным бегом. "Лучше недобрать, чем перебрать" - золотое правило оздоровительной ходьбы и бега. Прежде чем начать занятия, нужно реально оценить свои возможности, обязательно посоветоваться с врачом. Следует также учитывать состояние здоровья, физическую подготовленность, выносливость, которая у каждого студента зависит от состояния его здоровья. Необходим индивидуальный подход к тренировочной нагрузке. Изменения частоты пульса в ходе занятий позволят получить объективную картину изменений в организме и внести поправки в планируемую нагрузку.

Мотивы, которые побуждают студентов заниматься оздоровительным бегом, самые разнообразные. Проводя анкетирование у 200 студентов, занимающихся, на 1-3 курсах физической культурой мы получили следующие данные, которые позволили выделить пять основных мотивов:

  • укрепление здоровья и предупреждение заболеваний (31,1%),
  • продление творческого долголетия (19,3%),
  • развитие физических качеств, двигательных навыков, повышение работоспособности (15,2-14,5%),
  • нормализация веса тела, более рациональное проведение свободного времени (7,4-6,7%),
  • подготовка и выполнение спортивных разрядов (5,4%).

По мнению студентов, занятия оздоровительным бегом способствовали:

  • повышению учебной деятельности – 33%
  • снижению утомляемости в течение дня и учебной недели – 20%;
  • сокращению пропусков по болезни – 16,3%;
  • повышению социальной активности – 10,5%;
  • улучшению социально-психологического климата в институте и дома – 8,5%.

Как показали исследования: оздоровительный бег огромный эффект оказывает на воздействие системы кровообращения и дыхания, укрепляется сердечно - сосудистая система, увеличивает эластичность и емкость сосудистого русла. Необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функцию печени и желудочно-кишечного тракта, костную систему. Под влиянием тренировки на выносливость снижается вязкость крови, что облегчает работу сердца. Исследования показали – благодаря активизации жирового обмена оздоровительный бег является эффективным средством нормализации массы тела. У школьников, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, вес тела близок к идеальному весу тела, а содержание жира в 1,5 раз меньше, чем у ребят, не занимающихся оздоровительным бегом. В. П. Мищенко (1988) наблюдал уменьшение пульса в течение первого года занятий оздоровительным бегом (с 78 до 62уд/мин.).

Для усиления пропаганды занятий оздоровительным бегом необходимо глубже осознать психологию бегающего человека и мотивы, которые им руководят. Русский академик Н. С. Илларионов (1988) выделяет следующие основные мотивации к занятиям оздоровительным бегом:

  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний;
  • повышение работоспособности, удовлетворение от самого процесса бега,
  • стремление улучшить свои результаты в беге (спортивная мотивация),
  • следование моде на бег (эстетическая мотивация),
  • стремление к общению,
  • стремление познать свой организм, свои возможности,
  • мотивация творчества,
  • мотивация воспитания и укрепление семьи, "семейный" бег,
  • случайные мотивации.

Наиболее сильным стимулом для занятий является удовлетворение, огромное чувство радости, которое приносит бег. В большинстве случаев прекращают занятия те люди, которые в результате неправильной тренировки не смогли испытать эти ощущения. Немецкий психолог Шелленбергер (1988) отмечает следующие причины недостаточной физической активности:

  • недостаточная осведомленность о пользе занятий (40%);
  • отсутствие интереса к занятиям (47%);
  • предпочтение каких-либо других занятий в свободное время (62%);
  • лень (57%);отсутствие информации о возможности занятий, проблема свободного времени, неверие в свои возможности ("все равно ничего не получится").

Исследования показали, что основной формой организации является учебное занятие. Техника оздоровительного бега в отличие от спортивного бега характеризуется меньшими усилиями и амплитудой движений, длиной и частотой шагов. Методика обучения правильному бегу такая же, как и бегу на средние и длинные дистанции.

Занятия оздоровительным бегом проходят с учащимися, отнесенные к специально медицинской группе по индивидуальной программе и состоит из трех частей:

1. Подготовительной.

2. Основной.

3. Заключительной.

В подготовительной части решаются две задачи:

  • первая должна обеспечить педагогическую и психологическую настройку, занимающихся, оздоровительным бегом;
  • вторая связана с разминкой, которая нужна для того, чтобы "разогреть" мышцы и подготовить организм к предстоящей мышечной деятельности.

В основной части занятий необходимо следовать нескольким правилам:

  • начинайте бег медленно, стараясь сохранить ровный темп бега,
  • не делайте резких ускорений. Если возникает потребность увеличить темп бега, например - во второй половине дистанции, то делайте это постепенно;
  • бег должен сопровождаться положительными эмоциями;
  • оздоровительный бег должен вызывать небольшую приятную усталость. Не следует доводить себя до глубокого утомления.

В заключительной части занятия ученики, занимающиеся, оздоровительным бегом могут почувствовать утомление. Утомление может выражаться в чрезмерном дыхании, большом потоотделении, замедлении двигательных реакций, неустойчивом внимании. Учет этих признаков утомления может помочь лучше управлять тренировочной нагрузкой и предотвратить ухудшение функционального состояния ребенка.

Выводы

Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуют развитию дегенеративных изменений, связанных с гиподинамией. Оздоровительный бег увеличивает приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита.

Оздоровительный бег огромный эффект оказывает на воздействие системы кровообращения и дыхания. Необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функцию печени и" желудочно-кишечного" тракта, на костную систему. Положительное влияние бега на функцию суставов возможно только при условии использования адекватных (не превышающих возможности двигательного аппарата) нагрузок, постепенного их увеличения в процессе занятий.

Литература

1. Колодий О. В., Лутковский Е. М. Ухова В. В. Оздоровительный бег. Легкая атлетика и методика преподавания. - М., 1985. - С. 163-165.

2. ВолковВ. М., Мильнер Е. Г. Бег и здоровье. Физкультураи спорт. М., 1988. - С. 118-127.

3. ПлатоновВ. Н. Теория и методика спортивнойтренировки. - К.:Вища шк., 1984. – 352 с.

4. Мартиросов А. Б. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: Физкультураи спорт, 1982. -100 с.

5. КозловскийЮ. И. Скоростно-силовая подготовкабегуновна средние и длинные дистанции. – К., 1980. – С. 35-50.

6. КоробовА. Н. О беге - почти все. Физкультураи спорт. - М., 1986. - С. 2 - 15.

7. Юшкевич Т. П. Оздоровительный бег. - Минск:Полымя, 1985.