Особливості аналізу проблематики літературного твору. (Рос. мова)
Анализ проблематики литературных произведений – одно из наиболее интересных и увлекательных моментов литературоведческого анализа.
В Новом государственном стандарте основного и полного среднего образования в разделе "Образовательная отрасль "Язык и литература" особое внимание уделяется со
ставляющим литературного компонента: эмоционально-ценностной, литературоведческой, культурологической и компаративной линиям работы с литературным произведением. Остановимся на литературоведческой линии: "Литературоведческая линия предполагает изучение литературных произведений в единстве содержания и формы, овладение учащимися основными литературоведческими понятиями, использование их в процессе анализа и интерпретации художественных произведений, … раскрытие особенностей художественных произведений" [1]. Здесь есть большое количество показателей аспектов анализа произведения, в то же время мы не находим определения проблематики художественного произведения. Учитывая специфику работы в гимназии, где образовательный уровень учащихся на достаточном уровне, эффективнее начинать анализ художественного произведения с определения проблематики.Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать осмысление писателем отраженной в произведении реальности, проявляется авторская концепция мира и человека.
Работая над определением проблематики произведения, учитель с учащимися может вступить в диалог с писателем, обсуждать вместе с ним предлагаемую им систему ценностей, ставить вопросы, приводить художественные, текстуальные аргументы, находить общие точки жизненного мироощущения учащегося и писателя, несмотря на временные и другие рамки, разделяющие писателя и читателя. Проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.
Как указывает А. Есин: "Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения" [3, с28]. Главное для писателя поставить вопросы в произведении, а не решать эти вопросы читателю же – понять эти вопросы. Работа над определением проблематики произведения позволяет учащимся (читателям) размышлять и переживать, а это, я считаю, главное, ради чего мы обращаемся к художественной литературе.
Таким образом, анализ художественного произведения я начинаю не с анализа образов, определения темы и других аспектов анализа, а с центральной проблемы произведения. Это обращение к самому главному и важному, такой подход поддерживает стойкий интерес учащихся к произведению, дает возможность проводить компаративный анализ
(сравнение с другими произведениями мировой литературы), помочь учащимся понять уникальность, неповторимость данного произведения, т. е. найти "изюминку" художественного текста.
Перед анализом необходимо познакомить учащихся с типами проблематики. Многие литературоведы обращались к данному вопросу: М. Бахтин, Г. Поспелов, А. Есин. В школьных условиях определение типа проблематики очень важно.
В своей работе использую следующую классификацию типа проблематики:
- мифологическая – это "фантастико-генетическое осмысление тех или иных явлений природы или культуры" [2, с. 240], применяю данный термин при изучении античной литературы, героических эпосов, фольклора, мифов;
- национально-историческая – раскрытие исторического становления и судьбы целых народностей, раскрытие национальной судьбы; данную проблематику применяю к следующим произведениям: "Слово о полку Игореве", "Василий Теркин" А. Твардовского, "Хождение по мукам" А. Толстого (изучаю в обзоре в 11 классе);
- социокультурная – "основной признак социокультурной проблематики – акцент на устойчивые, сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и сознания людей, здесь важна не динамика, а статика жизни" [3, с. 31], это произведения Н. Гоголя "Ревизор", "Мертвые души";
- романная проблематика – это идейные интересы писателей к личностному началу, как в самих себе, так и в окружающем их обществе, т. е. проблематика личности, здесь основным есть не статика, а динамика, различного рода изменения, либо во внешнем положении человека, либо в его эмоциональном мире, либо в его философии, точке зрения на действительность. К таким произведениям можно отнести "Преступление и наказание" Ф. Достоевского;
- идейно-нравственная – в центре данной проблематики основа человеческой личности, интерес писателя сосредотачивается на жизненной позиции человека и на процессах изменения этой позиции, это философский и этический поиск ответа на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. К таким произведениям относятся: "Дон Кихот" Сервантеса, "Герой нашего времени" М. Лермонтова, повести И. Тургенева "Ася" и "Первая любовь", повести Л. Толстого "Детство" и "Отрочество" - все эти произведения я вношу дополнительно для изучения, учитывая их важность в становлении личности читателя (ученика);
- философская – "идейный интерес писателей направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы", поиск истины в конечной инстанции, общая концепция жизни выступают на первый план; к таким произведениям относятся "Пир во время чумы" А. Пушкина, стихотворения в прозе И. Тургенева, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова.
В большинстве художественных произведений, изучаемых в школьной программе находим сочетание нескольких типов проблематики, правде, они не всегда существуют на равных правах.
Несколько примеров определения проблематики при изучении произведения
"Герой нашего времени" М. Лермонтова - сочетание нравственной и философской проблематик, а не социальной, как предлагается традиционным школьным анализом. Более конкретно – это проблема фатализма и в связи с этим - проблема цели и смысла жизни, человеческого существования.
"На дне" М. Горького – идейно-нравственная проблематика, а не социальная, проблема гуманизма, в общем его аспекте.
"Плаха" и "Когда падают горы" Ч. Айтматова (предлагаю учащимся после изучения произведений М. Булгакова) - идейно-нравственная и социокультурная проблематика: деградация общества в условиях глобализации.
Произведения А. Чехова ("Дама с собачкой", "Человек в футляре") – идейно-нравственная проблематика, но с определенной изюминкой: проблема идейно-нравственного развития обыденного сознания, формирование личностного отношения человека к миру.
"Братья Карамазовы" Ф. Достоевского – идейно-нравственная проблематика, но – формирование самосознания высочайшего уровня, развитие личности, проявившей свой собственный взгляд на мир.
Считаю, что анализ проблематики литературного произведения открывает возможности живого, эмоционального восприятия произведений, возможность свободного диалога с автором, возможность проявить собственную позицию, а это является главным в уроках литературы. В то же время это и самый сложный этап анализа, потому что он требует от читателя вдумчивого, глубинного чтения, чтобы попытаться определить, что заставило автора браться за перо, какими проблемами он хочет поделиться с читателем.
Литература
- Государственный стандарт основного и полного среднего образования, К: - 2012г.
- Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы, М:- 1972, с. 167.
- Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения, М: Наука, 2000г. – с. 248.