Стимули й антистимули навчальної діяльності учнів. (Рос. мова)

Обновленная украинская школа, используя опыт отечественной педагогики, руководствуясь принципами гуманизации и демократизации образования, рассматривает ребенка, прежде всего, как жизненное явление, а не педагогическое, видит в нем не столько объект, который требует воздействия, сколько личность, которая интенсивно развивается.

Исходя из гуманистического направления образования, идея стимулирования предусматривает, что учитель не должен рассматривать воспитанника как способ достижения определенных педагогических целей, т. к. такой подход исключает возможность реально воздействовать на него и в большинстве случаев вызывает протест.

Термины "стимул, стимулирование" находят более широкое и частое применение в работах по теории педагогики. Авторы пытаются как можно точнее и полнее раскрыть сущность процессов активизации, повышения эффективности обучения и воспитания.

Стимул определяется как способ, который побуждает ученика к усилению деятельности. От мастерства учителя, педагогического опыта и психологического настроения зависит то, сможет ли он использовать такие формы и методы работы с учениками, при которых в них будут сформированы постоянные положительные мотивы в приобретении знаний, умений, навыков.

Мне пришлось столкнуться с неприятной и, на мой взгляд, сложной ситуацией, когда мой сын пошел в 1-й класс. Учительница, преследуя положительные мотивы, пытаясь заинтересовать учеников в чтении книг, пообещала за наибольшее количество прочитанных книг поощрить победителя. У первоклассников появился мотив деятельности. Мой ребенок и еще несколько человек вышли "победителями" в этом конкурсе. Как дети ждали обещанной награды!

Но учительница сделала вывод, что нечестно будет награждать победителей, т. к. "могут обидеться побежденные". В итоге, результат оказался совсем неожиданным (точнее, его можно было предугадать, зная психологические особенности детей): интерес читать утратил силу мотива, ребенка невозможно было усадить за чтение. Данная ситуация подтвердила еще и значение роли учителя как личности в активизации учебной деятельности. Уважение, доверие к учительнице сменились обидой, недоверием, что и отразилось на интересах первоклассников.

Я преподаю биологию и экологию в 10-11-х классах. Психологические особенности детей этого возраста характеризуются стремлением к взрослости, а вместе с ним и стремлением к самостоятельности.

Анализируя влияние самого процесса обучения на активность учащихся, можно выделить две основные причины, влияющие на проявление активности:

  • содержание учебного материала.
  • сам процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся.

Как ни парадоксально, но часто учащиеся, имеющие отличную успеваемость, преобладающим мотивом деятельности имеют не познавательные мотивы, а моральные, социальные, заставляющие их прилагать максимум усилий к добросовестному выполнению всех требований школы, учителей. В силу старательного, ответственного отношения к учебным обязанностям, углубляясь в познавательный процесс, они также испытывают чувство глубокого удовлетворения положительными результатами своей деятельности. Это благоприятно сказывается на проявлении активности учащихся на занятиях.

Среди лицеистов 10-х классов был проведен небольшой опрос. Основные вопросы, на которые должны были ответить учащиеся:

  • Что влияет на формирование вашей активности на занятиях?
  • Какие формы работы на занятиях вас больше всего заинтересовывают?

На одно из первых мест по силе влияния на формирование активности учащихся на занятиях лицеисты поставили учителя. Ни на одном уроке нельзя учителю забывать об этом, грамотно, умело подбирая формы работы по активизации учебной деятельности.

Причины повышения активности лицеистов на занятиях были расставлены в такой очередности:

  • Проблемность и исследовательский характер обучения.
  • Выполнение практических работ.
  • Эмоциональность учителя.
  • Многообразие форм работы.
  • Соревнование.

Причины, влияющие на снижение активности на занятиях, лицеисты расставили в следующем порядке:

  • Несоответствие материала, изучаемого на уроке, жизненному опыту.
  • Слабая организация самостоятельной работы.
  • Отрицательный эмоциональный фон на занятии.
  • Смысловой барьер между учителем и учащимися.
  • Бедность учебной нагрузки.

Основные формы работы, которые привлекают учащихся – это:

  • беседа с учителем,
  • объяснение учителем материала.

Работа с учебником выделена только несколькими учащимися. Это можно объяснить еще и тем, что наши учащиеся, в основном, не приучены и не научены работать с учебником.

Проведенные исследования причин активности учащихся на занятиях не только помогают нам в определении направлений нашей дальнейшей работы, но и еще раз подтвердили, что, сколько бы ни было много учеников в классе, всегда нужно учитывать их индивидуальные особенности.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что мотивы обучения не должны быть пассивными, они должны, насколько это возможно, основываться на активном интересе к тому, что изучается.

Литература

  1. Бруновт Е. П., Бровкина Е. Т. "Формирование приемов умственной деятельности учащихся". М., "Педагогика", 1981.
  2. Гебос А. И. "Психология познавательной активности учащихся", Кишинев, 1987.
  3. Концепція загальної середньої освіти // "Освіта України", №33, 26 серпня 2000.
  4. Коротаева Е. В. "Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников", М., "Сентябрь", 2003.
  5. Національна доктрина розвитку освіти / Освіта України, "33, 23 квітня 2002.
  6. Рубинштейн С. Л. "Основы общей психологии" в 2 т. Т. -2 – М. "Педагогика", 1989.