Развитие жизненных компетентностей учащихся средствами русского языка. (Рос. мова)

Реформирование общего среднего образования в соответствии с Законом Украины "Про загальну середню освіту" предполагают реализацию принципов гуманизации образования, его демократизацию, методологическую переориентацию процесса обучения на развитие личности учащегося, формирование его основных комп етентностей.

Учебная деятельность на уроках в конечном итоге должна не просто дать человеку сумму знаний, умений, навыков, а сформировать его компетентность как общую способность, которая основывается на знаниях, опыте, ценностях, способностях, полученных благодаря обучению.

Одним из путей формирования жизненных компетентностей учащихся на уроках русского языка является активная организация их речевой деятельности на основе коммуникативно-ситуативных упражнений, цель которых – включение школьников в активный диалог.

Уроки русского языка занимают особое место в становлении личности учащихся, в формировании его нравственности. Они предоставляют большие возможности для совершенствования у школьников жизненно необходимых умений и навыков осмысленного чтения.

Ни для кого не секрет, что школьники сейчас мало читают, нередко не умеют извлечь из прочитанного выборочную информацию, отделять главное от второстепенного, новое от известного, устанавливать связи между частями целого и т. д. Эти умения формируются в процессе логико – композиционного анализа текста. Эффективную работу в этом направлении можно организовать при чтении материала учебника, где в боль9шинстве случаев легко просматриваются план и логическая структура текста. Не следует забывать также, что само изучение языковых явлений дает возможность развития таких логических операций, как определение общего и частного, сравнение и обобщение, группировка и классификация, лежащих в основе анализа и смысловой переработке любого текста.

Наиболее существенной для предмета "Русский язык" задачей является развитие умений и навыков письменной речи, так как большинство других учебных предметов эту задачу перед собой не ставят. Письменная речь включает в себя несколько компонентов: каллиграфию, грамотность, соблюдения норм литературной речи. Нельзя недооценивать значение каждого из этих компонентов письменной речи для будущей трудовой деятельности школьников. Примеры недоразумений, связанных с нарушением при письме графических правописных норм, широко известны.

Среди многих проблем, связанных с формированием навыков грамотного письма, одна из главных – научить учащихся применять знания на практике. Для этого важно так организовать работу, чтобы постоянно оттачивались ведущие умения и навыки, которые являются базой для формирования навыков правописания. Среди них необходимо выделить прежде всего следующие умения: видеть орфограммы, различать морфемный состав слова, различать части речи, видеть грамматическую основу предложения, видеть связи слов в предложении.

В процессе работы над умениями и навыками при правильной ее организации у учащихся формируется привычка контролировать свою деятельность в ходе письма и после его завершения. Работа над навыками самоконтроля имеет принципиальное значение для формирования жизненной (социальной) компетентности школьников.

Компетентность базируется на знаниях, опыте, ценностях, способностях, приобретенных в результате обучения, и принадлежит к сфере сложных умений и качеств личности. Поэтому очень важно на уроках русского языка правильно организовать учебный процесс, в котором ученик должен быть активным участником, деятелем. В любом виде деятельности важное значение имеет мотивационная сторона. Для формирования мотивов деятельности от учителя требуется длительная и систематическая работа, включающая и методы убеждения и упражнения.

Для усиления мотивационной стороны деятельности учащегося большое значение имеет правильная методика изучения нового материала, в частности, использование интересных фактов, создания проблемных ситуаций и др. Так, например, при изучении в 6 классе лексики учитель может поразить воображение учеников, продемонстрировав на уроке Толковый словарь С. И. Ожигова, содержащий около 57 тысяч слов, и сообщив при этом, что в обычной речи на бытовые темы человек использует лишь небольшую часть этого богатства (4- 5 тысяч слов).

Затем можно дать учащимся задание подсчитать по словарю, сколько значений имеет, например, глагол идти и какие из этих значений известны ученикам. Можно также предложить составить несколько предложений, в которых это слово употребляется в разных значениях.

Для переориентации процесса обучения на развитие личности ученика, формирование его основных компетентностей очень важным является аспект повышения личной ответственности ученика за результаты своего труда. В соответствии с этим изменяются и подходы к оцениванию учебных достижений школьников.

В решении этой важной задачи особое место принадлежит опросу как одному из средств контроля за состоянием знаний, умений, навыков учащихся. Совершенствование опроса должно идти по пути усиления его воспитывающей и обучающей функции.

В повышении качества опроса большое значение имеет соблюдение общедидактических требований, обеспечивающих действенность контроля. Это такие требования как четкость и конкретность задания, посильность и подготовленность его предшествующей работой, достаточный уровень трудности, обеспечивающий продвижение учащегося в определенной области знаний и приобретение практических умений и навыков.

Нередко в практике обучения можно наблюдать нарушение дидактических требований. Например, учитель спрашивает: "Расскажи все, что ты знаешь обо имени существительном". В этом вопросе нет ясной установки для ответа, такая формулировка не предсказывает ученику план его построения. При формулировании же вопроса в таком виде: "Расскажи о существительном как о части речи" - в нем содержится внутренняя задача ответа: построить ответ, учитывая особенности характеристики любой части речи, т. е. на базе общего значения, морфологических и синтаксических признаков.

В соответствии с задачей усиления жизненных компетентностей учащихся рекомендуется чаще давать вопросы и задания, которые связывают теорию с практикой, проверяют прежде всего умения применять знания на практике, а не только знание теории. Например: "По каким признакам можно найти однородные члены?"; "Докажи, что данное слово является глаголом"; "Каким приемом нужно воспользоваться, чтобы правильно написать – тся - ться?" др.

В этих вопросах – заданиях внимание ученика сосредотачивается на способах оперирования грамматическим материалом для решения практических задач. И в этом их ценность.

Не следует увлекаться фронтальным опросом. Конечно, этот вид опроса должен иметь место на уроке. Но, используя его, учитель должен знать его слабые стороны: при таком опросе оценивается не результат учебы, а главным образом активность ученика, возникают условия для получения случайной оценки, а это порождает со стороны некоторых учеников иждивенчество.

Поэтому на уроках русского языка следует чаще использовать индивидуальный опрос. Устный монологический ответ при индивидуальном опросе дает возможность глубже оценить эффективность труда конкретного ученика, что способствует воспитанию личной ответственности за результат своей работы. Кроме того, устный монологический ответ ученика при опросе развивает умение говорить перед аудиторией, мыслить в процессе устного выступления и при этом тут же контролировать себя, т. е., как ни один другой вид опроса, он укрепляет умственную, психическую и волевую сферу ученика, способствует воспитанию таких личностных качеств, которые необходимы в реальной жизни.

Очень важно для учителя русского языка научить ребят работать самостоятельно, обращаться к словарям – справочникам, работать с дополнительной литературой, информацией, получаемой из прессы, радиол и телепередач.

Развитие речи учащихся – одна из сложнейших задач учителя – словесника. Ее значение не вызывает сомнений, разработкой этой проблемы педагоги занимаются с давних времен.

Обучение связной речи – главнейшая задача курса русского языка, поскольку свободное владение языком способствует полноценному общению, развитию познавательной и творческих способностей учащихся.

Единицами связной речи в условиях обучению русскому языку в украинской школе с пятого класса являются: развернутые ответы на вопросы учителя, разнообразные тематические диалоги, устные и письменные изложения, сочинения – миниатюры, инсценизация прочитанных басен, рассказав, сказок.

Целью обучению связной речи является формирование у учащихся умений осознано и правильно строить устные и письменные высказывания, которые способствуют формированию умений воспринимать текст, передавать его содержание, делать собственные выводы, высказывания.

В современной методике развития связной речи наиболее распространенным является коммуникативный метод.

Коммуникативный метод дает предпочтение природным языковым ситуациям. Приемы коммуникативного метода: создания языковых ситуаций или подбор их из жизни, ролевые игры, экскурсии, походы, картины живописи. Специально организованные наблюдения, разнообразные игры, которые побуждают к высказываниям. Упражнениями этого метода являются отзывы о прочитанном, составление писем, поздравлений, пожеланий, приглашений.

Развивать коммуникативно-языковые способности учащихся возможно лишь при условии создания на каждом уроке возможностей общения: составление диалогов, монологов на разные темы, с разными целями.

Развитие активного словаря учащихся способствует правильному и уверенному изложению мыслей.

Работа над предложениями является одной из важнейших составных частей развития речи. Работая над предложениями, необходимо обратить внимание на развитие умений ориентировать речь на слушателя. Учитывать ситуацию. Тему, цель сообщения, использовать этические речевые формулы: употребление обращений, слов, с помощью которых выражают просьбу, пожелания.

Для развития диалогической речи целесообразно широко использовать работу в парах, в небольших группах.

Пересказ способствует выработке навыков устно и письменно высказываться правильно, последовательно, логично, выразительно.

Общение с литературой как видом искусства удовлетворяет природную потребность учащихся в эмоциональных переживаниях.

Составление сочинений требует опоры на дополнительный материал: план, словосочетания, ключевые слова. Предложения. Начало или конец высказывания.

Таким образом, развитие связной речи – необходимое условие для языковой компетентности личности.

Уроки русского языка способствуют развитию жизненных компетентностей учащихся: формируют у них правильные взгляды на роль и назначение человека в обществе, воспитывают качества личности которые необходимы для дальнейшей жизни и деятельности. Вооружают школьников умением применять полученные знания на практике, вырабатывают потребность в постоянном приобретении знаний.