Використання інформаційно-комунікативних технологій у освіті 21-го століття: модно чи необхідно. (Рос. мова)

На страницах уважаемого и популярного издания "Відкритий урок: розробки, технології, досвід" уже не раз освещалась тема использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в обучении.

Во-первых, данной статьей мне хотелось бы поддержать украинских учителей, которые уже используют новые технологии в преподавании своих предметов и тех, кто только собирается это делать. Зачастую, это самоучки, энтузиасты своего дела, сталкивающиеся с множеством проблем: от технических - до, иной раз, непонимания и скептического отношения со стороны коллег.

Во-вторых, относясь к ИКТ как к инструменту, который можно широко использовать как в классе, так и вне его, в данном материале я собираюсь поделиться некоторыми наработками по этой теме, касающихся не только учителей английского языка, но и других учителей-предметников, а также, - классных руководителей. Возможно, мой опыт вдохновит кого-то, особенно тех, кто боится, что в силу своего возраста, не сможет овладеть ИКТ. У меня это получилось в 48, а в 50 я продолжаю совершенствовать свои навыки и умения в этой сфере, опережая своих учеников, а не догоняя их, рожденных в век технологий.

Ключевые слова: ИКТ в обучении, образование 21-го века, умения и навыки, персональный сайт учителя, блог классного руководителя

Нам всем хорошо известно, что у всего нового и необычного есть сторонники и противники. И у тех, и у других есть свои "за "и "против "Относясь к тем, кто "за "новые технологии, я ни в коей мере не хочу обидеть учителей, которые проводят хороший урок без использования ИКТ, но при этом добавлю, что если ваш урок получится лучше и качественнее с их применением, и это целесообразно, - не обделяйте себя и своих учеников, которые "на ты "с техникой, и не хотят расставаться на уроке со своими смартфонами, айпэдами, айфонами (что нас часто очень раздражает). Они умеют и знают очень многое. Можно просто воспользоваться этим, направить их умения в нужное нам русло и делать это вместе с ними. Но об этом чуть позже.

Прежде всего, нашему учителю нужно избавиться от комплекса, что, мол, где-то образование лучше, техническое оснащение богаче, а у нас во многих школах все еще мел и доска – главные орудия труда. Общаясь с американскими и британскими коллегами, прочитав тонны статей по этой теме, посетив невероятное количество образовательных сайтов, просмотрев видео с ведущими специалистами и учеными, хочу сказать, что во многих странах, включая самые высокоразвитые, сегодня наблюдается кризис образования. Обнаружен глобальный разрыв, пробел между тем, чему учат, даже в самых лучших и престижных школах, и тем, что действительно необходимо учащимся в будущем.

Готовы ли ученики, а особенно, выпускники к успешному будущему, к профессиям, которых еще просто не существует? Ученый, специалист в области образования из Гарварда, Тони Вагнер, выделил следующие 7 навыков, необходимых ученикам 21-го столетия, для того, чтобы они могли найти себе применение в жизни:

  • критическое мышление и решение задач;
  • совместная работа в сетях;
  • быстрота адаптации;
  • инициатива и предприимчивость;
  • производящая впечатление устная и письменная речь;
  • умение находить и анализировать информацию;
  • любознательность и воображение.

И абсолютно бесценное качество – это умение ученика задать правильный вопрос!

По моему мнению, на развитие всех этих умений и навыков и должна быть нацелена работа учителя-предметника и классного руководителя.

Из перечисленных выше пунктов становлюсь на любознательности, воображении и совместной работе. Вот уж где можно широко использовать ИКТ., особенно с имеющимися у учеников гаджетами. Здесь нельзя не напомнить высказывание Бена Франклина "Расскажи мне – я забуду, научи меня - я запомню, задействуй меня – я выучу ". Конечно же, это и презентации (и уже не просто Power Point, а Prezi), и обмен ими (Slideshare), совместные проекты, производство видео. Мы осваиваем все это вместе с учениками. Но я всегда задаю себе вопрос: чему мы должны научиться при помощи технологий. Не научиться делать презентации, а повышать свою осведомленность в том или ином вопросе. Не начинать писать блоги, а учиться умению вести беседу, рассуждать. Не просто снимать видео, а уметь вглядываться в суть проблемы и отображать ее.

Использование продуктов WEB 2.0 (а на подходе уже WEB 3.0): создание различных Wikis, блогов, WEB – Portfolio, облачных технологий для хранения и обмена информацией и различными материалами (Google и Yandex диски, Dropbox); социальные сети Facebook, Twitter, а такжеYou Tube, Teacher Tube; дистанционное, мобильное обучение, - лишь малая толика того, чем сегодня может пользоваться учитель, для того, чтобы заинтересовать ученика, увлечь его своим предметом и развивать те 7 навыков. При этом первый сам обогащает се новыми знаниями и совершенствуется в своей профессии.

Мой персональный сайт Adorable English (Обожаемый английский), вместе с блогом Test Preparation And Beyond (Подготовка к экзаменам и не только), я создала при помощи бесплатного конструктора сайтов WIX. Им очень просто управлять, есть русский регистр, прекрасные эффекты. Использую его для всех видов языковой деятельности, подготовки к тестам, для методической работы; размещению всевозможных ссылок, словарей и даже прослушивания радио Сайт нравится и ученикам, и учителям.

Отдельно хочу отметить использование ИКТ в работе классного руководителя. Я давно искала такую форму общения с учениками и родителями вне школы, вне плана воспитательной работы, чтобы их можно было постоянно и быстро знакомить с важной, с моей точки зрения, и интересной информацией, советами психологов, видеофильмами для просмотра, и д. р. И так, чтобы любой ученик моего класса или его родители могли в любое, удобное для них время, ознакомиться со всем этим. Блог классного руководителя – идеальное решение этой задачи (создан при помощи Blogger от Google). Я назвала бы его "трибуной с неограниченными возможностями ".

Безусловно, работы прибавилось, т. к. следуя неписаному правилу блоггеров, для того, чтобы блог был читаем, помимо интересного содержания, он должен постоянно обновляться.

И последнее, использование ИКТ в обучении – это дань моде или все же необходимость. Конечно же, учитель 21 –го века должен выбрать последнее. Пришло время определить свое отношение к технологиям, не бояться нового и быть уверенность в том, что самое трудное - это только начать. Наверное, нужно честно оценить свои навыки и спросить себя: "Я современный учитель или мне удобно работать по-старинке, не меняя себя? Чего хочет от меня ученик? Какие мои средства и цели? Какие требования предъявляются сегодня в мире к учителю? "А ответив на эти вопросы, я уверена, что учитель сам определит преимущества процесса изучения своего предмета с использованием ИКТ.