Розвиток творчого потенціалу, організація пізнавальної діяльності учнів на уроках російської мови. (Рос. мова)

Развитие творческого потенциала учащихся трактуется сегодня как основное задание школы. Для его реализации необходимо, прежде всего, рассматривать учащегося не как сумму внешних влияний, а как целостную, активную, деятельную личность. В этом основная суть перестройки учебно-воспитательного процес са. Ученик – не объект, а, прежде всего, творец своего собственного "Я".

Работа ученика, который годами сидит, молча за партой, слушает учителя и пытается запомнить то, о чём ему говорят, - не может обеспечить ни полноценного формирования личности, ни радости учащемуся от достигнутого результата.

Сквозь призму деятельности учащегося необходимо переосмыслить саму структуру учебно-воспитательного процесса, перейти к решению проблемы развития и реализации творческих способностей каждого школьника.

Учитель словесности должен строить педагогический процесс не по принципу информационного сообщения от субъекта к объекту в жанре монолога, а по принципу диалогизации.

Нашим ученикам предстоит выбор жизненного пути, определение целей и смысла своей деятельности, выбор средств достижения этих целей и оценка их результатов, т. е. постоянное личностное усовершенствование. Значит, для ответов на эти вопросы важно не столько формирование как большего количества навыков, а их смысл и цель.

Таким образом, методика создаёт условия, в которых появляется и необходимость, и желание задавать вопросы и искать ответы. Методика – это путь, по которому будет идти ребёнок – ваш ученик.

Важен для учителя словесности и принцип активности учащегося. Его знания, умственное, духовное и культурное развитие должны опираться на собственные усилия. Особенный вес для ученика имеет путь, которым он пройдёт, решая поставленную перед ним проблему. Таким образом он овладеет методом работы, который в будущем может применить к аналогичным заданиям. В связи с этим часть учебного программного материала отрабатывается учащимся самостоятельно. Учитель добавляет к задания вопросы репродуктивного (воссоздающего) и продуктивного (творческого) характера.

Именно таким образом возможно формирование личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, быстрой реакцией на всё новое, с полноценными, развитыми потребностями познания мира, навыками самостоятельной работы, сформированными навыками и творческими способностями.

Учитель должен помнить, что степень познавательной деятельности и активности у каждого ученика своя. Не может быть единого уровня активности, как нет единовременного восприятия. Каждый ученик должен быть участником общего дела, иначе ни о какой активности и речи быть не может. Следовательно, нужны такие задания, такие приёмы работы, которые создали бы необходимые условия для участия в общем деле всех.

Многолетний опыт показывает, что хотя большинство учителей обычно затрачивают много времени и усилий на проверку письменных домашних работ, однако и после неё у значительной части школьников в тетрадях остаются ошибки, а навыки грамотного письма – не сформированы. Проверка домашних упражнений, осуществляемая в традиционной форме – на слух, без опоры на зрительные образы, малопривлекательна для детей и поэтому неэффективна.

В то же время проверка домашних заданий с применением тренажёрной техники, опорных схем – конспектов, интересных игровых или поисковых заданий повышает интерес ученика к языковым фактам, над которыми он дома работал самостоятельно или которые осознал на уроке в процессе работы.

Например, это может быть работа по подбору по аналогии слов из предложений. Учитель называет слова привстал, предобрый, пришкольный и т. д., т. е. слова с одной орфограммой (пре-, при-). Ученики после самопроверки придумывают и записывают слова с этой же орфограммой, а затем обмениваются идеями. Например, прилёг, престрашный, приамурский.

Задача усложняется, когда в слове несколько орфограмм, и это обстоятельство заинтересовывает учащихся в большей степени, потому что они становятся исследователями. Для создания текстов или заданий по аналогии могут быть даны не отдельные слова, а два – три предложения.

Непременным условием познавательной активности является вопрос учителя. Значительно более трудное и, пожалуй, более важное дело – обучить школьников самостоятельно составлять вопросы по тексту, им предложенному. Например, учащимся можно предложить проанализировать записанное на доске высказывание А. И. Куприна: "Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен". Ученикам предлагается задать возможные вопросы по данному предложению. Например:

  • Простое предложение или сложное?
  • Чем оно осложнено?
  • С какой интонацией произносится?
  • Какое из слов в предложении – архаизм?
  • Почему слово певуч написано без мягкого знака? И т. д.

Основательный коллективный анализ на уроке встретившихся трудностей, сопровождаемый исследовательской работой, заданиями аналитического характера, осмыслением материала и в теоретическом, и в практическом планах, подкрепляемый не только звучащим словом, но и зрительными образами, и моторными восприятиями, - всё это положительно влияет на уровень грамотности школьников.