Воспитание духовности - одна из целей уроков русского языка и литературы. (Рос. мова)

Среди высших ценностей, чтимых славянским народом, особое место занимает духовность. Для настоящего человека духовность – это самосознание, напряженный процесс "делания" своей души. И помогает в этом средствами школьных предметов многовековое духовно-нравственное воспитание.

Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Известный русский писатель В. Распутин определил духовность как "соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути". Как учитель русского языка и литературы считаю, что именно эти учебные предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся, вопросам духовности, нравственности. Извечные заповеди добра и совести, чести и долга, дружбы и любви щедро впитала в себя мировая литература.

Размышляя о поступках литературных героев, осмысливая авторское отношение к ним, обсуждая нравственные вопросы и связанные с ними социальные проблемы, поднимаемые авторами литературных произведений, через учебный диалог учителя и ученика происходит духовное взаимообогащение. Для меня очень важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, духовной глухоты и нравственной трагедии. Ведь смысл нашего пребывания на Земле - в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.

Много славных дел ждет моих учеников, но, прежде всего, они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребенка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Каким человеком тебе хочется стать?

На эти и другие вопросы ученикам помогают ответить герои литературных произведений. В пятом классе детей восхищают подвиги Ивана - крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ, в одиннадцатом классе среди подростков все чаще звучат рассуждения о долге, о чести, об ответственности за свои поступки героев "Мастера и Маргариты" М. Булгакова, "Матренина двора" А. Солженицына, романа "Сто лет одиночества" Г. Маркеса… У Антуана де Сент - Экзюпери в "Маленьком принце" прославляется жизнь как таковая и ее дитя – человек. В процессе изучения произведения ученики размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно-нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.

Диалоги, которые веду с ребятами на уроках литературы, помогают ответить на множество вопросов, развивающих духовность учащихся: Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А. С. Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина? Кого из героев романа "Война и мир" Л. Н. Толстой назвал "любимыми", а кто вызвал у него духовное отторжение? Обитатели дна (М. Горький "На дне") – утонувшие или утопленные? Однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь?

Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях.

Работа над решением проблемных вопросов будет неполной, если не брать во внимание работу над словом, так как через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие ребенка, с помощью языка закладывается духовное и нравственное начало личности.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к русскому слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Дидактический материал может состоять из сгруппированных по тематике (добро/зло, смелость/трусость, дружба, учение, вежливость, долг, бережливость и т. д.) пословиц и поговорок, определяющих совокупность норм, ценностей, установок, которые регулируют человеческое поведение. Например, можно обратиться к такой нравственной категории как "совесть". Предлагаю в пятом классе подобрать пословицы и поговорки на тему "Правда. Совесть", выразительно прочитать их, раскрыть значение слов "правда", "совесть", "ложь", "стыд", "вина", ответить на вопросы: Всегда ли нужна правда? В каких случаях её можно скрыть?

Присуща ли совесть как нравственное качество личности всем людям? Как понять выражения "нечистая совесть", "совесть замучила", "совестливый человек"? Задания практического характера позволяют повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора. И всё это время мы занимаемся формированием нравственности и духовности у учащихся.

Я полностью согласна с мнением Дмитрия Лихачева, который считал, что специфика работы учителя-словесника такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим, станут читать книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Литература

1. Лихачев Д. Дневники. -М., 1970

2. Кузнецов Ф. Русская литература ХХ века. – М., 1991

3. Тураев С. Зарубежная литература. – М., 1977