Приемы работы с терминами на уроках географии. (Рос. мова)

В шестом классе ученики знакомятся с новой для них наукой географией и новыми терминами.

В географии можно выделить три типа терминов:

  • «Знакомые», – которые учащиеся представляют, но не могут четко сформулировать (река, вулкан, карта), либо допускают ошибки (ву лканы только те, которые извергаются).
  • Номенклатура – географические названия объектов, которые чаще всего не знакомы детям (Гольфстрим, Джомолунгма, Атакама).
  • Научные – новые для понимания, написания и употребления термины (гляциодислогация, авлакоген, геосинклиналь).

Для успешного овладения географической терминологией необходима систематическая работа на уроках и дома.

За время работы в школе мною было использовано много различных приемов терминологической работы. Лучший результат дают комплексные методы, которые задействуют различные виды памяти и многоразовое повторение новых терминов на разных этапах урока.

Одним из таких приемов является «географическая разминка» На доске или слайде мультимедийной презентации даны 8-10 терминов из ранее изученного материала. Они написаны различными:

  • шрифтом (печатным, прописным, курсивом);
  • размером (крупным средним и мелким, но хорошо видимым для учащихся последних парт);
  • цветом и яркостью;
  • в различных направлениях.

После 20-30секунд демонстрации изображение убирается. Учащиеся должны записать термины и устно дать им объяснение.

Данный прием тренирует зрительное внимание, формирует навык чтения карты, развивает память.

Ассоциативный ряд. Учащимся предлагается перечислить все возникающие ассоциации с данным термином (включая звуковые, вкусовые, цветовые) записывая их на доске. Затем необходимо из перечисленного составить два определения «официальное» и «эмоциональное», для чего можно вызвать двоих учащихся к доске. Например для болота:

  • а) переувлажненный участок суши со слоем торфа более 30 см;
  • б) мокрое топкое вонючее царство комариное.

Графические конспекты. Для проработки нового материала дома учащимся необходимо составить графические конспекты к определенным терминам, понятиям, разделам. В этих конспектах разрешено использовать изображения и символы, но не слова. Такими опорными конспектами разрешено пользоваться при ответе. Это позволяет более слабым учащимся почувствовать себя увереннее, а сильным –проявить творческие способности.

Так же для закрепления использую: выбор «лишнего» из списка, дополнение пропущенного слова в определении, различные виды «геоцепочек», составление кроссвордов, написание эссе и других творческих работ.

Для контроля уровня усвоения терминов и понятий хорошо зарекомендовали себя географические диктанты как картографические, так и терминологические.

В критериях оценивания заложен уровень владения понятийным аппаратом. Для этого учащиеся должны не только знать, что обозначает какой-либо термин, но и уметь им пользоваться как в стандартных, так и нетипичных заданиях. Поэтому работа с терминами является такой же неотъемлемой частью обучения географии, как и работа с картой. Использование разнообразных приемов и методов позволяет учащимся легко овладеть географической терминологией.