Мистецтво при вивченні повісті М. В. Гоголя „Тарас Бульба”. (Рос. мова)
Перед тем как изучать повесть "Тарас Бульба", желательно дать детям краткие сведения о жизни и творчестве писателя, осветив такие моменты, как годы детства, важнейшие события в жизни (учеба в Нежинской гимназии, переезд в Петербург, дружба с А. Пушкиным, знакомство с В. Белинским), при этом хорош
о назвать лучшие произведения, созданные Н. Гоголем. Краткие записи об основных событиях в жизни Н. Гоголя можно сделать в тетради.В ходе беседы желательно показать учащимся портрет Гоголя художника Ф. Моллера, с которым писатель был одно время очень дружен, портреты родителей Н. Гоголя. Можно показать одну-две акварели самого Гоголя ("Васильевка, дом семьи Гоголя"), рисунок Т. Шевченко ("В Васильевке").
Повесть Н. Гоголя "Тарас Бульба" с точки зрения идейно-эстетического воспитания учащихся представляет собой очень благодатный материал. В поэтической, увлекательной форме здесь рассказывается о героических подвигах сынов украинского народа, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. В живой беседе о произведении, в процессе постепенного ознакомления с содержанием дети поймут, что это не повесть об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.
Во вступлении учитель рассказывает о работе писателя над повестью, которая продолжалась в течение девяти лет (с 1833 по 1842 г.). Н. Гоголь ознакомился с огромным количеством исторических исследований об истории запорожских казаков и истории Украины, читал различные списки украинских летописей. Но самым ценным материалом, который он использовал в своей работе над исторической повестью, были украинские народные песни и думы. Они оказали огромное влияние на язык повести и образную систему, пронизали строчки повести тем высоким лирическим пафосом, который отличает произведения народного творчества. Можно привести слова Гоголя: "Моя радость, жизнь моя! Песни! как я вас люблю!"
Учащиеся заранее читают повесть дома самостоятельно. Часть первой главы можно прочитать в классе в лицах, другую часть (от автора) выразительно читает учитель. Первая глава дает представление о времени действия, знакомит с главными героями. Здесь можно использовать иллюстрацию Т. Шевченко "Тарас встречает своих сыновей", отражающую первый момент встречи. Иллюстрация, выдержанная в духе гоголевской повести, поможет учащимся глубоко понять содержание повести.
Изображение дано на фоне будничного сельского пейзажа. Видна новая хозяйственная постройка, на которой лежит колесо от телеги (чтоб аист свил гнездо на счастье, по народному поверью); высокий забор, старый развесистый дуб, бросающий густую тень на стену; вдали казак уводит коней, на которых только что приехали сыновья. За сценой встречи отца с сыновьями наблюдает мать, не смея вмешиваться, и во всей ее фигуре и лице чувствуется не только радость, но и тревога, как будто она уже предчувствует разлуку. Вся иллюстрация, пронизанная лирико-драматическим настроением, является как бы вступлением к развитию событий.
Во второй и третьей главах писатель знакомит с обстановкой, окружающей героев, показывает, как формировались их характеры, рисует жизнь и быт Запорожской Сечи, которая была тем гнездом, "откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!, откуда развивается воля и казачество на всю Украину!".
Вольная ширь – необъятный степной простор, как бы символизируют удаль, размах, храбрость запорожских казаков.
Важно обратить внимание на описание степи во второй главе. Желательно, чтоб вначале учащиеся охарактеризовали чувства и настроения героев, едущих по степи. Дети находят в тексте слова о том, что у Тараса при воспоминании о боевых товарищах, которых уже нет в живых, "поседевшая голова уныло понурилась", задумчиво опустил голову Остап, Андрий ехал тоже "повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего", вспоминая прекрасную полячку. В тексте повести учащиеся находят выражения, которые гармонируют с грустными мыслями и настроениями героев: "Днепр был серый", "птицы щебетали как-то в разлад".
При изучении описания степи важно обратить внимание на меткость, образность и яркость языка писателя. Какую гамму красок, разнообразия звуков дает нам Гоголь при описании степи днем, вечером, ночью! Он живописует словом, только словом, но в его описании, например, вечерней степи, чувствуется тонкое понимание колорита, он подчеркивает прямую зависимость колорита от освещения: "Вечером вся степь совершенно переменилась... по небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака...". Или: "... темная вереница лебедей, летевших на севере, вдруг освещалась серебряно-розовым светом и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу".
Эти особенности гоголевского слова надо помочь ученикам увидеть степь с ее звуками, запахами, цветом, пробудить у детей интерес и любовь к природе.
Рекомендуем показать репродукцию картины художника А. Пластова на сюжет "Тараса Бульбы". Этого художника увлекла лирико-драматическая сторона повести. Он изображает цветущую степь, по которой казаки едут в Сечь. Всматриваясь, ученики расскажут, что казаки изображены крупным планом, чтобы более выразительно раскрыть переживания героев, различие характеров добродушного Тараса, мужественного Остапа и лиричного Андрия.
Художники С. Иванов, С. Васильковский, используя эпизод поездки по степи Тараса и его сыновей, раскрыли другую сторону – богатство украинской природы, подчеркнули ширь, простор степи, о которой с таким упоением писал Н. Гоголь, а образы героев даны на втором плане, по сути дела, эскизно.
А. Пластов же, поставив перед собой задачу раскрытия характеров героев, останавливается на самых трагических моментах в жизни Тараса: смерть Андрия, скорбь Тараса об Остапе и смерть Тараса. Эти акварели А. Пластова можно использовать в дальнейшем при анализе повести. Особенно сильно изображен Тарас, в тоске и отчаянии сидящий на берегу моря. Остап в плену. Сам Тарас только оправился от тяжких ран. Старых товарищей нет, все погибли "за правое дело, за веру и братство".
Когда учащиеся будут рассматривать репродукцию, надо обратить внимание на то, что в этом эпизоде художник большое внимание уделил пейзажу, хотя Гоголь дает его в повести всего в двух предложениях: "Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка". У Пластова Черное море не спокойное, а волнующееся. Горе Тараса подобно глубине и мощи волнующейся стихии. Художник по-своему прочитал эти страницы Н. Гоголя, сознательно допустив некоторую неточность.
С большим волнением воспринимают ученики описания картин боя, героических подвигов запорожцев. Они могут самостоятельно, без предварительной подготовки рассказать о патриотизме Тараса, Остапа и других запорожцев, об измене Андрия, вспомнить слова Тараса, обращенные к сыну-предателю, о разных характерах братьев. Задача учителя – помочь ученикам увидеть художественное своеобразие, мастерство писателя.
При рассмотрении образа главного героя повести Тараса Бульбы большое внимание надо уделить IX главе, на материале которой раскрывается идейная связь гоголевской поэмы и былин, прославляющих борьбу народа за независимость. Здесь своеобразная эпическая, песенная форма речи, большая эмоциональность. С былинами учащиеся знакомы, и поэтому на вопрос о том, кого напоминает Тарас в сцене схватки с врагом, дети вспоминают Илью Муромца, находят предложения, подтверждающие это: "рубится, бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову". Как богатырей изображает Гоголь и других казаков. Мощная сила запорожцев подчеркивается и теми глаголами, которые использует писатель, создавая прямо-таки звуковую картину: Тарас "грохнулся", Балабан "грянулся наземь", Охрим Гуска "надломился и бухнулся о землю".
Раскрывая идею произведения – непобедимую силу народа, товарищескую солидарность, взаимовыручку и дружбу запорожцев – Н. Гоголь использует прием трехкратного повторения, столь характерный для устного поэтического творчества. Следует зачитать трехкратную перекличку Тараса с куренями, которая звучит подобно былинному сказу. Прием повторения писатель использует и в сценах боя, где умирают запорожцы с мыслью о родине, о своих товарищах.
Сильно звучит мысль о единстве, сплоченности казаков в речи Тараса о товариществе. И на вопрос, о чем говорит Тарас в ней, дети ответят правильно и исчерпывающе. Следует обратить внимание на образ автора, голос которого звучит то трагически, то радостно, то грустно-лирически, то тревожно, то вдохновляюще. Это эмоционально окрашивает каждую строчку произведения. Здесь слышится голос писателя-патриота, который всецело на стороне борющегося народа.
К повести есть иллюстрации художников Д. Шмаринова, А. Бубнова, Е. Кибрика, А. Герасимова. Обратим внимание на иллюстрации Е. Кибрика и А. Герасимова.
Оба эти художника темой для иллюстраций избрали не лирико-драматическую сторону повести, подобно Т. Г. Шевченко и А. А. Пластову, а героико-эпическую борьбу народа с иноземными захватчиками. Но каждый из них, в свою очередь, отличается своеобразным индивидуальным подходом к этой теме, что очень важно показать учащимся.
Е. Кибрик создал в 1949 г. большую серию автолитографий к "Тарасу Бульбе". При рассмотрении в классе двух-трех иллюстраций (по выбору) надо увидеть самое главное в художественной манере художника – раскрытие психологической глубины характеров.
Листы, посвященные Тарасу, открывают какие-то новые грани его характера, характера, данного в развитии во времени. Надо предложить школьникам описать разные черты его характера, это, несомненно, будет развивать не только их речь, но и эстетическое мышление.
Более повествовательны иллюстрации украинского художника М. Дерегуса. В листе "Казнь Остапа" один из центральных образов повести Н. Гоголя изображен на фоне массы народа, который сочувствует мужественному воину.
Своеобразно подошел к раскрытию героизма народа художник А. Герасимов. Для его серии иллюстраций (более двадцати листов – гуашь, акварель) характерно преобладание массовых сцен. Он показывает все казачье войско, на фоне которого действуют главные герои. Батальные сцены всей серии, отличающиеся масштабностью и размахом, соответствуют гоголевской повести, пронизанной суровым духом народно-освободительной борьбы.
Батальные сцены, динамические и многофигурные, передают пыл жаркой битвы, отвагу и напор казачьего войска, как например "Битва запорожцев с ляхами", и воспринимают их ученики всегда с большим увлечением. Важно обратить внимание учащихся на то, что художник не задерживается на деталях, а стремится к общему изображению. Это тоже особенность иллюстраций А. Герасимова, обусловленная идейным замыслом художника.
Но в эту героико-батальную серию А. Герасимов вносит драматический элемент. Желательно показать наиболее сильный и выразительный лист – сцена у постели тяжело больного Тараса, которого выхаживал верный боевой друг Товкач. Учащиеся рассмотрят, охарактеризуют и с помощью учителя подметят главное – внутренний патриотический пафос, боевую дружбу, товарищество, скрепляющие запорожцев нерушимой клятвой.
Знакомя школьников с повестью Н. Гоголя, учитель показывает им картину И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Эта картина не является прямой иллюстрацией повести, но, тем не менее, ощущается большая внутренняя связь между картиной и повестью.
Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану и тут же сделал набросок, который лег в основу картины. Над своим произведением Репин работал много лет.
Конец XVI века. Турецкий султан Мухаммед шлет запорожцам "грозную грамоту", в которой приказывает им добровольно сдаться. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.
С большим интересом и вниманием ученики всматриваются в изображение, вслушиваются в слова. Они обнаружат, что описание жизни Запорожской Сечи, данное Н. Гоголем, имеет много общего с изображением на картине.
Можно спросить в учащихся:
— Кто же из казаков, изображенных на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?
Мнения обычно сходятся – это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. Чувствуется, что он просто в упоении от письма, которое сочиняют его товарищи, и в его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницы.
Этот образ списан с натуры: Репину позировал его друг и земляк А. Рубец – потомственный казак Запорожской Сечи, современник Т. Шевченко и первый автор музыки на стихи Шевченко.
Большую роль в повести играет пейзаж. Яркие, красочные картины степи, описание Днепра и другие изображения природы возбуждают представления учащихся, развивают эмоциональную сторону их восприятия. Углубить понимание пейзажа поможет пейзажная живопись. Можно использовать картину А. Куинджи "Лунная ночь над Днепром", где очарование теплой южной ночи раскрыто с большой поэтической силой.
Желательно предоставить возможность детям послушать и музыкальное произведение – одноименную оперу (в отрывках) композитора Н. Лысенко.
Она была впервые поставлена в 1924 г. на сцене Харьковского оперного театра, позже (в 1927 г.) в Киеве. В основу либретто оперы положена повесть Н. Гоголя. Особенно близок в опере к литературному прототипу патриотический образ Тараса.
Можно сказать и о том, что в оперу введена фигура Кобзаря, иной финал оперы – Тарас и Остап не погибают. Запорожцы в зареве пожарища во главе с Тарасом, высоко поднимая боевое знамя Сечи, бросаются в бой, на приступ и побеждают. В сражении от руки отца гибнет Андрий. Композиторы не всегда строго придерживаются литературного источника, а, согласно своему замыслу, подчас отходят от него. В данном случае победа казаков, а не их смерть соответствовала замыслу и духу всей оперы.
Лучшие страницы оперы связаны с изображением вольнолюбивого казачества, во главе которого стоит мужественный Тарас. Чтобы учащиеся глубже почувствовали в музыкальных образах размах силы народа, пусть послушают из I акта думу Кобзаря "Ох, не черная туча над Украиной повисла". Она звучит, как призыв мстить "шляхетским панам" и "поганым туркам".
В опере "Тарас Бульба" много ярких арий главного героя, но в арии "Что на свете есть святее нашего побратимства?" особенно глубоко раскрывается героический характер Тараса – его воля, решительность, верность товариществу. Собственно это то, о чем с большой силой, но другими художественными средствами (словом) рассказывает Гоголь в повести.