Критическое мышление как метод личностно ориентированного обучения английскому языку в старшей школе. (Рос. мова)

Основным заданием данной статьи является анализ различных методов работы на уроках английского языка в старшей школе и, как основной и наиболее продуктивный – метод критического мышления. На основе изученной методической литературы раскрыть возможности рационального использован ия разносторонних средств и форм работы: учесть возрастные особенности учеников, проанализировать трудности, которые препятствуют овладению иностранным языком, предложить рекомендованный комплекс форм работы на уроке.

Во всем мире считается, что традиционная и неизменная форма обучения в школе – это классно-урочная система. Она дает ученикам объемный багаж знаний, нужных для формирования начальной базы жизненного опыта. Требования современного общества таковы, что общеобразовательная школьная концепция обучения не совсем, а то и вовсе не отвечает высокоразвитым инновационным технологиям, методам и формам работы в различных сферах услуг. Поэтому возникает вопрос о совершенствовании системы обучения на начальном и среднем этапе образовательного процесса.

Пассивность учеников на уроке - это результат недостаточно аргументированной мотивации, устаревших методик, отсутствия у современного поколения учащихся интереса к получению новой информации, умения применять ее к определенной жизненной ситуации. Это еще и просто большая перегрузка – умственная, моральная и физическая. Разрешение этой проблемы - в ином подходе к обучению детей в общеобразовательном заведении, а именно: повышение их общего уровня развития, концентрация внимания на будущей востребованности их как специалистов с творческим или, наоборот, схоластическим подходом к выполняемой работе.

Каждый человек имеет свою точку зрения на современное бытие. Тем не менее, формирование его жизненной позиции во многом зависит от умения оценивать ситуацию, критически осмысливать ее последствия, высказывать свое отношение к происходящему, полагаясь на знания, опыт, интуицию. А все это он априори получает в качестве life skills в школе.

Воспринимая ученика, в первую очередь, как личность, учитель должен дать ему возможность осмыслить, осознать услышанное, отнестись к нему с точки зрения критического мышления.

Внедрение обучения, ориентированного на развитие критического мышления, является насущной методической проблемой современного образования. Умение критически мыслить обеспечивает научно - технический и общественный прогресс и является залогом демократии. Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций обучения. Характерной особенностью этого типа мышления является то, что процесс рассуждения нестандартный, нешаблонный, отсутствует готовый образец решения.

Проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию учебной деятельности учащихся. Это требует использования проблемных методов обучения и интерактивных занятий, а также ориентирует на письменное изложение решений задач и организацию осмысления этих решений. А это означает, что результатом обучения через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, то есть их развитие: они перестраивают свой опыт, приобретают новые знания и способы решения проблемных задач.

При изучении иностранного языка в школе издавна использовались разные методы: грамматико-переводной, коммуникативний, аудио-лингвальный, натуральный, сугестопедия, когнитивный.

Обучая детей английскому языку, я на собственном опыте убедилась, что совокупность всех этих методов дает тот самый feedback, который каждый учитель воспримет как самую высокую награду. Иностранный язык нужно преподавать так, чтобы ученик имел возможность слушать, говорить, повторять, играть, молчать (Silent period).

Для того, чтобы он был на уроке активным, нужно предоставить ему возможность самому выбирать упражнения для изучения, обсуждения, восприятия на слух, чтобы он сам мог оценить свой прогресс и проблемы, а потом, понял бы, что для него более приемлемо, интересно и соответствует уровню владения языком.

 Это развивает уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал ученика, подталкивает его к решению заданий самостоятельно, а в этом и состоит понятие гуманизации образования - введение личностно-ориентированного обучения, цель которого не только обучать и воспитывать, а формировать в нем личность. Такой подход предусматривает индивидуализацию, и, соответственно, дифференциацию обучения, эффективным средством которого есть самостоятельная работа. Самостоятельная работа развивает смекалку, инициативу, творчество, твердость воли, настойчивость, дисциплинированность. Эта работа должна носить добровольный характер. Какие задания я использую на уроках? Например, работа в парах.

Положительный аспект в этой работе - все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а уже потом огласить их классу. Для такой работы подходят следующие упражнения: обсуждение текста, анализ письменной работы партнера, разработка вопросов к классу или ответов на вопросы учителя.

Очень успешной может быть, на мой взгляд, форма работы - ротационные тройки. Этот вариант кооперативной работы на уроке способствует активному анализу и обсуждению нового материала, его осмыслению и успешному изучению. Ученики рассаживаются группами по три человека по кругу и работают с заданием абсолютно идентичным. Варианты ответов должны быть неоднозначными. После каждого тура члены разных троек по одному меняют состав каждой из групп, обговаривая следующий, новый вопрос.

Наши дети очень хорошо умеют общаться, используя творчество. Групповая работа по принципу «два- четыре - все вместе» предоставляет исключительную возможность находить ответы на вопросы с помощью творческих идей. Каждый ученик в паре высказывает свое мнение, а другой продолжает его мысль, обобщает ее. Результат – единство в решении поставленного вопроса. Потом пары объединяются в четверки и поиск продолжается, только теперь в более полном составе.

 Эта работа хороша тем, что в ней нет места лентяям или симулянтам, а ученики активно усваивают материал. Здесь можно использовать методики «Диалог», «Поиск информации», «Дискуссионный круг». Таким образом, проводя урок, устные задания могут совмещаться с письменными, а фронтальные - с индивидуальными. Однако здесь, как и при любой другой работе нужно придерживаться строгой системности, переходности от легкого к более сложному, взаимосвязи разных форм работы, последовательного перехода от классной работы к домашней.

А главное – предоставлять ученикам возможность формировать навыки самоконтроля и самопроверки, поэтому процесс формирования творческого мышления как результата критического подхода учащихся к заданию с использованием средств ИКТ становится успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • когда физическое окружение образовательной среды организовано таким образом, что повышает ряд ее количественных диагностических параметров (широта, интенсивность, осознаваемость, эмоциональность, мобильность, активность);
  • когда учитель выступает не только как администратор и преподаватель, но и как посредник, помощник, стимулирующий и участвующий в творчестве другого, сам является образцом творческого поведения;
  • когда создана такая программа формирования творческого мышления учащихся, содержание направлений которой, с одной стороны, обусловлено содержанием компонентов творческого мышления, с другой стороны, оно (содержание) реализуется таким образом, что каждое из направлений дополняет другие направления, благодаря чему обогащаются компоненты творческого мышления в целом.

На сегодняшний день нашему современному требовательному обществу нужны высокоинтеллектуальные, активные, самостоятельные, уверенные в себе, идущие в ногу со временем целеустремленные молодые люди с высоким уровнем знаний, умений и навыков.

Список использованных интернет-источников

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Критическое_мышление
  2. nenc.gov.ua/72.html‎
  3. klasnaocinka.com.ua › Блоги › Блог Дика С. М
  4. www.dissercat.com/.../formirovanie-tvorcheskogo-myshleniya-uchashchi