Идеи для открытого урока „Применение элементов тренинга на уроках английского языка”. (Рос. мова)

 Изменения в современном образовании, в частности, переход среднего образования на двенадцатилетнюю форму образования, привели к тому, что появляются новые особенные требования к учебно-воспитательному процессу. Наиболее существенными проблемами теории и практики среднего образования, как видимо, есть содержание, принципы и методы обучения учеников, определения психолого-педагогических и социальных факторов, которые влияют на эффективность учебно-воспитательного процесса.

Повышение эффективности преподавания английского языка и внедрение инновационных технологий мотивирует учителей на совершенствование своих методов и приемов проведения урока. Уроки со стандартной формой и схемами проведения являются классикой педагогической науки, хотя все реже удовлетворяют потребности обучения. Следовательно, необходимы новые методические формы, которые позволяют активизировать учебный процесс и внести изменения в воспитательный процесс. Среди подобных новых форм следует выделить и социально-психологический тренинг, который в последнее время используют не только практические психологи, но и классные руководители и учителя-предметники.

Готовясь к проведению тренинга, я изучила методику проведения тренинга, его основные этапы и пришла к выводу, что элементы тренинга можно с легкостью использовать на уроках английского языка, т. к. некоторые этапы тренинга могут дублировать этапы урока, разнообразить и украсить его структуру. Цель моей статьи - ознакомить и научить применять элементы тренинга на уроке.

Составными любого группового тренинга являются: цели и задачи, принципы, на которых строится работа группы, роль и функции ведущего тренинга, используемые методические способы и приемы. Разработка сценария тренинга, как и урока, включает три процесса: работу в группах, процесс обучения и процесс развития личности. Начинается занятие с оглашения его темы, цели проведения, затем проводится знакомство с помощью специальных упражнений. Такие упражнения и игры на знакомство я бы предложила использовать на начальном этапе изучения английского языка, например:

  • Ученик называет свое имя и показывает свое движение, следующий называет свое имя и повторяет движение предыдущего, добавляя своё. Таким образом, тренируются структуры My name is …Her name is… His name is…, движения в игре составляют танец, и учитель уже с первого урока хорошо запоминает имена детей.
  • Дети пишут свои (можно аналогичные русским английские имена) на листочках и подбирают себе рисунки ассоциации, например цветы, животные, фрукты и овощи, т. е. те группы слов, которые необходимо потренировать. Затем оглашают имя и ассоциацию.

Следующим этапом тренинга является определение ожиданий от присутствия на данном тренинге. Этот элемент можно также применять на уроке, причем использовать множество вариаций, используя творческий подход:

  • Дерево со стикерами в виде листочков - ожидания, в виде яблочек – какие ожидания оправдались, и в виде червячков, что не осуществилось. Также, в зависимости от темы урока, можно использовать разные стикеры, ягодки, цветочки, времена года, виды транспорта и т. д.

Сродни этому методу является инновационный метод "Куст ассоциаций", который также можно реализовать с помощью яркого плаката по теме и стикеров. Например, при изучении темы "Праздники Великобритании. День Святого Валентина" плакат "What is Love?" и стикеры "Love is …… ", где каждый из учеников пишет, чем для него является любовь, при изучении темы "Music" на стикерах можно изобразить чувства, которые учащиеся ассоциируют при прослушивании той или иной музыки. Также куст ассоциаций можно использовать широко в разделе словообразования, помещая в центр какой-либо префикс, суффикс, например – "er", train, play, loose, win, run, swim в теме "Спорт" и выстраивая слова win +er= winner.

Одним из ведущих этапов тренинга является метод работы в группах, который часть применяется на уроках. Как можно его использовать и разнообразить задания с помощью знаний о тренингах? Во- первых, прежде чем начать работу, нужно поделить класс на группы, можно использовать известные английские считалочки, тренировать цифры и алфавит. Во-вторых, использовать различные задания для разных групп. Например, на уроке по теме "Пресса" одна из групп создает шаблон газеты, другая рекламу для этой газеты, третья инсценировку диалога журналиста, который берет интервью у главного редактора, таким образом в конце появляются продукты урока6 газета, реклама, видео с интервью о школьной газете.

Этап релаксации очень хорошо подходит для использования в качестве физкульминутки. Причем, иногда не является обязательным использование речевого сопровождения. Опять же к данному этапу подойти творчески, например, в теме "Спорт" использовать приемы карате, либо изображать биатлониста, разминая мышцы спины. Также следует ознакомиться с некоторыми упражнениями по релаксации:

  • Под музыку представляя море, лес, луг, космос, озвучивая слова и меняя музыку.
  • Лучик солнца проникает из окна, попадает к тебе на лицо, щекочет щечки, слепит глазки, заползает за воротник, и ты потягиваешься и говоришь ему "Доброе утро!"
  • Физкультминутку проводим с использованием звукового оформления, слайдов с красивыми пейзажами. Звучит шум моря, меняются слайды морских пейзажей, звучат слова "Listen! It’s the sounds of the sea, its magic music of waves. You see how the sun is shining into your eyes and is sparkling in each blue drop of the sea, filling it with a diamond light… be calm and be ready to continue the process of study"
  • Я Робин Гуд, у меня лук и колчан со стрелами на спине, достаем одну стрелу правой рукой, натягиваем и отпускаем, достаем левой рукой, натягиваем и отпускаем.

Особое внимание при проведении тренинга уделяется упражнениям, направленным на развитие внутригруппового взаимодействия:

  • "Живая картина" - упражнение можно применять как один из видов аудирования, также группы изображают и пытаются отгадать английские пословицы, выражения, звучавшие в данной теме, лексику.
  • "Расскажи сказку" - один из вариантов "Снежного кома", только история создается с конца, с предложения "И жили они долго и счастливо".
  • Решение проблемной ситуации (темы "Характер друга", "Черты характера человека", "Внешность"). Ученикам задается ситуация "Корабль терпит крушение. Кого из членов команды ты бы спас и почему?
  • "Посчитайся – кто быстрее?". С помощью этой игры легко выучить порядок слов английского предложения, четыре типа вопросов, - делим класс на команды и раздаем флэш-карты или колпачки с обозначением основных элементов предложения, по команде ребята должны выстроиться в нужном порядке.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что благодаря знаниям о тренинге любой учитель любой дисциплины может украсить урок, применяя свои творческие способности и знания методики и педагогики.