Из опыта использования раздаточного и дидактического материала как важного средства повышения эффективности индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися 5 класса по русскому языку. (Рос. мова)

Одна из главных задач, стоящих перед современной школой, - всемерное совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. Именно повышение качества урока, улучшение его организации и методов проведения позволяет дать каждому ученику глубокие знания основ наук, развивать поз навательные интересы школьников, их умения и навыки, самостоятельность в понимании знаний, готовить учащихся к жизни и труду.

Важный путь повышения качества урока – рациональное использование учебного времени. Полное использование всего времени на уроках достигается в упорной и целенаправленной учебной работе каждого ученика, в его учебе с интересом и увлечением.

Как вызвать интерес учащихся и поддерживать его все 45 минут? Как стимулировать у ребят устойчивое желание, потребность учиться? Каждый из нас знает, что нельзя проводить весь урок в одном ключе, не меняя методов, приемов и форм работы. Необходимо чередовать в течение занятий виды деятельности учащихся.

Собственные раздумья об уроках языка и высказанная когда-то К. Д. Ушинским мысль о том, что рисунок, картинка непременно заставляет ребенка заговорить, подсказали необходимость в создании системы дидактического раздаточного материала. Для каждого класса подготовлены комплекты карточек. В них учитывается степень подготовленности учащихся, ставятся не только познавательные, но и воспитательные задачи. Не менее тщательно подбирались тексты, связанные с повседневной жизнью ребят, с тем, что их волновало, представлялось им близким и интересным.

Много внимания в работе было уделено сигнальным карточкам. Например, по теме: «Однородные члены предложения» при повторении читаю предложения и спрашиваю, каким членом предложения является то или иное слово. Ученики поднимают и показывают соответствующую карточку. Подобная работа с карточками помогает учителю проследить за тем, как работает на уроке каждый из учеников, быстро проверить знания всех учащихся, сэкономить время для других видов работы.

На уроках используются дифференцированные задания. Ученики самостоятельно выполняют разнообразные упражнения, приобретают навыки работы с книгой, объясняют языковые явления, соответствующие теоретической информации параграфа, строят связные ответы на вопросы, занимаются редактированием.

Недостатки в знаниях, умениях и навыках школьников могут быть компенсированы правильной организацией мыслительной деятельности детей и настроением рациональной методики обучения русскому языку.

Главным в работе с учащимися, отстающими по русскому языку, это руководство умственной деятельностью школьников на всех этапах обучения, а также индивидуализация дидактического материала и приемов учебной деятельности.

Для развития у слабых учащихся внимания к структуре слова, к формообразующим элементам, для развития орфографической зоркости большое значение имеют упражнения по моделированию. Они способствуют развития абстрактного мышления и формируют у школьников обобщенное представление о структуре той или иной части речи и в целом о составе слова в русском языке.

Например, в 5 классе были даны дополнительные задания к упражнениям. Эти задания можно использовать для работы с отстающими учащимися на уроках русского языка и для индивидуальных заданий на дом.

Так, к упражнению, где предлагается выписать в разные столбики слова с предлогами и слова, имеющие приставки дается дополнительное задание – выписать глаголы с данной структурой: по_  _  _  л, про…л, за…л, во…лся, (повеял, прошумел, захлопнул, ворвался).

К упражнению дается задание составить модель каждого глагола прошедшего времени:

л – а – сь    раздавал – а – сь;  л – а   светила.

В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и навыков грамотного письма важнейшее место занимает повторение. Виды, приемы повторения различны. Они зависят от цели, от времени повторения. При повторении было проведено много эстафет по орфографии. В чем их суть? Ученики, сидящие на последних партах, получают листок бумаги. После того, как учитель называет тему, они записывают какое-либо слово, подчиняющееся названному учителем, правилу. Затем эти ученики передают листок впереди сидящим. Они, в свою очередь, написав аналогичное слово, снова передают листок вперед и т.д. Всегда важно определить какой ученик и в чем ошибается. И чем раньше учитель будет это знать, тем оперативнее будет его вмешательство, тем конкретнее, индивидуальнее будет его помощь ученику, допустившему ошибку.

Как всякая работа, эстафета оценивается. Оценка выставляется общая – всему ряду, но она учитывается при выставлении оценки каждому ученику в отдельности. Постепенно задание усложняется: каждому ряду – свое правило.

В системе обучения русскому языку специальные уроки работы над ошибками, допущенными в письменной речи детей, занимают одно из важных мест. Можно ли на уроках работы над ошибками применять индивидуальные задания? Я считают, что можно и нужно. На подготовку к таким урокам уходит больше времени, но зато на таком уроке не будет скучающих, каждый будет занят тем делом, которое ему даст учитель.

Из чего же складывается подготовка к таким урокам? При проверке письменных работ в контрольных тетрадях кратко пишется задание для работы над допущенными ошибками, а иногда в тетради вкладываются карточки с текстами упражнений, которые ученики должны выполнить на уроке работы над ошибками. Задание подбирается такое, чтобы ученик не механически выполнял его, а сознательно применял нужное орфографическое правило, подбирая собственные примеры.

Например, если ученик ошибся в правописании чередующихся гласных в корне, полезно дать задание подобрать предложения со словами, в которых бы встречались обе чередующиеся гласные. Задание может быть такое: придумать предложение со словами загорелый и загар; или: подобрать 5-6 слов с корнями горгар.

Подобные задания я даю и при работе над ошибками в наречиях, союзах, предлогах. Например: придумать предложения с наречием по-весеннему и с прилагательным (по) весеннему, с предлогом в течение и с существительным течением в предложном падеже и т.д. У детей к концу учебного года выработался навык самостоятельной работы над ошибками.

На уроке русского языка я применяю карточки с рисунками и заданиями. Этот раздаточный изобразительный материал расширяет возможности самостоятельной работы учащихся и используется после того, как проведена работа по соответствующей таблице. В карточки включены задания двух типов:

  • объяснить значение или правописание данных слов;
  • вспомнить слова, значение которых поясняют рисунки.

При изучении раздела «Фразеология» применялся дидактический материал. Фразеологизм и соотносительное слово, как правило, близки по своему значению или тождественны. На этом основании незнакомый ученику устойчивый оборот заменяется известными словами или сочетанием слов. (например, ломать голову – думать). Эффективность такой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобран иллюстративный лексико-фразеологический материал. Ценным средством изучения фразеологических единиц является сопоставление их с так же звучащими свободными сочетаниями слов. Образность фразеологизмов показывается на примерах из фольклора и художественных произведений. Широко в работе используются сказки, поэмы, былины, а также загадки, пословицы и меткие выражения мастеров слова.

Следует постоянно вести систематическую работу по закреплению и углублению полученных учащимися первоначальных знаний в области фразеологии.

Одним из эффективных средств достижения этой цели могут служить индивидуальные задания по фразеологии. Такие задания позволяют вести работу дифференцированно, учитывая как усваивает фразеологический материал каждый из учащихся. Чтобы выявить конкретный уровень усвоения фразеологического материала, проводится самостоятельная работа. Подбираются небольшие по объему задания:

  • а) найти фразеологические обороты в тексте;
  • б) объяснить их значение;
  • в) подобрать лексико-фразеологические синонимы и др.

Следует учесть, что подготовка индивидуальных заданий – очень трудоемкая работа. Работа в группах учащихся на основе учета пробелов в знаниях по фразеологии позволяет целенаправленно применять варианты заданий, причем каждый из вариантов предназначается для закрепления определенных понятий или для выработки практических навыков употребления фразеологических оборотов.

Например:

Каждой группе дается определенное задание:

  • 1-я группа: Найти в тексте фразеологические обороты.
  • 2-я группа: Запомнить фразеологизмы. Например, прочитайте о происхождении фразеологических оборотов «тянуть канитель», «зарыть талант в землю», «лебединая песня». Запомните значение этих выражений.
  • 3-я группа: К фразеологическим оборотам, данным в левом столбце, подобрать подходящие по смыслу слова или словосочетания из правого столбика:

воспрянуть духом                убежать
дать знать                            мешать
прийтись по вкусу                очень далеко
за тридевять земель             понравиться
навострить лыжи                  сообщить

Таковы возможные варианты заданий, которые позволяют дифференцированно работать над преодолением недостатков в усвоении учащимися фразеологического материала. Эти задания на карточках могут применяться как в классе, так и для домашней работы.

Формы и методы индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка многообразны. Детям интересно работать только тогда, когда каждый получает посильное для него задание.

Приемы индивидуальной работы позволяют целиком захватить внимание детей, способствуют общему развитию их умственной деятельности. Индивидуальная работа – это нелегкое, но в высшей степени важное и нужное дело.