Эффективность применения информационных технологий на уроках музыкального искусства. (Рос. мова)

Цель педагогической деятельности – разглядеть в каждом ученике личность, развивать то ценное, что заложено природой. Научить отстоять свое мнение в любой жизненной ситуации. Уметь признавать свои ошибки и исправлять их. Не останавливаться перед трудностями, а преодолеть их. Лучше иметь сильную во лю на средних способностях, чем большой талант, подточенный безволием.

В условиях образования искусство – единственная область в которой может закономерно развиваться эмоционально – нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыкальное искусство» относятся как к малозначимому, ненужному предмету.

Необходимо сделать предмет «Музыкальное искусство» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметную логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого достичь?

Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств». Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. С помощью использования современных технических средств, можно повысить мотивацию ученика.

В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Одним из способов решения этой задачи стали современные информационные технологии. Применение современных технических средств обучения (компьютер; музыкальный центр; интерактивная доска и т. д.) позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Новые формы работы через включение в активную деятельность на уроке, использование новых методик, подбор музыкального материала, соответствующего требованиям современного общества, использование информационно – коммуникативных технологий.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель музыки является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по – новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

  • личностному развитию учащихся;
  • повышению интереса школьников к урокам музыки;
  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
  • повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально – целостного
  • отношения к музыкальному искусству;
  • формированию у школьников основ теоретического мышления;
  • развитию творческих способностей учащихся.

Таким образом применение информационно – коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информации.

При проведении уроков музыки я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты уроков; фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;
  • фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
  • зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей, тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др.)
  • звуковые фонограммы: музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки») которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
  • литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, отрывки стихотворений, словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.

Тему, содержание и материалы урока дети запоминают надолго, уровень знаний повышается, усиливается интерес к предмету, желание учиться. Основное время в предполагаемом опыте затрагивается на основательную методическую подготовку учителя к уроку, на организацию деятельности ребят. Создание благоприятных условий для развития каждого ребенка.

Основные условия:

  • использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса;
  • создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

Применение разнообразных инновационных технологий создание обоснованной системы изменений в преподавании.

Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:

  • прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность)
  • вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен)
  • изучение истории и теории музыкального материала
  • внеклассная работа
  • получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет
  • по – новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и ее источники
  • обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень
  • помогать активизации творческого потенциала ребенка
  • способствовать воспитанию интереса к формировать духовный мир ребенка музыкальной культуре

Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя, это:

  • системность применения ИКТ
  • компетентность учителя в компьютерных технологиях
  • интерес и инициатива самого учителя
  • творчество
  • современные технические средства
  • программное методическое обеспечение

В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников в положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Я убеждена, что задача любого учителя – сделать каждый урок привлекательным и по – настоящему современным.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса. Здесь важны:

  • новизна, практическая значимость подаваемого материала;
  • четкое структурирование;
  • логичное, яркое, контрастное выступление;
  • ритмичное чередование видов деятельности;
  • опора на возрастные и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Теперь воздействуем на эмоциональную сферу. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно – музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально – эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Литература

1. Вишневская С. О. «Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка»

2. Селевко Г. К. « Информационно – коммуникативные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы»

3. Родыгина. «Компетентностно – ориентированное обучение»