Обязательно ли…, или психология успешного сотрудничества (некоторые аспекты организации обучения математике и не только). (Рос. мова)

Обязательно ли …, или психология успешного сотрудничества (некоторые аспекты организации обучения математике и не только).

Аннотация. Статья посвящена психологическим аспектам организации педагогического сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения. В ней рассматри вается оригинальная методика контроля за усвоением учебного материала и отработкой практических навыков учащимися на основе создания демократической атмосферы комфорта при "работе над ошибками", определён алгоритм использования нестандартного метода необязательного оценивания отдельных видов самостоятельной работы школьников на этапе формирования и усвоения новых знаний как путь к раскрытию самоинициативы учащихся, их самосовершенствованию и саморазвитию.

Ключевые слова: ошибки, развитие, "необязательные оценки", успешное сотрудничество.

Анотація. Стаття присвячена психологічним аспектам організації педагогічної співпраці вчителя і учня в процесі навчання. В ній розглядається оригінальна методика контролю за засвоєнням навчального матеріалу і відпрацюванням практичних навичок учнями на підставі створення демократичної атмосфери комфорту при "роботі над помилками", визначено алгоритм використання нестандартного методу необов’язкового оцінювання окремих видів самостійної роботи школярів на етапі формування та засвоєння нових знань як шлях до розкриття самоініціативи учнів, їхнього самовдосконалення та саморозвитку.

Ключові слова: помилки, "необов’язкові оцінки", успішна співпраця.

Annotation. The article is devoted to the psychological aspects of organization of pedagogical collaboration of a teacher and a student in the process of teaching. In it the original method of control after mastering of educational material is examined and working off practical skills by a student on the basis of creation of democratic atmosphere of comfort during the "prosecution of errors", the algorithm of the use of non-standard method of optional evaluation of separate types of independent work of students is certain on the stage

Key words: mistake, "not obligatory grade", successfull cooperation.

Вступление. Актуальность темы статьи обусловлена многолетним практическим опытом наблюдения за психологией процесса овладения учебным материалом различными категориями учащихся в динамике их взросления, становления, развития.

В. Спиваковский в своей книге "Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу" указывает на "великую ошибку образования", состоящую, по мнению автора в том, что школа учит тому, что отвечать правильно более важно, чем учиться тому, чего ты не знаешь. Она поощряет правильные ответы и наказывает за сделанные ошибки. Трудно поспорить с авторским апологетом, ведь, действительно оценочный балл любой учитель выставляет пропорционально количеству правильных данных учеником ответов, снизив его за сделанные ошибки (в лучшем случае их исправив, а в худшем лишь отметив), и таким образом наказав ученика. А ведь ошибки на самом деле показывают ученику, что он либо неверно понимает какие-то факты, либо неверно применяет свои знания на практике, т. е. ошибки, в общем – то показывают, над чем именно следует еще поработать, что именно нуждается в корректировке.

Формулировка цели и задач статьи. Цели и задачи статьи – акцентировать внимание педагогов на необходимости развития инициатив учащихся путём совершенствования элементов педагогики сотрудничества, как инструментария повышения качества обучения школьников, поделиться несложной педагогической техникой для активизации познавательных инициатив и мотивации успешной учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В одном из чеховских музеев города Таганрога – бывшей мужской гимназии № 2, в которой учился А. П. Чехов, есть замечательный экспонат – тетрадь по математике гимназиста Антона Чехова – будущего русского писателя с мировым именем, учителем которого был Э. И. Дзержинский – отец "железного Феликса". В раскрытой тетради видна самостоятельная работа гимназиста, тщательно проверенная и оцененная учителем.

Все ошибки ученика обстоятельно проанализированы и прокомментированы учителем письменно, причем учитель находит слова похвалы за правильно составленное уравнение для решения задачи, правильное понимание компонентов этой математической модели, журит за арифметические огрехи в решении, которые привели в конечном итоге к неверному ответу, но, считает вместе с тем возможным, за это не снижать в значительной степени оценку за всю роботу в целом.

Впечатляет профессионализм работы педагога русской гимназии царского периода, который чувствуется во всём. Это и внешний антураж, и выбранный учителем тон общения с ребёнком, и аккуратнейшим образом, в строгом соответствии с правилами каллиграфического письма, написанное сообщение по итогам проверки, и применённые критерии оценивания…

Разумеется, современному учителю, с его загруженностью и наполняемостью классов выше среднего, не до упражнений в изящной словесности и витиеватых письменных изъяснений при проверке каждой работы. На самом деле мы проводим "скоростную" проверку, в ходе которой исправляем неверные ответы и выставляем соответствующую оценку, - таким образом, мы действительно наказываем снижением оценки за ошибки вместо того, чтобы научить главному – умению их исправлять, работать над ними, обращать маленькие текущие неудачи в большие будущие победы.

Общеизвестно, что образованный человек – это тот, кто через свои ошибки сумел развить способности своего ума, кто критично и избирательно воспринимает то, что ему нужно, не нарушая при этом прав других людей.

"Ошибки раскрывают инициативу. Они – доказательство того, что вы добросовестны в учебе, а не просто отражаете, как зеркало, ответы. Они доказывают, что вы не перестали делать что-либо, потому что боитесь ошибиться" - утверждает В. Спиваковский, - "Умные люди потому и умные, что они приходили к мудрости через свои ошибки и поражения".

"Зерна неудач засеиваются в наших мозгах с самого раннего возраста. Чаще всего они заключаются во фразах: "Будь хорошим", "Делай так, как тебе говорят", "Нет, ты не прав", "Вот это правильный ответ", "Не делай ошибок", "Если будешь хорошо учиться, то в жизни тебя ждёт успех", -пишет в своей (почти одноимённой с предыдущим автором) книге Роберт Т. Киосани.

Безусловно, можно привести еще немало фактов в подтверждение существования вышеозначенной проблемы, но задача "превращения минусов в плюсы" практически пока решается в школе не очень эффективно.

Мне, кажется, что практическим путем удалось найти очень простой выход для решения проблемы – как просто, быстро и эффективно "подтолкнуть" ученика к самосовершенствованию, не "наказав" его при этом сниженной оценкой, а сделать "работу над ошибками" стимулом к получению хорошего результата, и, при этом, соблюсти паритетность - не снивелировав успехи других учеников, дать возможность каждому ребёнку улучшить свои учебные достижения.

Решение оказалось достаточно простым: при организации всех видов самостоятельных работ обучающего характера в классе стоит в начале объявить, что полученные оценки за работу будут необязательными, т. е. в журнал будут занесены баллы по желанию учеников (как правило, только высокие). Что же тогда происходит, чего мы добиваемся таким, на первый взгляд опрометчивым заявлением? А получается следующее:

  • а) ученики не испытывают страха получить плохую оценку;
  • б) все работают с интересом, желанием и азартом;
  • в) дети не будут "наказаны" за ошибки, но увидят свои промахи – поймут какие навыки еще недостаточно отработаны;
  • г) комфортное самоощущение каждого ребенка на уроке даёт ему возможность поверить в свои силы;
  • д) наконец, главное – хорошие результаты обучения.

А вот базовые контрольные работы, тематические письменные работы, которые мы проводим с целью контроля, конечно, не корректируются, а лишь анализируются учителем и оценки за них – главные! И зная, о том, что тематическое оценивание проводится на основании текущих оценок и оценок за итоговую, контрольную работу, которая имеет преимущественное значение, ученики понимают, что с одной стороны "выгодно" накапливать "необязательные" хорошие оценки, а с другой стороны и в контрольной работе показать свои умения и навыки очень важно, а уж учитель всегда сумеет правильно расставить акценты и объективно выставить итоговую оценку.

Правда, в организации этой работы есть несколько "секретов":

Секрет №1. Каждый вид самостоятельной работы ученика (кроме итоговой контрольной) должен быть проверен и оценен на уроке! Считаю этот момент очень важным - необходимым и достаточным условием успеха проведения любой самостоятельной работы.

Результат должен быть известен ученику на уроке, сегодня и сейчас, "по горячим следам" - ведь, во-первых, в домашней работе ему необходимо тренировать именно те навыки, которые не удалось "отшлифовать" в классе, во-вторых до следующего урока пройдет какое-то время (порой довольно продолжительное- 2-3 дня) и восстанавливать картину предыдущего решения долго и непродуктивно, в-третьих, быстрое получение результата - ключ к быстрому реагированию с точки зрения психологии. На деле организовать это достаточно несложно.

Сегодня для решения этой проблемы есть масса простых способов. Лично я использую тетради с печатной основой, многие из которых удачно сконструированы в формате ВНО и содержат 50% заданий, предусматривающих открытый ответ и сопоставление, а задания с развёрнутым решением имеют компактный ответ.

Хорошо работает "метод закрытой доски", делаю компьютерные "заготовки" - слайды содержащие план решения, или (и) промежуточные результаты, конечный ответ и пр. Взаимопроверка, самопроверка, программированный материал для проверки результатов - отличные методы контроля в условиях "необязательной" оценки.

Секрет №2 состоит в обеспечении условий строгой самостоятельности для работы каждого ученика. И это не менее важное условие успеха. Кстати, всегда рассказываю своим ученикам о том, как происходит обучение за рубежом, в частности, о защите интеллектуальной собственности ученика.

Что ученик, который был замечен в списывании, навсегда получит "клеймо" - запись в личном деле о том, что он способен воспользоваться результатами чужого труда, и это негативно скажется на его дальнейшей карьере. Впрочем, в условиях отсутствия "наказания" за низкий результат как-то само собой у ребят наступает понимание того, что не имеет смысла "списывать", ведь проще научиться не хуже других. А ведь это есть, по сути, создание ситуации успеха для каждого школьника!

Конечно, плюс позитивные учительские комментарии, настраивающие на "победу": "Это очень просто!", "Попробуйте, это легко и интересно!" и т. д.

Секрет №3 совсем прост - стоит периодически "подбрасывать" несложные задания, дабы поддерживать интерес к учебе у "слабых" учеников, и не нужно лишать их "подарочных" отличных оценок – свою реальную оценку они увидят на итоговой контрольной, но оценят не очень хороший результат, скорее всего, как невезение. Но, главное, - при этом не будет потерян интерес к учебе и изучение новой темы может быть результативнее!

Словом, преимуществ у "необязательной оценки" достаточно, а критерии применения этого нехитрого метода просты. Ведь главное, к чему стремится каждый заинтересованный учитель – хороший конечный результат, который достигается путём применения вышеописанного алгоритма, в частности. И наивное предложение одиннадцатиклассников или "пятачков": "А давайте сегодня у нас будет работа на необязательную оценку!" вызывает у меня всегда ироничное согласие: "А давайте!"

Приведу лишь некоторые статистические данные из аналитических итоговых отчётов работы педагогического коллектива общеобразовательной школы №5 г. Краматорска Донецкой области, в которой я работаю, касающиеся результатов наших выпускников, за 2010- 2013 годы:

Причём, ежегодно независимое тестирование по математике выбирают от 60% до 93% всех выпускников. Худший результат ВНО за эти годы зафиксирован на уровне 153 баллов, а лучшие:

  • 2010 г. - Шевченко Л. (198баллов)
  • 2011 г. - Зайцева А. (200 баллов)
  • 2012 г. - Бершацкий А. (193 балла), Малышев Р. (193 балла)
  • 2013 г. - Мунин В. (197 баллов), Лукьянов Г. (197 баллов), Каленич В. (197 баллов)

Выводы. Подытоживая результаты применения вышеописанной методики контроля за усвоением учащимися учебного материала и отработкой практических навыков на основе создания демократической атмосферы комфорта при "работе над ошибками" и определённый выше алгоритм использования нестандартного метода необязательного оценивания отдельных видов самостоятельной работы школьников на этапе формирования и усвоения новых знаний, можно сделать вывод о том, что в свете проблем современного образования серия простых и эффективных методических приёмов, предложенных автором, имеет место в школьной практике и может рассматриваться как одно из средств развития продуктивного взаимодействия учителя и ученика.

Литература

  • Роберт Т. Киосаки. Если хочешь быть богатым и счастливым- не ходи в школу?, "Эрбиния", 2002-с. 12.
  • Спиваковский В. Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу. – К.: Гранд, 1996. - с. 15-16, 18.
  • Аналитические материалы по итогам работы педагогического коллектива ОШ№5 г. Краматорска Донецкой области за 2010-2013 годы.

References

  • Robert T. Kiyosaki. If want to be rich and happy- not walk in school?, Erbiniya, 2002-p. 12.
  • Spivakovskiy V. If want to be rich and happy, not walk in school. -K.:Grand, 1996. -p. 15-16,18.
  • Analytical materials on results work of pedagogical collective of school №5 Kramatorsk of the Donetsk area for 2010-2013.