Формирование ключевых компетентностей с использованием инновационных технологий и ИКТ на уроках биологии. (Рос. мова)

Для жизненного успеха человека сегодня требуются такие качества как социальная мобильность, автономность, способность применять полученные знания, сохранять свое "Я" в постоянно меняющихся условиях, и нам, учителям, необходимы такие подходы приемы и методы работы, с которыми происходило бы измене ние позиции ученика: от объекта научения - получателя информации, до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию (у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы умениями, анализа, рефлексии, самооценки).

Биология – наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. "Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса (Ш. Амонашвили).

Игровые технологии позволяют формировать качества активного участника учебного процесса, находить и применять решения развивать способности адаптироваться в измененных условиях, учиться общаться. Это викторины, путешествия, подбор пословиц, поговорок, их анализ и объяснение с различных сторон (научной, гипотетической, анатомической, воспитательной и т. д.), составление сказок и рассказов (на их сюжете) и исправление неточностей и предположений.

Как фрагмент игры-путешествия: "Путешествие лекарственного препарата в организме" (движение, где усвоится, что препятствует усвоению, как будет выводиться, скорость действия: препарат введен внутримышечно (ягодица) внутривенно (плечевая вена), таблетка под язык (перорально).

Фрагмент игры "Аквариум". Двое учащихся получают проблемный вопрос по теме и пытаются найти ответ на него, обсуждая возможные варианты ответа вслух, а остальные учащиеся разделены на группы (до обсуждения):

  • 1-я группа - ошибки в суждениях;
  • 2-я группа – правильные суждения;
  • 3-я –делает правильные выводы в суждениях учащихся.

Такая интерпретация этой игры позитивно отражается на процессе развития умения общаться (социальная и коммуникативная компетенция) и доказывать свое мнение, что помогает состояться ученику как личности.

Считаю очень эффективным метод игровой технологии для развития такой ключевой компетенции, как учебно-познавательная. Это имитация, например, научного журнала (последние достижения науки в области биологии). Учащиеся (работа проводится в группах) называют свой журнал, ищут информацию, анализируют ее и объясняют. Формы представления могут быть разными: рисунки таблицы схемы альбомы.

Ролевые игры способствуют формированию целенаправленных действий учащихся, развивая коммуникативные, социальные, информационные и общекультурные компетенции. Например "путешествие в Царство "Высшие споровые растения" (7 класс) - это специалисты: биологи, историки, экологи, медики, ученые (работа осуществляется в группах с домашними заготовками).

А в 11 классе - на тему "Генная инженерия - "за" и "против". Группы готовятся по таким же направлениям, но добавляются еще социологи и группа "перспективы развития". При этом каждый ученик чувствует себя в той или иной роли, но, самое главное, они должны доказать не только правильность своего утверждения, но и найти их неприемлемость.

Для развития ключевых компетенций применяю прием работы с текстом учебника (работа в группах):

  • интегрировать текст в схему (график);
  • интегрировать текст в таблицу;
  • составить задания на сопоставления, сравнения;
  • составление памяток;
  • на составление плана-конспекта;
  • тезисного плана;
  • составление кроссворда с вопросами
  • составление кроссворда с ответами в тестах;
  • разделить текст на части и озаглавить их;
  • составить 3-5 вопросов к данной части текста.

Задания распределяются дифференцированно или каждый ученик выбирает свой вариант, зная заранее уровень его оценивания.

Все уроки стараюсь проводить так, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и максимально получать обратную связь, для чего применяю проблемные вопросы и ввожу проблемные ситуации, что повышает уровень мотивации к данной теме и предмету.

Так, в 8 классе, при изучении темы "Размножение насекомых" привожу пример из книги Л. Керролла "Алиса в стране чудес": Алиса пожаловалась гусенице, что случившиеся в ней волшебные изменения привели ее в полное замешательство. Гусеница ответила, что в этом нет ничего удивительного и странного. Почему ответ гусеницы был таким?

В 7классе, при изучении темы "Высшие споровые растения. Мхи" -задается вопрос: какими особенностями внешнего и внутреннего строения должны обладать наземные растения? Здесь учащиеся должны установить причинно-следственные связи, вспомнить виды тканей у растений и их функции.

Многие биологические процессы отличаются сложностью и детям с образным мышлением тяжело усваивать абстрактное обобщение. Развитию их мышления способствуют интерактивные демонстрации – модели, позволяющие самостоятельно конструировать процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В этом случае важнейшим моментом является демонстрация опытов, позволяющих разобраться в сложнейших физиологических процессах.

Так, например, при изучении темы ВНД "Мышление. Роль головного мозга", этот пример в некоторой степени можно отнести и ТРИЗ-методике (технология освоения научных способов познания). При рассмотрении понятия "умозаключение" (обобщение, вывод) подчеркиваю, что оно не всегда приводит к правильным выводам, но и к ложным.

Пример ложных умозаключений: из спичечной коробки достают 4 спички и вставляют их в щели между коробкой и крышкой; между головками этих спичек зажимают третью спичку. Над слегка приоткрытой коробкой получается фигура из спичек в виде буквы "П". Задача формируется так: если поперечную спичку зажечь посередине- какой из концов вспыхнет раньше – там, где есть головка, или там, где две головки? (огонь не успевает дойти до спичечных головок, поскольку спичка с прогоревшей серединой пружинит и вылетает.

Вывод о том, что раньше должны вспыхнуть две спичечные головки – это верно, но в данном случае он ошибочен, т. к. действуют другие законы природы (сила сжатия, твердость и эластичность предметов)

Для развития учебно-познавательной компетенции и творческих способностей учащихся применяю приемы и. принципы теории решения изобретательских задач. Здесь использую некоторые приемы педтехники в групповой форме по плану: наблюдение-гипотеза-эксперимент с вопросами: Что происходит? Зачем? Почему? Каким образом? Учащиеся выдвигают как можно больше гипотез (предположений) о причинах явления по схеме: постоянные условия (норма) – наблюдаемые результаты – вывод. План работы следующий:

  • перечислите признаки объекта;
  • сравните;
  • найдите зависимость между признаками или признаком в зависимости от другого;
  • сформулируйте результат наблюдения (происходящего) – "если… - то"

Пример. Урок по теме "Строение и работа сердца". При остановке сердца, даже по истечению 20 мин., работу его можно восстановить путем непрямого или прямого массажа сердца, а также действием дефибриллятора. Объясните, что при этом происходит и как восстанавливается при этом деятельность сердца? (условие: сердце сохраняет свою целостность).

Принципы педтехники реализую через приемы:

  • а) "Удивляй". Человека лишают сна в течение нескольких дней (казнь в Древнем Китае) - он умирает, а в опытах И. П. Павлова на собаках при выработке условных рефлексов собака засыпала прямо в станке. Объясните эти факты (9 класс, тема "Сон и сновидения").
  • б) "Лови ошибку" (работа в группа). Зеленый кузнечик лучше летает, чем прыгает, при этом он может преодолевать большие расстояния, а личинка его червеобразной формы и очень прожорлива (8 класс). Межклеточная жидкость течет по специальным сосудам, иногда она может содержать лимфоциты, защищающие организм от болезнетворных бактерий. Она участвует в обменных процессах (9 класс).
  • в) "Фантастическая добавка". Придумать и изобразить фантастический организм (растение, животное), объяснить свой рисунок (работа в группе).
  • г) "Составь задачу или задачи" (с помощью конкретной информации). Большая синица в период вскармливания потомства может уничтожать насекомых по весу в 2 раза больше собственного веса. При наличии насекомых в больших количествах, синицы могут давать до 2-3 поколений, а в одной кладке может быть до 5-11 яиц, при этом масса птицы до 15 г., а за один раз птица приносит 4-7 г. пищи.

Информационные компьютерные технологии не заменяют учителя, а делают общение с учениками более содержательным, индивидуальным и деятельностным, т. к. включает максимальное количество видов памяти: слуховую, зрительную, двигательную, эмоциональную. Учащиеся сами активно участвуют в процессе обучения, являются центром, в результате чего изучаемый объект или явление запоминаются с более глубоким пониманием его сути.

ИКТ позволяет на практике использовать метод проектов, помогает учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, дает возможность реализовать свои способности, развивает социокультурные компетенции.

Так, при изучении темы "Индивидуальное развитие организма человека" (11 класс), предлагаю учащимся темы проектов: "Алкоголь и наследственность", "Венерологические заболевания и потомство человека", "Наследственные заболевания человека", "Генная инженерия – наука будущего?"

Использую видеофильмы (как озвученные, так и с отключением звука), фрагменты фильмов на всех этапах урока, презентации к теме, созданные учащимися, Интернет-ресурс с различных сайтов, а так же поэзию (найти ошибку):

Ты прав. Одним воздушным очертаньем,
Я так мила
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.

…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу… (А. Фет "Бабочка")

Домашнее задание (8 класс, тема "Насекомые"):

  • Какое насекомое по ночам грабит улья?
  • Какие гусеницы идут кормиться определенным строем?
  • Какая бабочка пробует пищу ногой?

Высшая задача учителя в том, чтобы дать возможность каждому ученику проявлять потребность быть самим собой и развивать свои возможности саморегуляции. В жизни каждого человека очень важным является умение оценить себя, свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели.

Поэтому очень важно развивать эти умения путем воспитания навыков рефлексивных качеств ученика - осмысление своих собственных действий, понимая своего внутреннего состояния. Такие беседы особенно эффективны в конце урока после изученной темы. По словам Т. Бильрота: "Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки!" (он первым применил научный метод для определения музыкального таланта).

Например, учащиеся отвечают на такие вопросы:

  • Считаете ли вы данную тему актуальной?
  • Какие вопросы темы были для вас сложными?
  • Вы были активны на уроке? (Что вам мешало?)
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке? (работа с сигнальными карточками)
  • Все ли вам удалось на уроке? (Почему?)
  • Как вы усвоили учебный материал? (сигнальные карточки).