Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка. (Рос. мова)
В новой Программе для общеобразовательных школ с украинским языком обучения цели и задачи курса русского языка определяются главным методологическим принципом обучения – коммуникативной ориентированностью обучения, сущность которого состоит в восприятии языка как объекта познания, средства общени
я и гуманитарного развития. При этом коммуникативная функция языка выдвигается на первый план и требует пристального внимания учителей, методистов, авторов учебников с целью формирования оптимальных условий для становления духовно богатой личности, умело и уместно использующей язык во всех видах и сферах речевой деятельности.Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна, так как обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Для развития и формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка широко использую коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Самые эффективные из них – урок-дискуссия, урок-презентация, урок-путешествие, урок-сказка, урок в форме игры КВН.
Основа урока-презентации – изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, фотографиями. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. В ходе урока такая презентация демонстрируется с помощью мультимедийного проектора. Материалы общей презентации чаще всего использую на уроке по обобщению изученного материала.
Информационные технологии наряду с другими средствами обучения стали надежными помощниками учителя, а формы работы с ними – привычными. Использую их на различных этапах урока – при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, при проведении творческих и контрольных работ. Заранее объявляю тему, к которой группы должны подготовиться. Каждой группе даётся план работы по теме, обсуждаются цели и задачи, содержание. Времени на уроке на это нет, поэтому группам назначается время для консультации после уроков.
Уроки-путешествия по стране Лингвинии провожу в 5 классах по теме "Алфавит", после изучения тем "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография" и "Лексикология" (см. http://osvita. ua/school/lessons_summary/russian/33286). Такая форма урока выбрана с учетом живого интереса детей к путешествиям.
Уроки-сказки по теме "Лексикология" в 5 классе провожу по методике А. И. Косоговского.
Детям очень нравятся такие уроки, они с удовольствием выполняют задания, которые предлагается выполнить герою сказок Пете Двойкину (См. журнал "Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР" № 8, 1991).
После изучения тем "Причастие" и "Деепричастие" в 7 классе провожу урок-КВН "Именные и глагольные части речи". В 6 классе провожу урок-КВН по теме "Лексикология" (см. http://osvita. ua/school/lessons_summary/russian/31949). Это и радость коллективного поиска правильного и остроумного ответа, и возможность каждого показать свои знания, проявить сообразительность и артистизм. Целью урока является обобщение и закрепление изученного по темам, развитие интереса к урокам русского языка. Главная задача учителя при этом – направить игру в "учебное русло", достигнуть поставленных целей.
На уроках русского языка и во время проведения Недели русского языка в школе для развития и формирования коммуникативной компетенции использую лингвистические игры.
Игра "Аукцион"
Игра проводится в форме аукциона. В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых, частей тела человека (головы, носа, ушей, глаз, рук, ног) или подберет фразеологизм, в котором упоминается имя числительное.
Игра "Соколиный глаз"
Учащиеся объединяются в несколько групп. Каждой группе даётся текст. Задание: найти в тексте наибольшее число слов с переносным значением. Выигрывает та группа, которая найдёт большее количество слов.
Игра "Найди пару"
Первый играющий называет слово, начинающееся на звонкий согласный, и бросает мяч. Тот, кому бросили мяч, должен назвать слово, начинающееся на парный глухой согласный. Например, бисер – пирог, валенок – фуражка, гнездо – курица, дерево – тополь. Затем можно поменять условия игры: подбирать слова по мягкости-твёрдости первого согласного звука в слове (мяч – мак, река – роса). Можно также предложить учащимся подбирать к названному слову синонимы, антонимы, омонимы, или паронимы. Кто не может назвать пару, выходит из игры.
Игра "Рассказ по кругу"
Ребята рассаживаются по кругу. Первый играющий начинает рассказ, придумывая и произнося вслух фразу. Например: "Однажды днём вся семья собралась в гостиной", или "Наш класс решил отправиться в поход". Можно заранее задать жанр рассказа (детектив, мелодрама). Второй подхватывает, говоря фразу, продолжающую повествование. Долго думать нельзя: если игрок думает более пяти секунд, то выходит из игры.
Игра "Снежный ком"
Игра проходит по кругу. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: "Ребёнок идет". Следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение: "Ребёнок идет к брату", "Ребёнок медленно идет к брату". Прибавлять можно в любом месте. Служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто остается последним.
Игра "Если бы…"
Ребята становятся по кругу. Ведущий произносит начало предложения ("Если бы я был/а спортсменом…", "Если бы я был/а депутатом…", "Если бы я был/а миллионером…", "Если бы я был/а деревом…", "Если б я был/а собакой/кошкой…", "Если бы я был/а птицей…" и т. п.). Каждый игрок по очереди придумывает вторую часть предложения. Кто не может продолжить, выходит из игры.
Игра "Сочиняем монофон"
Монофон — это краткий рассказ, все слова которого начинаются на одну и ту же букву (звук). Термин "монофон" состоит из двух слов: "моно" — один, "фон" — звук.
При составлении монофонов можно использовать разные служебные слова: предлоги, союзы, частицы.
Упражнения с монофонами способствуют активизации дикции и произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего, развивают навыки ораторского мастерства и способствуют становлению речи.
Предлагаю учащимся придумать монофон, работая в группах. На выполнение задания даю 20-25 минут. Кто не хочет работать в группе, составляет монофон самостоятельно.
Вот какие монофоны получились у моих учеников.
Монофоны на букву М
Мама молча мыла Милу мылом "Медовым", мягкие места мочалкой массажировала. А Мила мыла маленькую малиновую машинку. Машинка металлическая, марки "Москвич". Милина Мурка мяукала. О молоке, мясе молила маму. Мила о малине мечтала. Мямлила маме: "Малину, малину!"
Мушкетер – мужчина мстительный, мастер мерзких маньяков, мошенников, мародеров мочить. У мужчины мускулатура мощная, мозги многогранные, мышление миллионера. Мелодичная музыка манит в мир мечтаний. Мерещится милосердная мадонна с младенцем. Маркиз моргает, молится. Мучается.
Монофон на букву П
Папа получил получку. Пришел поздно. Принес продукты, пиво. Помылся, побрился. Потом поужинал: поел пиццу, попил пиво, пожевал пряник. Покурил. Посмотрел передачу. Посмеялся. Пошутил. Прочитал пьесу. Позевал. Попил простоквашу. Постелил постель, повзбивал подушки, поправил простынь, пододеяльник. Почесал подбородок, пальцами помассажировал поясницу. Проветрил помещение, прилег поспать. Проснулся в полдень. Покушал. Почистил пиджак и полушубок, покремил полуботинки. Приоделся. Пошел поговорить с приятелем.
Монофоны на букву Р
Рано. Розовый рассвет. Река разлилась. Розы, ромашки, репейник, резеда растут рядом. Румяный Роман рьяно рвет руками резеду, ромашки. Рита рисует Роману рыбок, а Римма разукрашивает. Роман – рыбак, решил рыбок разводить. Радуется рыбкам. Руслан работает, ролики ремонтирует. Рыжик резвится рядом, рявкает, рычит. Руслан ругает Рыжика.
Рассказ о Роме, Рите, ребятах и реке. Раньше Рома работал на русской радиостанции, рекламировал разные раковины, решётки, ролики, ракетки, рюкзаки. Радовался: в роддоме родился ребёнок Родион. Рассвет. Река. Радуга. Рита разогрела Роме и ребятам рагу, разложила разносолы. Рома разрезал рыбу, разорвал руками розовых раков, реализованных на районном рынке. Рита расставила раскладушки, рассадила ребят. Ребёнок Родион рассматривает радугу, Роза рассказывает рифмовки. Рядом рычит Рекс. Радостно ребятам у реки!
Монофоны на букву С
Саша, Света, Соня, Софья собирались сыграть с собакой в салки. Собака сделала сюрприз. Снежок самовольно съел со стола соленое сало, свежий сыр и салями. Софья сердито саданула собаку свертком. Снежок сразу сам соскочил со стола. Струсил. Спрятался. Стыдно стало. Саша, Света и Соня смеялись.
В субботу среди солнечного Санкт-Петербурга, в сквере на скамейке спокойно сидела скромная седая старушка. Сегодня со старухой случилось страшное событие. Стоявшую в снегу старуху схватила сбоку серая собака. Старухе стало страшно. Схватило сердце, сузились сосуды. Собака съёжилась, спряталась за сосной. Сбежались сердобольные соседи, стали спасать старушку. Созвонились с сержантом Скориком. Скорик сразу соскочил со стула, спешил по следам собаки. Смелый сержант схватил собаку. Счастливые соседи смеялись над ситуацией.
Монофон на букву Т
Тревожно. Тоскливо. Тамара и Таня тренируются на тренажере. Троечник Тимофей требует тренажер, трясет, толкает Тамару и Таню. Терьер Тарзан тявкает, торопливо тянет темпераментного Тимофея за трехцветные тренировочные трикотажные трусы.
Твердолобый Тимофей топает, терзается. Тарас тащит табурет Тимофею: "Тренируйся на табурете!".
Игровые технологии помогают заинтересовать детей, сделать их труд увлекательным, обеспечивают более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность, помогают формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Использованная литература
- Александров Д. Н. Монофоны: техники развития речи.
- http://www.elitarium.ru/2004/05/06/monofony_tekhniki_razvitija_rechi.html
- Росiйська мова: Програма для 5 – 9 класiв загальноосвiтнiх навчальних закладiв з українською мовою навчання / Н. Ф. Баландiна, І. А. Синиця, Т. Я. Фролова, Л. А. Бойченко.