Обучение действием, или кейс-технология как метод проблемного обучения на уроках литературы. (Рос. мова)

Личностно-деятельностный подход в обучении, к которому в настоящее время стремится школа, побуждает учителя к поиску путей формирования и развития универсальных учебных действий, помогающий ученику «объять необъятное», изучать учебные предметы исходя из деятельности, то есть к знанию идти от дейс твия.

В процессе изучения предмета «Литература» формирование теоретических представлений также может идти по этому пути – от действия к мысли. Поэтому особую важность приобретает формирование практических умений, основанных на владении универсальными учебными действиями, а именно:

  • умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста;
  • презентационные умения: умение грамотно и доказательно представить свою точку зрения;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение применять логические универсальные учебные действия.

Для их формирования на уроках литературы можно применять кейс-технологии. По одной версии, термин произошел от английского case (портфель, небольшой чемодан), по другой – от латинского casus (сложный, запутанный случай).

Суть метода заключается в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно требуется разобраться: выявить проблему, обнаружить пути решения, выработать варианты выхода из положения.

Кейсы отличаются от обычных образовательных задач тем, что задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы.

В целом же художественные произведения литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.

Цели кейс–метода заключаются:

  • в активизации познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • в повышении мотивации к учебному процессу;
  • в отработке умений работы с информацией;
  • в умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • в приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам.

Кейс-технологии (или кейс–метод), с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое

Урок по рассказу А.Платонова « Юшка».

Содержание кейса.

Тема урока. «Величие простых сердец» в рассказе А.Платонова.

Проблема. Всегда ли добро побеждает в жизни?

Вопросы к кейсу.

  • Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
  • Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
  • Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
  • В чем состоит проблема?
  • Какие пути решения это проблемы вы можете найти? Почему?

Вспомогательный теоретический материал.

Великие души переносят страдания молча. (Ф. Шиллер)

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)

Великое – не умирает. (И.В.Панфилов)

Так всякое добро приносит и плоды добра. (Евангелие от Матфея)

Представление результата. Каждая группа детей разыгрывает свой вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

Результат решения кейс-заданий может быть представлен также в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.