Язык и культура общения. Формирование речевой личности учащихся. (Рос. мова)
Концепция модернизации образования, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования,
его дифференциации и индивидуализации.Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, умелая, искусная. Совершенствование речевой культуры – одно из направлений повышения языковой и общей культуры человека.
Всегда ли вы испытываете чувство удовлетворения от уроков русского языка в старших классах и от результатов речевой деятельности школьников? Чем должны заниматься учащиеся на уроках курса "Стилистика. Культура речи"?
Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры.
Умение наилучшим образом выражать свои мысли и чувства необходимо людям любой профессии, особенно политикам, бизнесменам, юристам, преподавателям, журналистам... Соблюдение правил правописания — это лишь часть владения языком. Владение языком — это прежде всего знание максимально большого количества слов. Их точных значений, объективных и оценивающих.
Ситуаций употребления. Правил сочетаемости с другими словами. Вызываемых ими у собеседника ассоциаций. В толковых словарях русского языка около 100 тысяч слов. В "Словаре языка А. С. Пушкина" более 20 тысяч. Современному "среднему" человеку хватает полутора-двух тысяч слов. Хватает ли?
Так в 5-6 классах учащиеся должны уметь задавать вопросы и отвечать на них, вести беседу, используя вопросно-ответные реплики в пределах программного языкового материала и в соответствии с содержанием услышанного, увиденного или прочитанного. Высказывание должно содержать три-четыре реплики, правильно оформленные в языковом отношении, и отвечать поставленной коммуникативной задаче.
В 7-9 классах речь учащихся обогащается за счёт усвоения разнообразных форм выражения восклицания, ответных реплик в виде выражения согласия или несогласия, возражения, сообщения сведений, обмена мнениями. Сюда включаются элементы описания, повествования с выражением своего мнения и отношения к обсуждаемому вопросу. Объём высказываний – 5-6 реплик.
Старшеклассники /10-11 классы/ ещё более совершенствуются в диалогической речи, в основном это диалог-дискуссия. Речь обогащается беседами на материале личного опыта учащихся, их жизненных представлений, опыта общественной деятельности. Усиливается аргументация, доказательность оценок школьников по обсуждаемым фактам, поступкам людей. В соответствии с таким характером протекания диалогической речи естественно увеличивается степень её развёрнутости, объём высказывания. Самое главное в таких диалогах – умение включаться в конкретные или воображаемые жизненные ситуации.
Как видим, на начальных и последующих этапах характер основных умений и навыков речи практически идентичен. Однако их реализация в конкретных речевых и естественных, жизненных ситуациях предполагает постепенное усложнение, обогащение соответствующих реплик по степени информативности, развёрнутости, отражении связей между событиями и явлениями, поступками людей, по разнообразию синтаксических конструкций, логичности речи, эмоциональности.
Система теоретических сведений, представленная в курсе русского языка основной школы, прекрасно обеспечивая применение орфографических и пунктуационных правил, требует существенных дополнений для того, чтобы не менее успешно обеспечивать различные виды речевой деятельности человека. Кроме того, самим школьникам полезно и интересно знать не только те механизмы, которые управляют правописанием, но и те, которые помогают сознательно использовать языковые средства для выражения мыслей и чувств, а в случае затруднений при чтении, слушании, говорении или письме обращаться к словарям.
Учащиеся должны ясно представлять, для решения каких задач и в каких ситуациях им будут необходимы соответствующие знания и умения. Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений и деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.
К завершению обучения в школе выпускник должен иметь некоторые умения, относящиеся к коммуникативной компетенции:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной, деловой сферах общения;
- редактировать собственный текст;
- соблюдать нормы поведения в различных ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы языка;
- использовать приобретенные знания для совершенствования коммуникативных способностей;
- быть готовым к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Каждый окончивший среднюю школу должен уметь говорить и писать по-русски в реальных жизненных ситуациях. Когда человек в таких условиях высказывается, начинает разговор или отвечает на реплики собеседника, он ни о каких правилах не думает.
Следовательно, усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой тренировки и речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения.
Как сделать речь не только формально правильной, но и ясно выражающей вашу мысль и чувство, понятной и положительно воспринимаемой собеседником?
Какими языковыми средствами обычно пользуются говорящие по-русски, чтобы расположить к себе собеседника?
Какие "маленькие хитрости" может использовать говорящий/ пишущий, чтобы сделать собеседника единомышленником?
Какими знаниями из других областей нужно располагать, чтобы наилучшим образом понимать веселого и остроумного собеседника и достойно отвечать ему?
В связи с этим целесообразно привлекать как можно больше текстов, актуальных на данный момент: отрывки из выступлений политических деятелей, рекламу, объявления, резюме, предвыборные агитационные материалы и т. п. Эти тексты очень быстро стареют, поэтому приводить их в школьном учебнике бессмысленно.
Однако именно на таких материалах легко показать детям необходимость задавать в процессе говорения и письма вопросы о том, что сказано, а что скрыто, что подчеркнуто, а что уведено в тень, беспристрастен ли говорящий, уважает ли он своего собеседника, нет ли в его речи какого-либо намека и т. п.
Подчеркнем, как легко разговаривать между собой людям с общей базой знаний и как трудно — когда такой общности нет. (Например, разговор о современной музыке с человеком, который ей не интересуется, не получится из-за незнания им того, что стоит за именами отдельных исполнителей или коллективов). Полезно рассказать о том, как отсутствие формальной выраженности при богатом воображении слушателя (или читателя) может приводить к недоразумениям, не всегда безобидным.
Известно, что русский язык располагает весьма богатыми средствами, способными не только повысить, но и понизить "уважительность" к собеседнику. Ученые-лингвисты бьют тревогу по поводу того, что в русском языке в последние десятилетия исчезли элементы высокого стиля и, таким образом, нейтральный стиль стал занимать место высокого, а на место нейтрального начал претендовать сниженный.
В этих условиях задача любого интеллигента, говорящего по-русски, состоит в том, чтобы противостоять агрессии грубости и вульгарности в языке. Со стороны учителя вряд ли было бы разумно закрывать глаза на разнообразные проявления грубости и неуважительности, проникающие в речь политических деятелей, на экраны ТВ и кино, на радио и сценические подмостки. Если делать вид, будто этих негативных явлений нет, тогда и противостоять им будет невозможно.
При этом следует помнить, что грубость языка, хотя и влияет на другие стороны общественной жизни, обязана своим возникновением и агрессивным распространением не языку, а именно общественной жизни. Так что истинные причины огрубления русской речи лежат за пределами сферы профессиональной деятельности ученых-лингвистов. Впрочем, оборона от агрессивной грубости более или менее целесообразна на любых рубежах.
Хочется подчеркнуть, что губительно для преподавания русского языка подрывать авторитет умения писать и говорить без ошибок. Это умение не только облегчает коммуникацию, но и обеспечивает единство людей, пишущих и говорящих по-русски. Всякие нарушения этих норм расшатывают такое единство.
Кроме того, соблюдение правил правописания и произношения — это знак принадлежности к культуре, а их несоблюдение — признак бескультурья. И здесь применима английская пословица: "То, что Джон говорит о Билле, больше говорит не о Билле, а о самом Джоне". Пишет ли и говорит ли Джон без ошибок, это тоже многое говорит о Джоне.
Очевидно, что задача современного учителя — не просто передать некоторую сумму знаний, но и создать благоприятные условия для формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная работа педагога помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры.
Литература
1. Арутюнова Н. Д. Функции языка / под ред. Ю. Н. Караулова // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.
2. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. - М.: УРАО, 2000.
3. Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников / Е. Д. Божович. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002.
4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
5. Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Академия, 2002.
6. Розенталь Д. Э. Культура речи / Д. Э. Розенталь. М.: Изд-во Московского университета, 1964.