Стаття „Развитие активной, социально-компетентной личности учащихся на уроках русского языка в современной школе”

Главная задача учителя в современной школе - создать условия для развития активной, социально - компетентной, творческой личности на основе компетентностного похода к образованию. Учитель формирует творческую адаптированную личность через выявление интересов, склонностей, способностей учащихся, с оздание условий для саморазвития каждого ученика; воспитание гармонично развитой личности, способной к активной деятельности, критическому мышлению; обеспечение механизма установления партнерских отношений в системе взаимодействия учитель - ученик.

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных. Актуальность: в опыте разрешаются противоречия:

  • между наличием негативно-пассивного отношения к предмету и необходимостью осознания значимости занятий;
  • между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и
    неспособностью применить их в нестандартной ситуации;
  • между ориентацией инновационных форм и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.

В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • эвристический;
  • проблемный;
  • модельный.

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т. п. Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска, углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Моя задача - вовлечь в творческую деятельность учащихся, помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самореализации через различные виды творчества.

Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть "ошибкоопасные" места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта, Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам.

Эвристические задания направлены на формирование обобщенного лингвистического умения: "Докажи, что слово "животное" является именем существительным".

При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:

Задание 1. Определить, каким способом созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай-страна, словопад.

Задание 2. На основе каких фразеологических оборотов образованы данные ниже слова: смотаться ("убежать"), взбелениться, перегибать, насобачиться.

В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, которые содержат опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку — при непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям.

Ученики выписывают слова, в написании которых сомневаются или которые, по словам педагога, "ты написал бы иначе". На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором — устные (телепередачи, тексты песен). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь "языковые очки": в произносимом и записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.

Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох -слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые паронимы давить — довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением — отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.

Индивидуальная работа над ошибками.

Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.

Например, учащемуся, делающему ошибки в притяжательных прилагательных, предлагается работа с географической картой: "Ты летишь на вертолете, смотришь вниз и сверяешь курс с картой". При этом ученик должен выписать названия деревень и поселков на - ино и (если окажется) на - ено. После этого он самостоятельно делает вывод о наличии буквы и в словах подобного типа, где ранее допускал ошибки.

Когда ошибка сделана, учитель требует её прокомментировать. Но отклик будет чисто формальным, если он основан на навязываемой позиции: "Почему не так?" Важно, чтобы была избрана аргументированная позиция: "В силу чего ошибка сделана?" - или творческая: "Ошибка ли это?" Диалог при этом ведется как поблемно-поисковый, обнажающий логику и психологию орфографического мышления учащихся и позволяющий избегнуть долгого поиска нужного правила.

При творческом взаимодействии происходит выявление ассоциаций, корректирующих речевое поведение учащихся. При этом не только ликвидируются стереотипные ошибки, но и формируются нестандартные решения, приводящие процесс мышления к оптимальным формам и речевым структурам.

Вот ответы, данные учащимися при аргументировании ошибок: "Забыл, что это глагольное прилагательное". (Сигнал для учителя - не уделил этому правилу достаточного внимания). "А, ведь в инфинитиве - колыхаться, поэтому колышутся". "Я написала "роят" потому, что в неопределенной форме — рыть, значит я написала правильно".

Последний случай не только свидетельствует о необходимости более четко отделить инфинитивную форму на - ить от остальных, прежде всего на - ыть, но и о зарождающемся самостоятельном лингвистическом мышлении ученицы: она не объясняет ошибку, а аргументирует необходимость постановки нужной, с её точки зрения, буквы. Риторическая технология дискуссии, поддерживаемой учителем, приведет ученицу к самостоятельному открытию.

Многие задания формулирую как призыв к активному диалогу и совместному поиску истины. Объясняю задание, проецируя текст на экран: "Я подчеркнула буквы, написание которых нуждается в уточнении. Попробуем объяснить выбранный нами вариант написания". Если это не контрольная работа, подчеркиваются не только нарочно сделанные ошибки, но и случаи правильного написания. Зная это, школьник с риторически пассивной позиции "обучаемый" перемещается на активную позицию "собеседник".

В процессе аргументации он сам отыскивает ошибки и попутно припоминает условия написания подчеркнутых букв не правила, а модели их применения. Проблемно-поисковая беседа приводит в этом случае к самостоятельному исправлению ошибок, а красный цвет в тетради становится сигналом, заостряющим внимание и призывающим к активному размышлению. Ученик аргументирует:

- Я написал так потому, что приставка не не влияет на удвоение н.

- Но разве в слове нерастраченный только одна приставка?- интересуюсь я.

Г. Г. Воробьёв подчеркивает: "Когда учитель не совсем уверен, что получит нужный ему ответ, он... дарит идею. Дарить -- в данном случае означает, что... получивший не догадывается о дарении, полагая, что это его собственная идея. Как известно, свои идеи больше волнуют, увлекают и побуждают к самореализации".!

Стандартная работа над ошибками создает психологический дискомфорт, поскольку не учитывает сомнения и вопросы нередко возникающие у ребят. Необходим отклик, которого в этом случае учитель не слышит, да и не предполагает. Творческая работа над ошибками наоборот, делает возможным отклик: она действительно актуальна дл5 ученика.

Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию. Игра позволяет сделать многие понятия "живыми", создает творческие ситуации на уроке.

Например, в начале изучения темы "Члены предложения" я приношу в класс необычный, непонятный предмет. Ученикам предлагается задать столько вопросов, сколько, по их мнению, требуется для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И последовали вопросы:

  • Что это?
  • Что он делает?
  • Какие у него свойства?
  • Где применяется?
  • Как? Для чего?

Каждый ответ рождал новый, более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, мы увидим, что все члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельство, и определение, и дополнение — в них отражены. Далее классу дается задание - попытаться обобщить все, что удалось узнать о незнакомом предмете. Ученики читают свои предложения. И вдруг обнаруживается, что у каждого своё.

Каждый вынес в объяснение то, что ему показалось важным. Вот один из примеров: "Это очень необычный цветок красного цвета из спрессованного песка, служит на планете Марс для украшения квартир". Разбор с помощью учителя данного предложения по членам, анализ вопросов, которыми связаны в нем слова, и сопоставление их с теми, что звучали в начале урока, даёт ученикам понять, зачем вообще нужны "какие-то" члены предложения" и зачем нужно учиться видеть и выделять их в предложении.

Уроки развития речи - это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся. Я планирую творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи.

Например, при изучении темы "Определение" характер работы определялся самой темой урока, которая естественно позволяет обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера. Подготовка к творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала, но и повторение пройденного. Какой предмет предложить учащимся для описания? Это также вопрос немаловажный.

Хотелось, чтобы ученики работали с интересом, могли использовать жизненный опыт, только в этом случае язык сочинения может быть точным, выразительным. Мы выбрали для описания аквариум. У многих учеников есть дома аквариумы, они имеются и в школе. Кроме того, интерес вызывает и смысловой, этимологический анализ слова. После знакомства с характерными особенностями художественного и научно-популярного описания, мы проанализировали два текста: отрывок из книги Ф. Полканова и стихотворение В. Фетисова "Страна чудес".

Вся проведенная в классе работа подготовила учеников к домашнему сочинению. Творческая работа увлекла ребят, многие из них приложили рисунки с изображением аквариумов, многие при описании использовали поэтические образы. Вот отрывок из работы ученика:

Мой аквариум.

Аквариум - это маленькое подводное царство. Как принцессы, важно
плавают самки меченосцев. Они темно-красные с черными пятнами.
Вокруг, как придворные дамыи кавалеры, снуют серенькие гуппи и красные меченосцы.

Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы.

Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ребятам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе:

Представьте, что вы тоже на воскресной прогулке. Переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку.

Подумайте:

  • какие подробности следует опустить;
  • о чем рассказать полнее;
  • как лучше озаглавить сочинение.

Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят. Помимо написания сочинений привычных жанров, я использую творческие работы нетрадиционных жанров. В центре оказывается не столько текст, сколько ребенок со всеми его впечатлениями, потребностью в образном мышлении. Поощряю у ребят импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств. Вызывают интерес школьников необычно названные виды работ: "сочинение-различение" (стилизация), "сочинение-развлечение" (лингвистические миниатюры-подражания).

Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение.

Работая с учениками, пытаюсь "раскрепостить" детей, добиться от них свободного, творческого осмысления всего, что они делают и изучают. К внутренней свободе они идут от внешней раскрепощенности: от выработки дикции, четкой и ясной, от развития интонационной гибкости голоса, умения легко двигаться. При этом у меня нет цели сделать из детей артистов. Я хочу научить их легко, свободно выражать свои мысли.

Структура уроков предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.

Например, при изучении в 6 классе темы "Буквы е-и в корнях с чередованием" предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:

  • Составить таблицу для распределительного диктанта.
  • Выполнить упражнение с графическим комментированием.
  • Написать творческую работу, используя слова с ей.

Решение поставленных задач я стремлюсь обеспечить на специальных занятиях. На них можно оптимально сочетать коллективную, групповую и индивидуальную поисковую деятельность учащихся. Первое занятие можно подготовить и провести уже в 5 классе после изучения разделов "Фонетика. Графика" При отработке фонетических умений можно использовать стихи, а в заданиях к ним предлагать не только анализ языковых фактов, но и текстовых свойств. Например, при изучении твердых-мягких и звонких-глухих согласных, предлагаю текст:

И ж... вут в кв... ртире с нами
Два ежа. И два ужа,
Целый день п... юи над нами
Два пр... ятеля-ч... жа.

И про наших двух ежей,
Двух ужей. И двух ч... жей
Знают в нашем нов... м дом...
Все двенадцать этажей.

Задание: Расскажите о звуках, которые обозначены выделенными буквами. Какие звуки преобладают в этом тексте и почему? Расставьте ударения. Ударные слоги обозначьте знаком -, а безударные - о. Продолжите запись стихотворения: оо-о-о-о

Укажите строчки стихотворения, концы которых совпадают. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Школьники выполняют не только традиционные для этого раздела задания, но и творческие.

Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы