Стаття «Активное творчество на уроках литературы»

Развитие у школьника умений и стремлений к творчеству – особая педагогическая задача. Реализовать свои возможности, осуществить детские мечты помогает культура и искусство. В школе постигаются не только научные, но и культурные знания, необходимые современному молодому человеку. Изучая школьные п редметы, ребенок с младших классов тесно соприкасается с искусством: музыкой, литературой, изобразительным искусством. Обогащая свои начальные знания, ученик в старших классах уже способен не только применять полученные сведения на практике, связывать их с жизненными ситуациями, но и готов претворять в жизнь мечты, воплощая их в личном творчестве.

Молодому человеку мало быть научно подкованным, современность требует культурной грамотности, интеллектуальное развитие теперь предполагает тесное соприкосновение с любым видом искусства. Ф. Беррон сказал: "Можно полагать, что если раньше больше всего превозносился "человек разумный", то сейчас жизнь продолжается под знаком "человека творческого". Но если ученик не представляет себе, для чего ему нужны определенные знания, как он сможет применить их вне школы, ему будет трудно осваивать обучение. Учитель должен мотивировать деятельность учащихся, обращая их творчество в социум, показывая необходимость созидать, начиная с малого.

В современном мире поток информации (научной и культурной) столь велик, что его совершенно невозможно постичь в полном объеме, но овладеть им хотя бы частично, необходимо. В средние века гениальный человек способен был постичь весь круг общественных и культурных сведений, на сегодняшний день это невозможно, но знать "все о чем-то и что-то обо всем" можно. В силу своей непременной готовности постичь непостижимое, познать непознанное ученик идет в ногу с научным прогрессом, с новейшими технологиями, но при этом не оставляет в стороне изучение общественно-социальных и культурных ценностей.

На уроке литературы в 11-ом классе, изучая творчество И. Бунина, ученики работали над написанием мини-саги. Правила создания такого произведения им прекрасно знакомы, но старшеклассникам показалось скучно работать над тем, что уже ранее ими создавалось. Они предложили свои варианты написания саги, но поскольку условия были изменены, они предложили и свой вариант названия – "мини-сага+", т. е. в такой саге должно быть не 60 слов, а 90, 120 и т. д. И вот что получилось.

Человек и силы природы
(мини-сага+)

В стародавние времена верил человек в святую и нечистую силу. Жил, творил добрые дела, и светлая сила помогала человеку.

Слабого человека преследовали злые духи, подталкивали на всякие пакости, если не мог устоять, они губили его, завлекали в свои сети. Нечистая сила тянулась к нечистой совести, а добрая заслоняла человека от беды-несчастья. Но побеждал человек. От него зависело, какая сила будет на его стороне.

Сейчас люди не верят в сказку, и сказка покинула человека – не помогает ему, не отстаивают человека силы волшебной природы. Остался человек один, неоткуда ему ждать помощи.

11- Б класс, Лобкова Илона.

После изучения творчества М. Ю. Лермонтова восьмиклассники получили задание написать монофон к образу одного из героев произведения "Герой нашего времени". Один из учеников не остановился на достигнутом. Написав монофон к образу Печорина, он продолжил работу мини-сагой, выбрав этот жанр для заключительного слова в своем произведении. Ученик предложил усложнить работу: написать мини-сагу, применив метод монофона. И вот что у него получилось.

Поступок порока и правды

Под пером писателя получилось превосходное произведение, появился прекрасный персонаж первого психологического произведения – пика природной поэтики поэта-прозаика.

Произведение прочитано, поставлено на полку. Появился повод поговорить и подумать: прав Печорин или повинен в порывистых поступках, в придирчивости к повседневности.

Припоминается пример о постыдном поединке. Преследуемый правительством Печорин попадает в Пятигорск. Персонаж перспективный, прямо противоположный пошлому петербургскому полчищу, прибывшему подлечиться. Прямая поступь, потаенная печаль при пронзительном прищуре с поволокой прохлады, пресыщения, пустоты пребывания на поприще пережитого.

В Пятигорске Печорин повстречал приятеля – полная посредственность. Приятель по-особому произносит парадные постулаты, пафосно примеряет пышное положение "первоединственного", пользуется повышенным притяжением, по-видимому, потому что покалечен. А поступает подло, попав в положение подстрекаемого притворщиками, принимает поединок.

Пусть с прохладным пониманием перипетий повседневности, привычным преодолением пустых политических препятствий, покинутый поколением Печорин показан понимающим пагубность положения, но, по-моему, приоритет поставлен на положительные поступки, на природную порядочность, правдолюбие. По-видимому, Печорин поступает по первому порыву подсознания… Поединок. Протянутый пустой пистолет. Позади пропасть. Пуля приятеля предателя. Промахнулся. Печорин практически в полном порядке. Потом пришла пора Печорина – предложил примирение.

Получил преумноженное презрение. Пуля Печорина пронзила противника, в прошлом – приятеля. По-моему, плохой поступок, похож на преступление, но поступил по правилам поединка. Пытался предпринять первую и последнюю попытку – поправить подломившееся положение, перевернуть предательские посягательства, показать правдивое понимание подлого поступка, попробовать прорвать пустоту предопределенности.

Приятель-противник представлен пародией на Печорина. А Печорин – портрет пороков поколения.

Послелог
(мини-сага)

Познакомившись с Печориным, понимаешь – Печорин привилегированный персонаж, персона передовая.

Печорин получился порочно-покалеченным пятном, но пояснение поступков - на поверхности. Популярность признаков психологического персонажа привела к прорыву в понимании причастности к "путешествию по прямому пути".

Приятно понимать: пошлость, подлость – проделки посредственности, приблудившегося попутчика, а победа перед поколением – постоянное продвижение, попытка получения права на превосходство.

Печально принимать Печорина потерянным в пространстве первоздания.

8-В класс, Михайлов Андрей.

На начальном уровне обучения написанию мини-саги школьники вкладывают свои творческие умения, придерживаясь четких правил. Изучая литературное наследие великих классиков мировой литературы, мы писали отзывы о прочитанных произведениях, о самом уроке литературы.

Мой любимый роман

Урок литературы – самый любимый, всегда с нетерпением ожидаемый мной.

Сегодня мы познакомились с произведением Стивенсона "Остров сокровищ", узнали о жизни пиратов – короткой, полной опасных приключений. Но жестоких пиратов может победить даже такой послушный мальчик, как Джим Хокинс.

Главное – быть целеустремленным, а честность и преданность своему делу, товарищам поможет выиграть. Жадность и коварство погубит любого, даже самого отчаянного наглеца и глупца.

6-В класс, Флигинский Никита

Учитель и ученик – творческий тандем. Каждый ученик индивидуален и уникален, поэтому и его творчество неповторимо. Работая в едином духе с учеником, учитель добивается превосходного результата – творческого взаимообогащения. У И. Бунина есть прекрасные слова: "Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона, - в зависимости от обстоятельств, от того кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев".

Похожая ситуация наблюдается в школе: творческому учителю, ищущему новые методы и формы работы, необходим творческий ученик, не останавливающийся на достигнутом, желающий созидать, творить в процессе обучения и овладения научными и культурными знаниями.