Стаття «Етимологічні дослідження на уроках російської мови»

Исследовательская работа в школе - это не только целенаправленная и результативная творческая работа учеников, но и творчество педагога. Именно учитель, который относится к своей работе нестандартно, который чувствует, что учащимся тесны рамки готового образца, способен пробудить у школьников инт ерес к предмету, сформировать исследовательскую культуру.

Поиск, понимание, умение видеть главное, точно выразить, образно представить – эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими постоянной работы учащихся на уроках русского языка. В процессе исследований у детей появляется желание самостоятельно узнавать новое, повышается мотивация к творческому поиску. Всё это формирует критическое мышление, совершенствует навыки анализа и синтеза, развивает познавательные способности, повышает интерес к языку и его истории, создаёт базу для саморазвития ребёнка.

Включение этимологических сведений в структуру уроков в средней школе дает возможность показать учащимся, что родной язык составляет часть материальной и духовной культуры народа, что язык не только средство общения и воздействия, но и средство усвоения культуры, получения и хранения этнической информации. Этимологический анализ вполне доступен пониманию школьника, так как он открывает первичные, образные значения слов, а мышление у детей, несомненно, образно.

Применение этого вида анализа способствует формированию правильного понимания лексического значения и, следовательно, обогащению словаря учащихся. Использование сведений по этимологии в процессе словарной работы этнокультуроведческой направленности особенно целесообразно, так как этимологическая справка позволяет проследить эволюцию значений слова, аккумулирующего в себе комплекс понятий, образов, отражающих особенности языка и языковых традиций.

Использование этимологического анализа на уроках родного языка обязательно предполагает обращения к истории народа. В результате знакомства с этимологией слов и выражений в сознании учащихся постепенно накапливаются дополнительные, экстралингвистические знания о культуре народа-носителя языка, что способствует формированию культуроведческой компетенции. При подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам также важно то, что они не просто получают знания, а учатся наблюдать над языковым материалом, анализировать, устанавливать взаимосвязи и делать выводы. Ведь при решении олимпиадных заданий чаще всего требуются не только знание предмета, но и умение работать с языковым материалом.

Расскажу лишь об одном уровне исследовательской работы, которую провожу на уроках русского языка, начиная со среднего звена. Объектом исследования часто становится этимология. Это очень интересный для учащихся языковой материал. Да и олимпиадные задания зачастую предполагают знание истории языка. Исследование словарного запаса с помощью этимологического анализа ведёт и к повышению качественного уровня преподавания русского языка. Главное, чтобы прослеживалось целенаправленное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и на уроках русского языка, и при выполнении домашнего задания, и при проведении внеклассных мероприятий по предмету. Только тогда можно будет увидеть результат работы учителя и хороший результат участия детей в олимпиадах.

В ходе изучения русского языка постепенно накапливается материал о взаимовлиянии языков, о родстве славянских языков, об отражении в языке истории народа, культурных и экономических связей между народами. Поэтому исследования в области этимологии вызывают у ребят большой интерес. Сравнение этимологически родственных слов помогает понять, представить древние механизмы словопроизводства.

Школьники с удовольствием рассматривают, на чём основывается родство самых простых слов. Например, это сердце-середина, мука – мягкий, стул - стлать, берег - беречь и др. Пятиклассникам интересно узнать, из каких понятийных элементов образовались слова подушка, облако, туземец, погреб, медведь и т.п. Можно составить «паспорт» слова, который включает в себя: примерное место рождения, дату рождения (век), национальность, родственников (однокоренные слова) и т.д. Работу можно проводить на этапе мотивации учебной деятельности, перед ознакомлением с темой и целью урока. Это способствует стабильному интересу к самому предмету, к языковым темам и явлениям.

На уроках русского языка использую метод историко-лингвистического анализа. Например: перед тем, как дать домашнее задание, сообщаю учащимся, что в скифском языке элемент «дон» обозначал воду, реку. Даю задание на дом: найти название рек, где есть элемент «дон» (или дн, дун) ( Дон, Донец, Дунай, Днепр). Здесь прослеживается и межпредметная связь русского языка и географии. Подобное задание выполняем и на уроке.

Например, объясняю: «фоне» – в переводе с греческого «звук». Исследуем слова, в которые входит «фоне», что они обозначают, и как связаны с понятием «звук». (телефон, магнитофон, смартфон, патефон, фонотека и др). Когда ребята начинают понимать, о чём идёт речь, они и сами с удовольствием начинают подбирать слова с этой частью, и объяснение значения уже не вызывает никаких затруднений. Так школьники учатся устанавливать связи в значениях слов, их частей, а также анализируют состав слов. Работа над формированием навыков анализа и синтеза, приёмов сравнения и поисков межпредметных связей приводит к созданию стабильного учебного и личностного интереса к предмету.

В 6-7 классе даю задания чуть более сложные. Предлагаю цепочку этимологически родственных слов: кольцо, колесо, коловорот, колея, кольчуга. Задание: выясните, что общего у этих слов и постарайтесь найти общий корень, который имеет общеславянское происхождение, объясните его значение. Материал по этимологии может быть как частью урока в одном классе (это самодиктант или диктант с обоснованием), так и этимологическим мостиком - переменой для перехода от одного вида работы на уроке к другому на одном из этапов работы над темой.

Самодиктант, например, даст возможность школьнику выбрать из множества слов именно те, которые помогут ему запомнить значение и написание. И увидеть морфологические и словообразовательные преобразования. Это следующие задания:

1.Вспомни и запиши, какими могут быть слова с древнерусским корнем - кол - («круг»).

Колесо, коляска, кольцо, кольчуга, около, колодец.

2.Вспомни и запиши слова, имеющие в своём составе исторический корень - кор – («кора»).

Корабль, кораблик, кораблестроение.

  1. Вспомни и запиши слова, имеющие в своём составе исторический корень- лоп – («лист»).

Лопасть, лопата, перелопатить, лопатка, лопух.

Диктант с обоснованием сформирует орфографический навык, так как перед словом с безударной гласной в скобках ученик напишет исторически проверочное слово, которого в употреблении нет.

(Сольдо) солдат, (тетро) тетрадь, (кара) карандаш

Конечно, учителю сложно выделить время на уроках, загруженных и перегруженных другими видами работы по предмету. Тем более, что эти слова - ответы должны прозвучать в урочное время не один раз. Но интерес к слову и к процессам развития языка сам по себе к ученику не придёт.

Занимательной переменкой - переходом может стать разговор о значениях слова «простыня», потому что с изменённым ударением в древнерусском языке оно имело иное значение.

«Прошу простЫню за грехи свои…». Сегодня такая фраза может вызвать только недоумение. Но всему есть объяснение.

Современное слово простыня является производным от прилагательного прост(ой). Простыня - это простое (то есть не сшитое) покрывало на постель.

1) Слово простЫня этимологически связано с глаголом простить и означает «прощение». Речь идёт о прощении.

2) …простЫнёю и послушанием украшена означает «украшена скромностью и послушанием». Значение изменилось. Как изменилось и само словосочетание, его синтаксическая функция. В современном русском языке этих оттенков устаревшего словосочетания нет. Оно осталось только в истории языка. Вывод: язык меняется с течением времени.

Интересные этимологические наблюдения, отражающие воззрения и обычаи древних, можно провести над словами «невеста» (не ведает, неизвестная, не весть откуда).

Пробуем установить родство со словом «ведьма» - ведает, т.е. много знает. Делаем вывод о том, что слова с совершенно разными лексическими значениями имеют общий этимологический корень.

А слово «супруг», оказывается, происходит от старославянского «запрягать», т.е. буквально – в одной упряжке.

С интересом исследуют учащиеся пары слов и определяют их родство: отец-вотчина, порох-перхоть, цапать-цапля и др. Эта работа увлекает учащихся, и если она проводится систематически, то со временем дети и сами будут стремиться разгадать тайну слова. Включение в работу на уроках может происходить на разных этапах: а) мотивации учебной деятельности; б) на одном из этапов работы над темой.

Интересно проходит исследовательская работа в области этимологии при изучении темы «Значение приставок». Можно, например исследовать значение приставки у- в древнерусских словах убогий, уродливый и сравнить со значением приставки у- в таких словах как ушёл, увёз, убрал. После исследования ребята делают выводы, что со временем значение приставки претерпело изменение. Раньше она обозначала «не имеющий чего-либо», т.е. отрицательное значение, сейчас имеет значение «отдаление от чего-либо».

После исследовательской работы с приставкой со- учащиеся навсегда запомнят, в каких словах она выделяется и какое значение имеет. В словах совесть и сознание в настоящее время приставка не выделяется, слово является не членимым и непроизводным. Хотя в латинском языке можно было увидеть со + весть (ведать), со + зна (знать). После того, как я дам 2-3 примера с этой приставкой из современного русского языка, ученики сами приводят примеры и объясняют значение приставки (соавтор, сослуживец, сотрудник, современник и др). Чаще всего такая работа может проводиться именно на этапе мотивации учебной деятельности.

Выполнение домашнего задания исследовательского характера требует определённой дополнительной подготовки учащихся, некоторый материал учитель должен дать на уроке. Так, учащимся 5-6 класса даю такую информацию. В переводе с латинского языка слово «капут» обозначало «голова». Пропала голова – всё пропало – капут. Задание на дом: попробуйте найти в русском языке слова с родственным корнем –кап-. Подобное задание разбираем и на занятиях при подготовке к олимпиадам.

А если ещё дать ребятам возможность посоревноваться, кто больше найдёт слов с этим историческим корнем, то работа будет для учащихся ещё интересней. Например, многие слова имеют корень – кап - : капитан – голова команды, капитель – верхушка, голова колонны, капюшон – головной убор, капуцин – монах, который носит капюшон на голове. И даже само слово капуста указывает на сходство с головой человека. Если такое задание покажется трудным, то можно дать ряд похожих слов, из которых учащиеся определяют, какие слова родственные слову «капут». Например: капсула, капитан, капитал, капкан, капюшон и т.д.

А какую интересную исследовательскую работу можно провести по антропонимике (наука, изучающая происхождение личных имён)! В ходе исследования фамилий мы с учащимися приходим к выводу, что многие из них связаны с языческими и христианскими именами, с родом занятий предков и.т.д. (Ткачёв, Писарев, Гончаров, Плетнёв и т.д.). Объясняя значения и происхождения многих фамилий учащихся нашей школы, мы пришли к выводу, что можно создать целую классификацию: происхождение от имени – Андреев, Александров, Иванов и др, фамилии, имеющие в основе какой-либо цвет: Белов, Белецкая, Чернов, Синьков и т.д.

А при исследовании прозвищ мы выяснили, что чаще всего они образуются их от фамилий, искажая или сокращая их: Красиков – Карась, Шепелев – Шмель, Клюкин – Клюка, Швецов – Швед, Афанасьев – Афоня и т.д. Реже прозвища даются по каким-то другим признакам: по внешнему виду (Рыжий, Дохлый, Каланча), по манере поведения (Дирижёр), по качествам ( Медляк, Шустрик, Вышибала).

Учащимся такая работа нравится, они увлекаются историей происхождения имён собственных, что может стать темой исследовательского проекта.

При изучении темы «Собственные имена существительные» с учащимися 5 класса путём исследования мы находим ответы на следующие вопросы:

- Как появляются имена собственные, которые даются предмету?

- Почему иногда домашним животным дают очень интересные клички?

Исследование начинаем с диалога, из которого учащиеся определяют, почему животное получило ту или иную кличку. Делим по группам клички, в зависимости от происхождения: по цвету (Бурёнка, Пеструшка, Каштанка, Снежана), по характеру (конь Ураган, Резвый, пёс Грозный или Буян), по поведению (Жмурка, Копуша, Шустрик). Домашнее задание по этой теме тоже может быть исследовательским. Вот варианты д/з:

  • объяснить происхождение любого географического названия, известного вам;
  • выяснить, почему так названы некоторые улицы (или другие места) в вашем городе, посёлке;
  • объяснить, почему вашим домашним животным или животным ваших знакомых дали те или иные клички.

Такую работу можно давать не на один день, а на более длительный период. Главное, чтобы учащиеся увлеклись этим. Для подобной работы могут быть использованы книги о животных В. Бианки, Е.Чарушина, Г. Скребицкого, В. Чаплиной, А.П. Чехова «Каштанка», Тургенева «Муму». Задание может быть следующим: найти в произведениях объяснение, почему собака или любое другое животное получило такую кличку. Сгруппировать клички по выявленным в беседе (на уроке) признакам. Это может быть как домашнее задание, так и часть работы над темой урока.

Такую же исследовательскую работу проводим и с ботаническими терминами. В итоге создаётся банк данных «Этимология и жизнь», который пополняется регулярно, по мере проведения новых исследований и открытия новых знаний. Таким образом, учащиеся видят итог своей работы, они увлечены этой деятельности. Этот сборник исследований - хорошая помощь учителю при подготовке детей к олимпиадам.

К старшим классам мои ученики способны решать сложные задания, которые требуют исследования, анализа, сопоставления, потому что они уже в 5-6 классе получили определённые навыки исследовательской работы.

Из опыта работы могу сказать, что интерес ребят к заданиям по этимологии значительно выше, чем к стандартным заданиям. Перед учащимися открывается не только возможность попробовать свои силы, но и поспорить с другими, иногда даже посоревноваться, и общими усилиями найти правильный путь исследования.

На уроках мы исследуем не только этимологию и антропонимику. Задания исследовательского характера можно использовать на любом этапе изучения русского языка, при изучении любого раздела (фонетики, орфоэпии, словообразования и.т.д.). Вопрос о том, применять такие задания или нет на уроках русского языка, должен решать учитель, потому что именно он должен учитывать особенности изучаемого материала, степень подготовки учащихся и другие существенные факторы.

Исследование – это ещё и очень трудоёмкая работа, требующая больших временных затрат. Но понятно одно, что разумное использование заданий исследовательского типа способствует повышению качественного уровня преподавания, вызывает интерес у учащихся к языку, к его истории. Каждый учащийся, попробовав свои силы в подобной деятельности, испытывает радость, пусть небольшого, но собственного открытия.

А учитель, чтобы добиться результатов в исследовательской работе с учащимися, должен помнить несложные правила:

  • избегать прямых инструкций, не надо сдерживать инициативу детей;
  • учить их действовать самостоятельно;
  • не спешить с вынесением своих оценочных суждений;
  • поощрять детей в стремлении сделать собственные выводы, умозаключения.

И ещё я поняла , что у школьников появится интерес к исследованию только в том случае, если сам учитель будет ею увлечён. И один из разделов науки о языке - «Этимология» - способствует этому.

Список использованной литературы

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С.М. , Концевая Л. А. Секреты орфографии.-М.: Просвещение, 1991.
  2. Загоровская О. В., Григоренко О. В. Русский язык. Пособие для учащ.-М. : Просвещение, 2009.
  3. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.,2002.
  4. Шанский Н. М. В мире слов. М.: Просвещение,1978.