Стаття «Робота з обдарованими учнями, підготовка їх до олімпіад і конкурсів»

Развитие национальной системы образования Украины, её интеграция в европейский образовательный простор требуют развития интеллектуального и духовного потенциала молодёжи. В связи с этим наиболее актуальным становятся проблемы формирования интеллектуальной элиты нашего общества.

Поэтому во просы обучения и воспитания одарённых детей приобрели особое значение на пороге XXI столетия. Заметное ускорение политического и интеллектуального осмысления социальных, технических, экономических и культурных феноменов вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одарённых учеников, что изменило подход к обучению одарённой молодёжи.

В нашей школе одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива является развитие интеллектуальных способностей учащихся, создаётся система работы с одарёнными детьми. Каждый учитель-предметник имеет свои наработки в этом направлении.

Для меня, как учителя-словесника, первым этапом работы с одарёнными детьми 5-7-ых классов является диагностика и формирование способностей учащихся к изучению языка и литературы.

К языковым способностям, на мой взгляд, относятся следующие компоненты:

  • способность запоминать, концентрировать и распределять внимание;
  • умение сопоставлять образы, владеть лексико-грамматическими операциями;
  • восприимчивость к фонетике, лексическим и грамматическим значениям, осмысление языковой теории;
  • умение строить связанные лингвистические высказывания, владеть средством интонационной выразительности устной речи.

Исходя из этих установок, опираясь на свой опыт работы, для развития и формирования языковых способностей я использую на уроках следующие виды упражнений:

  • для развития памяти (например, записать прочитанное предложение или четверостишие по памяти, свободные диктанты, устные и письменные изложения);
  • для развития внимания (эти задания лучше выполнять в игровой форме на время. Например, выписать из текста слова с буквой "м" на время, объяснить их правописание; распределить в два столбика слова с "н" и "нн", объяснить правописание; выписать слова на указанную орфограмму и другие);
  • для развития мышления (например, прочитать небольшой текст, сформулировать и записать "что я понял (а)", или сформулировать одним предложением идею текста и подобное);
  • для развития речи (например, к предложенному учителем слову образовать логическую цепочку или с предложенным словом составить как можно больше предложений; продолжить рассказ или составить рассказ по картинкам и т. п.);
  • лингвистические и интеллектуальные игры.

Думается, каждому учителю на собственном опыте приходилось убеждаться в правдивости утверждения о том, что игра – это эмоциональная форма приобретения знаний, она даёт ребёнку радость, создаёт стабильную ситуацию успеха и одновременно обеспечивает языковое развитие, расширяет мировоззрение, воспитывает, социализирует учащегося.

На каждом уроке необходимо уделять 5-7 минут подобным упражнениям. К концу 5-го класса учитель уже видит одарённых по своему предмету детей, планирует индивидуальную работу с ними, осуществляет личностно-ориентированный подход как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях: предметных неделях, поэтических конкурсах, школьных олимпиадах и т. д.

С одарёнными детьми 8-9-х, 10-11-х классов организуется углублённое изучение русского языка и литературы. Это индивидуальные задания (подготовка сообщений на заданную тему, поисковая работа по литературе – интересные факты из жизни и творчества писателей, исторические справки к изучаемым произведениям и т. п.; по языку – из этимологии слова, из истории топонимов и другие; творческие проекты на уроках литературы – создание герба писателя или литературного героя, коллажи, презентации и т. д.).

Залогом успешного выполнения подобных заданий является интерес самих учащихся к ним. Иногда темы творческих заданий предлагают сами дети. Например, "Любовь в жизни Н. В. Гоголя", "Мистика в творчестве Гоголя", "А. С. Пушкин и Украина" и другие. Можно на уроках литературы использовать инсценирование эпизодов из произведений. Часто обращаюсь к инсценированию на уроках русского языка во время проверки диалогов. На уроках языка, а тем более литературы необходимо осуществлять межпредметные связи, применяя интерактивные методы обучения, расширяющие кругозор учащихся, повышающие уровень интеллекта, а главное – повышающие интерес к предмету.

Вне урока работа с одарёнными детьми продолжается: консультации по предмету, подготовка к олимпиадам, конкурсам (это дополнительные занятия по углублённому изучению отдельных разделов языка; по анализу художественных произведений; по теории стихосложения и т. д.). Это личностные общения на тему прочитанных книг, просмотренных кинофильмов; взаимные рекомендации: что прочитать, что посмотреть и т. д. Такое взаимодействие учителя и ученика и есть педагогика сотрудничества, которая способствует формированию интеллектуально развитой личности, уверенной в своих знаниях, готовой подтвердить их на разных уровнях олимпиад и конкурсов.

Например, за последние пять лет у моих учеников каждый год победы в городских олимпиадах, три призовых места во Всеукраинской интернет-олимпиаде в Одессе, две победы во Всеукраинской олимпиаде в городах Киеве и Севастополе, два призовых места в областном конкурсе чтецов "Пушкинские чтения".

И пусть после окончания школы дети не свяжут свою жизнь с профессией учителя русского языка и литературы, но тот багаж знаний, умение красиво и грамотно владеть языком, сформировавшаяся гражданская позиция позволит им найти достойное место в обществе, пополнив ряды интеллектуальной элиты Украины.