Организация психологического сопровождения профильного обучения в системе 12-летнего образования

Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ не только требования к наличию базового уровня образованности, но и наличию у них универсальных способов действия, ключевых компетентн остей, высоких коммуникативных умений и навыков.

В настоящее время образование резко отстает от современных требований и поэтому нуждается в кардинальной перестройке и модернизации. Опыт отечественной и зарубежной школы показывает, что выходом может стать школа с профильным образованием учащихся в классах старшей ступени школы [3].

Актуальность этой проблемы отражается в Законе Украины "Про загальну середню освіту": "середня загальноосвітня школа - загальноосвітній навчальний заклад I-III ступенів (…III ступінь - старша школа, як правило, з профільним спрямуванням навчання)" [1].

Основная цель профильного образования - создание условий для углубленного изучения учащимися тех предметов, которые будут им необходимы для овладения будущей профессией.

Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.

Отсюда вытекает необходимость широкой допрофессиональной подготовки. Важно помочь учащимся определить сферу, профиль, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем профориентироваться и быть востребованным на рынке труда. Большую роль в осуществлении комплекса мероприятий по предпрофильной подготовке и профильного обучения играет психологическая служба школы [5].

Анализ литературы и опыт работы по сопровождение профильного обучения позволил выявить следующие противоречия:

  • между индивидуальным запросом учащегося и его готовностью к формированию этого запроса;
  • между бесконтрольным информационным потоком и выявлением образовательного запроса учащихся на более раннем этапе профилизации.

Отсюда стратегическая цель психологического сопровождения профильного обучения - формирование ориентационной компетентности учащихся основной и старшей школы. В рамках этой цели можно выделить более частную цель, которая определяется созданием условий, способствующих оптимальному выбору учащимися дальнейшего образовательного пути, формированием у школьников реалистичного самовосприятия и уровня притязаний, раскрытием и развитием способностей, обучением умению делать выбор [2].

Психологическое сопровождение профильного обучения предполагает решение трех задач:

  • Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы;
  • Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся;
  • Психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся [4].

Решение задач осуществляются по следующим направлениям:

Диагностическое:

  • анкетирование учащихся и родителей с целью выбора профиля обучения, по поводу их ожиданий от профильного обучения;
  • предпрофильная диагностика учащихся с целью определения их склонностей и способностей;
  • профориентационная диагностика;
  • диагностика мотивации, уровня притязаний, адекватности самооценки личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
  • диагностика социально-психологического климата в профильных классах;
  • диагностика учебной нагрузки учащихся в профильных классах.

Аналитическо-прогностическое:

  • анализ диагностической информации;
  • составление рекомендаций всем участникам учебно-воспитательного процесса по результатам диагностических мероприятий;
  • участие в прогнозировании организации профилей.

Коррекционно-развивающее:

  • проведение профориентационных и деловых игр, тренингов;
  • помощь учащимся в адаптации к изменению условий среды.

Консультационное:

  • индивидуальные консультации для учащихся по проблемам выбора и принятия решения;
  • консультации для учащихся, родителей и педагогов по результатам диагностических обследований, по оптимизации обучения.

Методическое:

  • оказание методической помощи учителям-предметникам, классным руководителям.

Профилактическо-просветительское:

  • повышение психологической грамотности учащихся в аспектах самопознания, рефлексии, самореализации;
  • работа с родителями по повышению их психологической грамотности; выбору профильности обучения ребенка; выбору его профессиональной деятельности;
  • организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) профилактических мероприятий: активного и систематизированного знакомства учащихся с миром профессий; специфическими качествами и умениями профессий (экскурсии, лекции, встречи, профориентационные игры, деловые игры).

Диспетчерское:

  • связь с профцентрами района (города);
  • организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) просветительских мероприятий.

Психологическое сопровождение профильного образования в нашей гимназии начинается с момента  поступления ребенка в школу и продолжается на протяжении всего обучения.

Работа с ребенком начинается с определения его психологической готовности  к обучению в гимназии. С этой целью проводится собеседование с ребенком,  в ходе которого определяется уровень развития психологического развития, степень сформированности мыслительных процессов.

В начальной школе при помощи различных диагностических методов определяются возможности учащихся для построения образовательного пути, а также для выявления  высоких способностей к каким-либо видам деятельности, что  позволит уже в начальной школе создать ребенку оптимальные условия для развития.

Большая работа проводится с учащимися в период окончания начальной школы и перехода в основную школу. Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Информационно-просветительская деятельность на данном этапе заключается в расширении знаний о мире профессий. С этой целью привлекаются специалисты разных профессий, которые подробно знакомят учащихся со своей деятельностью, организуются экскурсии на разные загородные и городские предприятия и др.

В 7-8 классах работа психолога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, в основе которых лежат психодиагностические исследования. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик, цель которых - помочь учащемуся сориентироваться в своих желаниях, возможностях, склонностях, в оптимальном выборе профиля обучения.

Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, поэтому в 9-х классах особую актуальность приобретает деятельность психолога, направленная на профконсультирование и профориентацию. Планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях [6].

Выделяют три цикла ППС:

  • 10 класс - подготовительный цикл (цель работы психолога - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути);
  • 11 класс - адаптационный (способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения);
  • 12 класс - заключительный (помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности).

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Автор: Кудіна Ж. Л., практичний психолог, Донецька гімназія № 92.

Литература

  • Закон України "Про загальну середню освіту".
  • Комплекс средств психологического сопровождения учащихся в период ранней профильной подготовки. Таран О. С. ИД "Перове сентября" http://festival.1september.ru
  • Основные направления работы педагога - психолога по организации ориентационной работы и подготовке школьников к профильному обучению http://profession.krsnet.ru
  • Психологічне забезпечення профільної освіти. Сироватко О.: "Психолог",- 2006. - №40, с. 3-11.
  • Роль психологической службы в осуществлении предпрофильного и профильного обучения. Сухарева О.А. http://icas.jinr.ru/konprof/suhareva.htm
  • Программа психолого-педагогического сопровождения профильного обучения. Сударикова О. Ю. http://festival.1september.ru