445
Оцініть публікацію

Алгоритм как средство формирования орфографической и профессиональной компетентности студентов педагогического училища. (Рос. мова)

Формирование профессионально-орфографической компетентности будущих учителей начальной школы базируется на общности имеющихся теорий формирования профессиональной компетенции и заключается в наличии единых установок: на подчинение процесса обучения в вузе профессиональным целям подготовки; формир ование системы знаний на основе их интеграции; признание ведущим методом профессиональной подготовки метода практического моделирования.

Профессиональная компетентность – уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирование личности другого человека.

 Мы остановимся на формировании профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы в процессе овладения орфографией русского языка. Речь педагога – инструмент его деятельности. Насколько грамотно говорит учитель – настолько грамотно будет говорить и его ученик. Насколько полно педагог владеет терминологией изучаемой науки – настолько же освоят ее и школьники.

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Проблема формирования у студентов орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.

Каждому учителю известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую и пунктуационную память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Мы не будем на них останавливаться, тем более что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. За годы своей работы преподавателем – практиком пришли к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов учащимися.

Тем более, применяя этот способ, убедилась в эффективности такой работы над освоением теоретических материалов и использования их на практике, особенно в украинской школе. В своей работе уже много лет пользуюсь методическими рекомендациями и материалами статей к. ф. н. Надточия Е. Д "Алгоритмы на обобщающих уроках", "Комплекс алгоритмов по орфографии", в которых он справедливо утверждает: "…алгоритмизация процесса обучения закладывает фундамент творческого мышления, напряжённого "думания", способствует повышению уровня грамотности". [11; 128].

Действительно, используя алгоритмы на уроках русского языка, преподаватель достигает высокой результативности, так как выполнение предписанных действий несомненно приводит к правильному выбору орфограммы; массовости – алгоритм может быть применён к ряду слов, написание которых предполагает применения данных правил.

На своём опыте убедилась, что на первом этапе необходимо дать студентам понятие о том, что такое алгоритм. Конечно, можно сразу, как советуют многие методисты, после знакомства с теоретическим материалом учебника, предложить составить программу действий, но, как показывает практика, это могут сделать осознанно лишь 15-16 студентов в группе.

А ведь в нашей работе необходимо добиваться, чтобы каждый, будущий учитель мог не только уметь читать, но и составить алгоритм к любому теоретическому материалу учебника и без труда использовать его на практике. Мне кажется очень важным является тот момент, когда студенты должны сами прийти к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же.

Если работа сложная, нужно составить детальный план действий – алгоритм. Он позволит лучше понять предыдущую работу и выполнить её качественно. На данном этапе работы учащиеся должны уяснить и понять: алгоритм – это заранее составленный план действий, такой план, приходят к выводу студенты, очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить её более качественно.

А так как они владеют в той или иной степени умениями и навыками программирования, построение алгоритма становится необходимым условием компьютерной грамотности, студенты на занятиях по русскому языку с удовольствием откликаются на эти задания. Очень важен и тот момент, что такая работа даёт словеснику надёжное дополнительное средство для развития творческого мышления.

Далее студенты составляют правила чтения алгоритма:

  • Обоснуй, зачем нужен алгоритм, какова его цель.
  • Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.
  • Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.
  • Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе "да" и при ответе "нет" алгоритм выполняет разумные, правильные действия.

На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на занятиях знакомства с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер. Например, при изучении орфограммы "Буквы и – ы после ц" на первом этапе после чтения правила по учебнику вместе со студентами построили программу действий, то есть определённый алгоритм, чёткое следование которому и приведёт нас к решению орфографической задачи.

Затем начинается второй этап - работа по формированию умения применять изученное правило. Алгоритм используется на дидактическом материале, составленном преподавателем:

Вставить пропущенную букву в слова ц... фры, акац…я, ц…рк, ц…ган, станц…я, на ц…почки, продавц…, ц…трус, ц…тата, улиц…, ц…стерна, организац…я, определить правильность её выбора (И-Ы), используя алгоритм.

Образец действий студентов при написании слова улицы:

  • Является ли слово исключением? (Нет)
  • В какой части слова стоит орфограмма? (В окончании)
  • Пишу в окончании букву Ы. Улицы.

Наиболее приемлемо, мне кажется, составление и использование алгоритма на обобщающих уроках русского языка.

Например, при повторении орфограммы "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов", на первом этапе читается теоретический материал из учебника В. А. Горпинич, Русский язык I часть Київ "Вища школа" 1981.

Составлена такая программа действий:

  • Краткая или полная форма?
  • Не заканчивается ли слово на - ованный, - ёванный?
  • Определить вид глагола, от которого образовано причастие.

Как средство усвоения знаний алгоритм используется студентами на дидактическом материале, предложенном преподавателем:

Вставить пропущенные буквы в слова.

Ране-ый солдат – изране-ый боец, сея-ая мука – просея-ое зерно, кипячё-ая вода- вскипячё-ое молоко, краше-ый пол- покраше-ый забор, коше--ый, некоше-ый клевер - скоше-ая трава, стреля-ый воробей – подстреле-ая птица, пуга-ая ворона – испуга-ая лошадь, кова-ый меч – некова-ое железо, скова-ые движения, балова-ый ребёнок - избалова-ый мальчик.

Тиснё-ая золотом сумка, ране-ый в ногу солдат, писа-ая акварелью картина, печё-ый в золе картофель, жаре-ый в масле картофель, груж-ая углём баржа. Тиснё-ая сумка, жаре-ый картофель, ране-ый солдат.

Определить правильность её выбора (Н, НН), используя составленный алгоритм.

  • Краткая или полная форма?
  • Не заканчивается ли слово на - ованный, - ёванный?
  • Определить вид глагола, от которого образовано причастие.

Преподаватель должен контролировать ход выполнения задания, своевременно выявляя ошибку в рассуждениях и действиях студентов, корректировать её, а алгоритм в свою очередь обеспечивает самоконтроль и на каждом этапе даёт студенту подтверждение в правильности действий.

Таким образом, научившись составлять алгоритмы, студенты не только становятся грамотнее, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними, то есть у них формируется профессиональная компетентность в обучение алгоритмам своих будущих учеников.

Таким образом, научившись составлять алгоритмы, студенты не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними, а также учиться применять их в процессе педагогической практики и затем в самостоятельной работе в школе

Алгоритм дает возможность "собрать" в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое и пунктуационное правило.

Такой подход особенно важен при подготовке учителей начальных классов, поскольку он одновременно дает возможность наглядно продемонстрировать будущим специалистам возможности анализа проблемы, что, несомненно, повысит уровень их лингвистической и профессиональной компетенции.

Библиография

1. Аксенова Л. А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся// Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". - М. - "Первое сентября", 2003. - №29. -С. 12-16.

2. Алгазина Н. Н. Методика изучения орфографических правил. - М. - 1982. - С. 4.

3. Баранов М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю // Русский язык в школе. - 1991. - N2. - С. 35-41.

4. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии // Русский язык в школе. - 1976. - N4. - С. 5-12.

5. Буслаева М. А. Использование метода наглядности на уроках русского языка. - Издательский дом "Первое сентября", 1983. - 18 с.

6. Виноградов В. В. Вопросы русской орфографии / В. В. Виноградов – М.: Просвещение, 1985. –258 с.

7.. Габитова Ю. В. Схемы при обучении орфографии: методическая почта // Русский язык в школе. - 1991. - N1. - С. 32 - 34.

8. Гвоздев А. Н. Об основах русского правописания. В защиту морфологического принципа. - М. Издательство Академии педагогических наук, РСФСР. - 1960. – 63с.

9. Жиленко АХ. Использование алгоритмов при изучении орфографии // Русский язык в школе. - 1986. - N5. - С. 53-55.

10. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1975. - 62 с.

11. Коваль А. П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. – Киев. Вища школа, 1989. - 310 с.

12. Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. –228 с.

13. Лаури Н. М. Алгоритмы по орфографии // Русский язык в школе. - 2009. – N4. - С. 26-32.

14. Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. - 1986. - N10. - С. 35-41.

15. Меженко Ю. С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся – М., 1992. –42 с.

16. Меженко Ю. С. Принципы повторения в методической системе Шаталова В. Ф. //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1991. - №3. - С. 21-26

17. Меженко Ю. С. Опорные конспекты на уроках русского языка// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. -1990. - №1. - с. 3-8

18. Разумовская М. Оценка орфографической грамотности учащихся: консультация // Русский язык в школе. - 1993. - N1. - С. 80-85.

19. Сухих Л. В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности. - Издательский дом "Первое сентября", 1984. –22 с.

20. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. - 182 с.

21. Фролова Т. Я. Технология интенсивного обучения правописанию - Симферополь, 2004. –252 с.

22. Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Курс практической грамматики ч. 1 и 2, 2-е издание, переработанное и дополненное. – Симферополь, 1998. –103с.