723
Оцініть публікацію

Значение пения в развитии духовных и эстетических качеств человека. (Рос. мова)

Музыка в большой связи с нравственными поступками человека,
нежели обыкновенно думают.
(В. Одоевский)

Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его,
рассматривай это как прекрасный дар,
которым тебя наделило Небо.
(Ро берт Шуман)

Проблема духовного развития человека как никогда актуальна сегодня. В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что для жизни в нашем мире не нужно лжи, зависти и лести; необходимо понимать, что лишь добро, ответственность, взаимопомощь сделают нас счастливее.

Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в ребенке необходимо с самого рождения, и в процессе этого воспитания можно и нужно использовать уже созданные и проверенные методики, которые помогут не только воспитать умного и талантливого человека, но и будут способствовать становлению действительно одаренной личности.

Воспитывают духовность различными способами, но хотелось бы остановиться на том, что, по моему мнению, действительно "работает", отвечает поставленным целям. При воспитании духовных качеств необходимо уделять внимание искусству, литературе, музыке, ведь разностороннее эстетическое воспитание ребенка – девиз многих веков существования педагогики.

В современном мире нет, пожалуй, человека, который не был бы причастен к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись… По своему влиянию на духовно-нравственное развитие личности неоценима литература – искусство слова. Не случайно Гельвеций утверждал: "Без книг мы остались бы дикарями".

Большое значение для воспитания ребенка играет музыка. Общеизвестно, что музыкальное искусство является могучим средством воспитания, инструментом, способствующим становлению личности, формированию человеческого в человеке.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному и художественно-образному развитию. Общение с искусством в детстве и юности - важный фактор духовного становления и гармоничного развития личности. А значит, школьные предметы гуманистической и эстетической направленности – литература, история, изобразительное искусство, музыка – должны помочь ученику в накоплении нравственного и художественного опыта.

Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известно с глубокой древности. Еще Аристотель (384-322 г. г. до н. э.) считал: "Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи". Широко известны ставшие афоризмами высказывания выдающихся представителей человечества о значении и роли музыки в жизни людей. "Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой" (Б. Шоу).

"Музыка – универсальный язык человечества" (Г. Лонгфелло). "…. музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть что она дает, несомненно, самое яркое счастье". Этот ряд может быть продолжен… Тезис о важнейшей роли музыки во всестороннем развитии и воспитании ребенка выдвигали известные ученые – музыканты и педагоги во все времена.

"…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами", - писал В. А. Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю детям" [9, 52-53].

Очень важной формой духовного воспитания ребенка можно назвать пение – искусство, где соединены литература и музыка.

К идеям эстетического воспитания средствами певческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой - как воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния. Существует множество движений и сообществ, деятельность которых направлена на возрождение народной культуры. И не зря.

В этом есть очень важный момент благотворного влияния народного творчества и традиций на формирование личности человека. Любая народная культура представляет собой целый мир. Каждая из них включает в себя традиции, обряды, праздники, игры, рукоделие, знахарство, воспитание, фольклор, ведение домашнего хозяйства и так далее. Если уважительно и внимательно обратиться к опыту предков, то можно встретить в нём много полезного для современной жизни. Как минимум полезно то, что главной целью народной культуры являлась гармонизация личности. Великий философ Сократ говорил: "В каждом человеке солнце.

Только дайте ему светить" Это возможно только при достижении гармонии внешнего и внутреннего мира, слияния чувств и окружающего пространства. Родители знают, как бывает иногда непросто уложить малыша спать. Но ничего тут изобретать не нужно, испокон веков известно универсальное "снотворное" для детей и взрослых — колыбельные песни. Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением мамы. Веками матери пели около колыбели ребенка самые нежные и задушевные песни. Наши предки не зря считали, что воспитание ребенка берет свое начало с колыбельных, и придавали этим песням мистическое значение, в них сохранились таинственные языческие образы Дремы, Буки, Сна, Угомона...

В прежние времена колыбельные выполняли роль заклинания, в песне мать просила дать ее малышу силы для сна и роста, чтобы он был богатым и здоровым в будущем. Каждому младенцу колыбельная причиталась своя — ее сразу после рождения сочиняла мать. Затем эта песня всю жизнь оставалась его оберегом. Колыбельная и сегодня является первым музыкальным впечатлением младенца. Нужно задуматься о том какая музыка звучит в вашем доме? И как она влияет на вашего ребенка.

Чем раньше музыка войдет в жизнь вашего ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе. Влияние пения колыбельных на детей трудно переоценить. Их никогда не бывает много. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.

Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Песнопения есть у всех народов, потому как к слову и звуку наши предки относились с особым вниманием. В давние времена люди верили в силу звука, и с помощью пения открывали верхние энергетические каналы. Смысл исполняемых песен всегда был очень глубоким и повествовательным. То, о чём ты поёшь — это серьёзно, потому что звук меняет судьбу.

Тысячелетия назад люди уже знали о материализации мысли и о законах сохранения энергии. Например: когда человек поёт благостные песни, то он отдаёт вовне благостную энергию. Соответственно, благостная энергия течёт свободно, и вскоре ему возвращается.

Пение раньше сопровождало людей повсюду: в работе, у себя дома, в гостях… Пение усиливает связь человека с высшими силами. Особенно полезным для здоровья является хоровое пение, так как оно несёт в себе сильную энергетику. Даже в современном мире зафиксированы тысячи случаев исцеления различных недугов – просто благодаря хоровому пению.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое – это верный показатель духовного здоровья нации. Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры развилась уникальная музыкальная культура каждого народа. Огромная роль в музыкальной просветительской деятельности принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально, образован. Еще в древности знали, что буква, цифра, нота – родные сестры образования.

П. И. Чайковский был убежден, что обучение хоровому пению должно быть во всех учебных заведениях нашего отечества. С. И. Танеев относился к хоровой культуре как к первооснове музыкально-эстетического воспитания. музыкально - вокальной деятельности. Его современник А. Л. Маслов не лишал радости творчества фальшиво поющих детей, полагая, что пение на уроке должно быть преимущественно хоровым, чтобы не убить в ребенке музыкальное чувство.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.

Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества.

Петь хочет и может практически каждый ребенок, каждый человек, а голос – это именно тот инструмент, который доступен каждому. С помощью голоса – "инструмента" можно многое выразить, о многом рассказать. По словам педагога – музыканта К. Тарасовой "… Это возможно только при условии владения этим "инструментом", который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью "закрытым"".

Человеческий голос - самый необыкновенный и доступный каждому музыкальный инструмент. Именно о нём я хочу поразмышлять в своей работе. Занимаясь вокалом более 30 лет, меня часто интересовал вопрос: как пение, и музыка в целом, может повлиять на развитие физическое и умственное. Из моей практики я поняла, что те музыкальные впечатления, которые получит ученик-певец на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь.

Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию, профессиональному подходу, методическим приемам, а самое главное при чуткой интуиции педагога в работе с голосом ребенка, подростка, взрослого певца. Одним из важных факторов вокальной работы является воспитание слуха.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности певца. Многие дети, повзрослев, так и не научившись петь, слышать и слушать музыку, сохраняют к ней неприязнь. Музыка не ввела их в мир эмоциональных переживаний, не дала радости, и это отражается на характере человека и его отношении к музыке вообще.

Психологи давно установили, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования.

Не смотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть "гудошники", почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты.

Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы "медведь на ухо наступил", ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии как способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода. Кто-то усваивает все налету, для достижения успеха у других надо приложить немало усилий, третьи требуют длительной кропотливой работы без быстрых результатов.

Решать проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. Вот именно это является главной задачей для развития, обучения и образования наших студентов. Научись учиться, чтобы научить другого. Выполнение задач обучения, теории и практики на занятиях с дисциплин "Постановка голоса", Сольфеджио", "Хоровой класс и практика работы с хором", которыми мы занимаемся со студентами нашего отделения, чтобы подготовить высококвалифицированных учителей музыки и пения в школе, в детском саду - это первостепенная задача педагога.

Этому обучению сопутствуют еще множество предметов, без которых конечная цель не может быть достигнута. Поэтому наши студенты изучают психологию, педагогику, методику, музыкальную литературу, учатся играть на двух-трех инструментах, поют в хорах, являются участниками различных творческих коллективов, что является важнейшей составной частью не только музыкального и профессионального развития, но развития и становления личностного, духовного и эстетического воспитания будущих учителей.

Для овладения навыками академического пения студенты изучают предмет "Постановка голоса". Занятия проходят индивидуально с каждым студентом, чтобы провести качественную постановку дыхания, подготовить голос к выполнению сложных певческих задач, владение резонатором, дикцией, динамикой, филировкой звука, а также иметь максимум знаний о голосовом аппарате детей разного возраста и возможностях взрослого певца.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определила ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

В применении к детской психологии к детям, значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех знаний, значительно возрастает. В отличие от взрослых, дети впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира.

Какая же огромная ответственность ложится на педагога - музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а следовательно, и воспитание маленького человека, будущего полноправного гражданина своей страны. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что, имея отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми, мы теряем традиции совместного пения, серьезного отношения к музыке вообще. Хоровое пение - искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала творчества.

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания. Значимость такого воспитания чувств человеческой общности очень велика в современном мире, так как коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения.

Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: "В песне, - пишет он, - а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу.

В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство".

"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.." (В. Ключевский). Пусть через музыку и искусство в сердца детей просачивается живительная влага добрых чувств и наполняет их радостью, благодатною любовью, только тогда мы будем иметь надежду на счастливое будущее.

Найдите солнце в каждом ребенке и дайте ему возможность светить!

Литература

  1. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи. //Развитие детского голоса. - М., 1963. - 82 с.
  2. Апраксина О. А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе. //Музыкальное воспитание в школе. -1982. - №15.
  3. Дерина Г. А. Урок литературы: "Помогать человеку понимать себя самого". Влияние искусства слова на духовно-нравственное развитие личности / Г. А. Дерина // 2008. – № 7. – С. 9–10.
  4. Драбенок, И. Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / И. Б. Драбенок // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9. – С. 15–17.
  5. Колтунова, И. А. Формирование духовности средствами музыки / И. А. Колтунова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 60–62.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев. 1972.
  7. Турбовской, Я. С. Духовность как объект методологического рассмотрения / Я. С. Турбовской // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 3–13.