665
Оцініть публікацію

Екологічні аспекти підготовки молодших спеціалістів за спеціальністю «Збагачення корисних копалин»

Экологические аспекты подготовки младших специалистов по специальности "Обогащение полезных ископаемых" Современная социально-экологическая ситуация в стране во многом определяется профессионально-экологической компетентностью руководящих работников всех уровней управления – от руководителей сред него звена до руководителя предприятия.

Именно от них во многом зависит решение современных экологических проблем - от неразумного использования плодородных земель, стремительного уничтожения природных ресурсов до загрязнения окружающей среды техногенными отходами, вредными для здоровья людей. И будет ли меняться ситуация в лучшую сторону зависит от подготовки профильных специалистов уже сегодня.

Между тем практика показывает, что профильные работники в целом не достаточно подготовлены к профессиональному решению экологических проблем, поэтому весьма часто принимаются безответственные, научно не обоснованные решения. К тому же последние годы в силу известных социально-экономических и политических перемен существенно изменился социальный портрет руководящего работника.

Как свидетельствуют последние социологические исследования, в деятельности многих руководителей прослеживаются такие тенденции, как приоритет сиюминутной экономической выгоды, уклонение от инвестиций в социально-экологическую сферу, жестко-административный характер управления, ярко выраженная политизация.

Все это ведет к усугублению экологического кризиса, усиливает напряженность социально-эколого-экономической ситуации в стране.

На Всемирном саммите в Йоханнесбурге (2002) было отмечено слабое усиление ведущих параметров устойчивого развития общества, предотвращающих экологический кризис. Одной из причин такого положения называлось отсутствие системных форм экологического образования.

В современном мире все больше осознается опасность экологической катастрофы, которая может привести к уничтожению человечества. Повсюду раздаются предостережения о вреде, приносимом нашему здоровью и качеству жизни. Все большее количество людей участвуют в деятельности по охране окружающей среды, и экология становится более значимой в жизни человека, в его существовании на планете. "Думай глобально - действуй локально" - становится экологическим девизом.

Острота ситуации требует утверждения новой парадигмы, в соответствии с которой профессиональная деятельность корректировалась бы принципами экологической целесообразности и критериями экологической культуры человека.

На практике формирование экологической культуры личности, главным образом, осуществляется стихийно (окружающей средой, семьей, СМИ, неформальными контактами, самообразованием студентов). Перед современной системой образования стоит задача подготовки экологически культурных студентов, способных в полной мере осознать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы и учитывать их в своей деятельности.

Современному молодому поколению необходимо не только адаптироваться, но и критически переосмыслить опыт и результаты потребительского отношения к природе.

Поэтому естественно возникает вопрос о том, каким путем необходимо вести подготовку профильных специалистов для горно-перерабатывающего комплекса в условиях средне-специальных и высших учебных заведений, для того чтобы сформировать не только профессионально компетентных, но и экологически культурных специалистов.

Экологическое образование необходимо на всех уровнях образовательной системы: начальное, среднее, средне-специальное, высшее, а также в дополнительном образовании. Ряд проблем экологического образования в настоящее время продолжает оставаться актуальными. Одна из них – формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. Если выпускники средне-специальных заведений обладают необходимыми знаниями (грамотность, образованность), но не владеют ими (компетентность), экологическая культура у них не сформирована.

В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения для формирования экологических компетенций у студентов является одной из первоочередных задач. Анализ литературы позволил выявить общие требования, необходимые для формирования экологической компетентности у студентов, которые включают пять основных компонентов:

  • рассматривать окружающую среду во всей ее целостности, охватывать все ее стороны - природную и антропогенную, экологическую, политическую, экономическую, техническую, социальную, юридическую, культурную и эстетическую;
  • представлять собой непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь человека, как в учебном заведении, так и вне его;
  • основываться на междисциплинарном подходе; делать упор на необходимость активного участия в предотвращении новых и решении уже возникших экологических проблем;
  • рассматривать экологические проблемы в глобальном масштабе, учитывая при этом региональную специфику;
  • обращать внимание как на современные, так и на будущие экологические проблемы;
  • рассматривать любое развитие и рост с учетом экологической перспективы;
  • поощрять сотрудничество в решении экологических проблем на локальном, национальном и международном уровне.

Формирование экологической культуры студентов среднетехнических учебных заведений требует проведения трех взаимосвязанных направлений учебно-воспитательной работы:

1. Организационное (констатирующее состояние экологической культуры студентов). По этому направлению можно использовать такие методы:

  • Привлечение студентов к участию в различного рода экологических акциях (от высадки деревьев, уборки парковых зон города до озеленения отвалов промышленных предприятий);
  • Проведение экскурсионных занятий на современные промышленные предприятия горно-перерабатывающего комплекса с высоким уровнем экологической безопасности;
  • Посещение международных выставок достижений и передовых технологий в области экологической безопасности предприятий горно-перерабатывающего комплекса.

2. Формирующее (включающее лекционный курс, практические задания, выявление индивидуальных представлений студентов об их экологических ценностях). По этому направлению целесообразно:

  • Интегрировать курс лекций и практических занятий по специальным дисциплинам с учетом экологического направления.
  • Привлекать студентов к участию в разработке проектов на междисциплинарном уровне, например по дисциплине "Обогащение полезных ископаемых" и "Экология" или "Охрана труда".

3. Активизирующее самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (в процессе написания докладов, рефератов, разработки курсовых и дипломных проектов).

  • Участие студентов в проведении научно-практических конференций посвященных вопросам экологии с привлечением ведущих специалистов в области экологии.
  • Подготовка докладов и отчетов по научно-исследовательским работам к проведению тематических и научно-практических конференций.
  • Подготовка рефератов, электронных отчетов по результатам посещенных технических выставок и передовых предприятий.
  • Разработка и защита реальных дипломных проектов по соответствующей тематике.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что благодаря введению предложенных мероприятий можно значительно повысить уровень формирования экологической культуры студентов в процессе профессиональной подготовки и заложить фундамент для дальнейшего ее совершенствования.

Литература

1. Астафьева Л. С. Формирование экологической культуры студентов технических колледжей: дис. канд. пед. наук: 13.00. 08 "Теория и методика профессионального образования" / Астафьева Л. С. – М., 2001. – 205 c.

2. Багин Д. В. Формирование экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий: автореф. дис…. канд. пед. наук: спец. 13.00. 08 "ТМПО" / Багин Д. В.; [Моск. гос. обл. ун-т]. - М.: 2002. - 25 с.

3. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию / Э. В. Гирусов // Взаимодействие общества и природы. – М.: Наука, 1986. 4. Ефимова Е. И. Экологическое образование в техноэкополисе: чему, кого и как научить / Е. И. Ефимова // Экология и промышленность России. – 2001. – Сент. – С. 41 – 45.

5. Зелінська С. О. Роль екологічної культури в повсякденному житті майбутніх інженерів гірничого профілю: аспірант: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.

6. Шварц Л. Н. Экологическое воспитание учащихся средних профессионально-технических училищ в процессе изучения специальных предметов: Метод. рекомендации. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1984. 34 с.