О воспитании в детях любви. Робота з батьками. (Рос. мова)

С ранних лет следует воспитывать в человеке ответную любовь к людям, давшим ему жизнь. "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф. 6.2-3).

Чтобы дети любили родителей, необходимо, чтобы они получали не только игруш ки, джинсы, деньги и т. д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви.

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. Иак. 2. 22.). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг к другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значительный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опереться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и быстрее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет и, конечно, любовь.

К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться и исподволь готовить к этому детей, принимающих эстафету жизни и деятельности. Любящий человек способен отдать свое другому, делиться со своими ближними и с встречающимися людьми. К этому нужно быть готовым, поэтому необходим навык. Вкусное и хорошее должно предназначаться не только для младенцев и школьников, но и для родителей – во всяком случае, в сознании детей.

Одна семья жила в стесненных материальных обстоятельствах. После чая одну из конфет оставили на столе для отца, находящегося на работе. Ребенок, бегая по комнате, потянулся к конфете. "Надо оставить папе, - сказала мать, - с чем папа будет пить чай, когда придет с работы?"

Эта сцена в течение дня повторялась несколько раз, все чаще и чаще. Наконец мать сказала: "Ладно, бери папину конфету". Мальчик зажал конфету в руке, а потом забросил ее в дальний угол стола, к стене, откуда сам он не мог ее достать. Остаток дня он не подходил к столу. Произошел маленький шаг в нравственном развитии человека.

Более взрослых детей следует посылать делать покупки в магазине. Это не только физическая нагрузка, но и приучение детей думать о нуждах семьи в целом. Конечно, здесь нужно родительское руководство, обеспечивающее "единство экономической политики" семьи.

Детей с раннего возраста надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, а старших привлекать к воспитанию младших. В узбекском языке есть уважительное слово "апа" - "старшая сестра". Этим словом иногда обращаются вообще к почтенной и старшей женщине. Нянями в русских диалектах иногда называются старшие сестры. В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все или почти все ее члены: семейные походы, поездки за город, посещение музеев, исторических мест и т. д., беседы на религиозные и другие темы. Некогда в русских интеллигентных семьях были в моде совместные чтения классиков по ролям, в которых принимали участие и друзья из соседних домов. Совместные детские игры, спектакли, шарады.

Любовь между детьми созидается любовью родителей между собой. Эту супружескую любовь необходимо беречь как драгоценный дар не только двоих, но и семьи в целом. Она воспитывается в супругах совместным трудом у детской кроватки и всем стилем семейной жизни.

Прекрасный отдых, который мужу под силу организовать, - пообедать не дома, где женщина бегает с ложками, поварешками, не имея возможности даже присесть. Почему не сделать праздник на выезде? Тогда в центре внимания будет супруга, окруженная заботами мужа. Конечно, не всякий может себе позволить обед в ресторане и, во всяком случае, не каждый день. Но как надолго женщине запомнится красивый стол с изящной посудой, учтивое обхождение официанта. Разговоры с супругом, внимание которого обращено только на нее.

Семья – общий организм, для нее естественно иметь общую кассу, куда вкладывается все: и заработки родителей, и стипендии, и зарплата подросших детей.

Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за ее пределы.

"…будем делать добро всем, - пишет апостол Павел, - а наипаче своим по вере". "Не унывайте, делая добро". Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь сделать что-либо одинокой старушке, позаботиться о подарке для кого-нибудь и т. д.

Общаясь с родителями, я заметила, что они не могут назвать положительные черты, которыми обладает их ребенок, а отрицательные говорят очень легко. В связи с этим я провожу на родительском собрании тест "Цветок", который предлагаю вашему вниманию.

Тест "Цветок"

В центре листа нарисовать кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, которое соответствует качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.

Затем необходимо подсчитать, сколько положительных и отрицательных качеств вы написали. Каких больше? Выделите самое главное. Почему вы так считаете?

Этот тест заставляет родителей задуматься о своем ребенке.

Мне очень понравилась программа "Особые дети – особое общение". Представляю принципы общения по данной программе:

Выражение лица: максимально доброжелательное, теплое, приветливое, нераздраженное.

Тон голоса: в любых ситуациях в разговоре с ребенком – предельно доброжелательный, теплый, приветливый, нераздраженный.

В лексике по возможности избегать употребления:

  • всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и подходящую по смыслу фразу можно построить, не используя их;
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения;
  • слов ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО;
  • местоимений Я, ТЫ;

Желательно использовать:

  • сослагательное наклонение;
  • местоимение МЫ.

Стараться: не говорить с иронией и насмешкой; не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; не ругаться и не кричать на ребенка; всегда быть с ребенком вежливым, теплым; не торопить и не подгонять ребенка; как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы; как можно чаще подтверждать, декларировать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок; не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него; не давать ребенку чувствовать себя плохим; от неправильного поведения или занятия только отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

Не надо: вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично, лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием обсудить возникшую проблему и помочь ее решить; хвалить в присутствии ребенка других детей и ставить кого-либо в пример.

Помните: телевизор или компьютер – не нянька, то есть нужно вместе с ребенком смотреть передачи – это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком; если вы огорчены чем-то, то постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или Дочь – Радость; от вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ И ВСЕГДА ЛЮБОВЬ!

Приведем пример.

Мальчик Тимоша пришел из школы на два часа позже, чем обычно. Он забыл предупредить накануне, что после уроков весь класс отправится на экскурсию в Музей искусств. Обеспокоенная бабушка Валя БЕЗ КРИКА И РАЗДРАЖЕНИЯ, ВЕЖЛИВО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО, СПОКОЙНЫМ ТОНОМ встречает внука:

- Тимоша, я очень волновалась за тебя, ты ТАК ДОРОГ НАМ. Я поняла, что ты случайно забыл предупредить нас об экскурсии. Вероятно, твои мысли были заняты чем-то важным. Я УВЕРЕНА, что в следующий раз ты ни при каких обстоятельствах не забудешь нас предупредить.

Здесь использованы такие принципы: спокойный тон, правильный подбор слов, отсутствие грубого обличения и обиды на ребенка; высказано неодобрение, но закончено внушением, что внук хороший и будет стараться так не поступать.

В результате Тимоша перестает нервничать (ведь он неосознанно переживал, что не предупредил своих близких). Мальчик спокойно выслушивает замечания, в будущем старается не попадать в подобные ситуации.

Или другая ситуация:

Бабушка Валя готовит обед. Из школы приходит мрачный, хмурый, всем недовольный Тимоша. Он устал и расстроен из-за конфликта в школе. Вместо обычного приветствия "Добрый день" бурчит что-то нечленораздельное. На предложение дедушки помочь по хозяйству, неожиданно кричит: "Отстаньте, не буду!" Дедушка, ОБНЯВ ВНУКА, С ДОЛЖНЫМ ТЕРПЕНИЕМ, ПОНИМАНИЕМ ВЕЖЛИВО говорит:

- Дорогой мой, я вижу, ты устал и расстроен, и ГОТОВ ПОМОЧЬ ТЕБЕ. Но, знаешь, если мы сейчас поможем бабушке, она будет признательна. ВЫБЕРИ: почитать книжку сестре ИЛИ поиграть с ней, ИЛИ на кухне похозяйничать. Заранее большое спасибо тебе.

Здесь использованы такие принципы: доброжелательность, понимание состояния, отсутствуют агрессия, ирония, насмешка, недовольство; высказаны одобрение, желание помочь; использовано местоимение "МЫ", которое вселяет уверенность, снимает напряжение; дана возможность выбора разных видов помощи.

В результате, недолго отнекиваясь, Тимоша решает, что лучше он поиграет с сестренкой. Взрослые члены семьи ему благодарны.

Я использовала эти истории на родительских собраниях младших классов. Родителям они очень понравились.

Список использованной литературы

  1. По страницам газет "Мир православных мирян".
  2. Бенилова С. Ю. "Доброжелательные взгляды на общение с детьми".