Лекция для родителей 1-го класса „Воспитание нравственных привычек у детей в семье”. (Рос. мова)

Наш разговор сегодня о значении семьи в воспитании нравственных привычек у детей в семье. В нашей стране большое внимание уделяется всестороннему развитию человека, становлению высокого уровня его культуры, образованности, отношению к труду. Семья закладывает основы формирования всех этих качеств . В первые годы жизни дети получают в семье первоначальные нравственные представления и физическую закалку, приобретают первые навыки труда, дисциплины, культуры поведения.

Азбуку нравственного поведения дети начинают усваивать уже в дошкольные годы. Под влиянием родителей и воспитателей дошкольных учреждений они постепенно начинают понимать, что хорошо и что плохо в поведении окружающих их людей. У них вырабатываются простейшие навыки поведения: не мешать старшим, быть опрятным, уметь обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную услугу, всегда говорить правду, помочь товарищу.

Что же родители могут делать дома, чтобы выработать эти простейшие навыки поведения до школы и продолжить с учителем воспитание у своих детей нравственных привычек? Главное – это установить стиль гуманных отношений в семье. А что значит такой стиль? Это взаимное уважение в отношениях взрослых между собой, между взрослыми и детьми и детей между собой. Это – доброжелательное отношение и сочувствие друг к другу, справедливость и честность, глубокая заинтересованность друг в друге и готовность помочь.

Гуманный стиль требует определённого отношения семьи и к школе. Родители могут и обязаны вместе с сыном или дочерью попытаться разобраться в тех человеческих отношениях, которые связаны с учением. Поделиться с соседом красками на уроке, посочувствовать товарищу, неудачно ответившему на уроке, помочь ему разобраться в трудном для него материале, порадоваться успехам отстававшего в прошлом ученика – всё это достойнейшие темы для повседневного разговора за домашним столом.

Большое значение в воспитании нравственных привычек – это воспитание тактичности. Воспитывать у детей тактичность нужно не столько словами, сколько личным примером, взаимным уважением в семье, в отношениях с соседями, личной сдержанностью. Как-то рассказывала одна учительница о своей ученице. Девочка сообразительная, аккуратная, но не складываются у неё дружеские отношения с одноклассниками.

Поговорила она с мамой девочки. И тут многое прояснилось. Вспомнила она, как летом при дочери ссорилась с соседями из-за лишнего метра усадьбы, а в автобусе посоветовала дочери отвернуться к окну, чтобы никому не уступать место. Потом осуждала при детях жизнь соседки. Для ребёнка не прошло всё это бесследно. Есть дети, которые поражают учителей дерзостью, непримиримостью к замечаниям. Откуда это? Выясняется, что родители при детях недоброжелательно отзываются об учителях, сомневаются в объективности их оценок, вслух сетуют на излишнюю требовательность.

Специальные исследования причин плохого поведения детей приводят к заключению, что корни зла чаще всего таятся в неустройстве семейной жизни: ссоры между родителями, пьянство, отсутствие необходимого ухода за детьми, грязь в быту. Ребёнок должен всё время наблюдать нормальные отношения между родителями. Известно выражение, что ребёнок воспитывает родителей.

В нём кроется глубокий смысл: при одной мысли, что ребёнок может наблюдать родительские ссоры, должны умолкнуть страсти, восторжествовать разум. Ради правильного воспитания ребёнка иной раз следует превозмочь усталость, привести квартиру в порядок и привлечь к этому самого ребёнка. Мы хотим, чтобы наш ребёнок был дисциплинированным учеником, но часто забываем, что дисциплине он учится прежде всего и лучше всего, наблюдая порядок в доме и поддерживая его.

Еще одна из бед – неупорядоченность режима. Засиживаются у телевизора, компьютера допоздна, ребёнок укладывается спать в 11–12 часов ночи, не высыпается, не успевает сделать зарядку, умыться, позавтракать, опаздывает в школу. Время обеда сегодня одно, а завтра другое. Приготовление уроков не регламентируется. Всё это порождает недисциплинированность.

Нравственное воспитание начинается с пробуждения в ребёнке добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют в нежном сердце ребёнка с младенческого возраста как ответ на родительскую любовь и заботу. Любовь к ребёнку – естественное чувство родителей. Лишённый ласки, внимания, душевной теплоты со стороны своих родителей, ребёнок не получает стимулов для пробуждения и развития благородных человеческих чувств.

Он приучается смотреть на людей лишь с точки зрения своей выгоды, замыкается, вырастает чёрствым человеком. Однако бывает и так, что неразумная, слепая любовь родителей является причиной развития в характере ребёнка эгоизма, грубости, безволия и лени. В семье у ребёнка должны быть свои обязанности, которые он неуклонно выполняет: помощь маме, уход за младшими, трудовые поручения.

Послушание является самым элементарным качеством ребёнка. Когда дети послушны, легко поддерживать порядок в доме, классе, школе. Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам и выработать у него привычки нравственного поведения.

Послушание основывается на авторитете и доверии. Ребёнок охотно слушается тех людей, которым доверяет и в справедливости требований которых он не сомневается. Как же воспитывать у детей послушание? Чтобы ответить на вопрос, необходимо выяснить, при каких условиях ребёнок становится послушным, оставаясь в то же время самостоятельным, деятельным и жизнерадостным, и что является помехой для выработки у ребёнка послушания.

Необходимо настойчиво вырабатывать у ребёнка привычки культурного поведения, которые закреплены в правилах приличия. Неприлично появляться на людях неумытым, непричесанным, неопрятно одетым. Неприлично за общим столом проявлять жадность, чавкать, выходить из-за стола, пока не поели другие.

Когда ребёнок задаёт вопрос, почему нельзя за столом чавкать, почему нужно здороваться со старшими первым, или почему нельзя перебивать человека, когда он разговаривает с другими, во всех подобных случаях достаточно сказать, что это неприлично, некрасиво, невежливо. Человек, соблюдающий правила приличия и обладающий хорошими манерами, прежде всего вежлив.

Правила вежливости требуют, например, при обращении к посторонним людям говорить им "вы". В отношениях между родственниками и друзьями принято обращаться на "ты". Этим подчёркивается близость. Что потеряют мать, отец, если, обращаясь к ребёнку, не забудут сказать "пожалуйста"? Ребёнку будет очень приятно. Это будет способствовать формированию у него привычки подобного обращения к окружающим. Вежливость требует не кричать, избегать повышенного тона в разговоре.

Взрослые довольно часто причиняют обиды детям. Почему бы им не извиниться перед ребёнком, которого они незаслуженно обидели? Авторитет взрослого от этого не пострадает, а для ребёнка радость сознания, что в нём признают личность, уважают его, снимет обиду.

Мы с презрением относимся к человеку, который обманывает, и уважаем того, на чьё слово можно положиться. Ребёнок, которому с помощью обмана удаётся достигнуть желаемого, не перестанет лгать, пока ложь не будет всякий раз строго пресекаться. Поэтому самым верным способом борьбы с детской ложью является её разоблачение. Дети легко дают обещания и часто не выполняют их, несмотря на самые лучшие намерения.

Ребёнку, который легкомысленно даёт любое обещание, уместно сказать: "Не торопись с обещаниями, ты не умеешь держать своего слова". Однако этим нельзя злоупотреблять. Если мы вообще перестанем доверять ребёнку, то тем самым подорвём его веру в собственные силы. Стремление ребёнка сохранить и закрепить за собой доверие товарищей и близких ему взрослых перерастает в чувство чести. Он начинает дорожить репутацией своей семьи, класса.

Правильно поступают те родители, которые неуклонно требуют от своих детей быть честными всегда, подкрепляя требование своим примером и авторитетом. Если личный опыт ребёнка показывает, что потихоньку съеденная конфета так же вкусна, как и всякая другая, и что на тихонько взятые из папиного кармана деньги можно и сладостей, и игрушек купить, хотя и знает, что это называется воровством, и старшие запрещают это, то наивное детское воровство, укоренившись, превращается в привычку, в наклонность.

Важным условием воспитания честности и предупреждения детского воровства является порядок, при котором ничто не может исчезнуть незаметно. Поэтому когда в семье, в школе подозревают кражу, нужно искать и подвергать осуждению виновника пропажи. Необходимо, чтобы он глубоко пережил, прочувствовал пагубность своего поведения.

Итак, только совместными усилиями семьи и школы можно добиться, чтобы ребёнок усвоил нравственные привычки поведения в семье, школе, общественных местах.