Урок внеклассного чтения. Андрей Платонов. "Неизвестный цветок" (сказка - быль). 5 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод: эвристическая беседа.

Оборудование: портрет А. Платонова, рисунки детей к сказке, эпиграф

Делать людям хорошее – хорошеть самому!
Л. Татьяничева

<
p align="center">Ход урока

Сообщение темы, цели, задач урока, обращения внимания на эпиграф.

Знакомство с личностью писателя.

Настоящая фамилия – Климентов. Платонов – псевдоним (вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля). Родился в предместье Воронежа, в рабочей семье, в которой было 11 детей. Андрей был старшим сыном. Учился сначала в церковной школе, а затем в 4х – классной городской. Из-за трудного материального положения семьи он очень рано начал трудиться – был рассыльным, разносчиком газет, работал помощником машиниста, ремонтником в художественных мастерских. При этом не прерывал своего образования и, наряду с учебой, еще участвовал в работе многих литературно-художественных изданий, где печатал свои очерки и статьи.

Им написано много повестей и рассказов, несколько пьес. В 1948 г. Была издана книга русских сказок в пересказах А. Платонова - "Финист - Ясный Сокол", чуть позже - 2-ая книга собранных писателем русских народных сказок - "Волшебное кольцо".

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Сегодня мы с вами будем говорить о сказке "Неизвестный цветок".

- Чем она отличается от народной сказки?

- Как вы понимаете значение слова "сказка – быль"?

- Что сказочного?

- Какие картины вам наиболее запомнились?

- Какую сказку, изученную ранее, напоминает? ("Сказка о жабе и Розе" Гаршина)

- О чем эта сказка? Что в ней побеждает?

- А в сказке "Неизвестный цветок" есть злые силы?

- А на чем особенно важном сосредоточил свое внимание автор?

Ознакомление с новым материалом.

- За что борется цветок?

- Как происходит эта борьба?

- Что вы можете сказать о девочке? Какая она?

Послушаем разговор цветка с девочкой (инсценировка диалога, заранее подготовленного двумя ученицами дома).

- Скажите, какие поступки долго сохраняются в памяти людей? Как это помогло герою изученной нами сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"?

- А что решили сделать ребята в этой сказке? Удалось ли им осуществить задуманное?

- Какой вырос цветок?

Обращение к иллюстрациям детей. Оценка их работ одноклассниками.

- Как вы думаете, что победило в этой сказке? Благодаря чему?

(Единению добра, красоты и труда). Основная мысль сказки записывается на доске.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений.

- Приходилось ли вам в жизни встречаться с чем-нибудь подобным? Вспомните и расскажите.

- Какие выводы можете сделать для себя лично из сказки?

Вновь обращение к эпиграфу урока. Стихотворение Л. Татьяничевой зачитывается полностью.

Постановка задания на дом.

Подведение итогов.

Автор: Вылиток С.В., учитель школы-гимназии № 30 г. Луганска