Літературний і педагогічний коментар до уроку в 5 класі. "Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
В разработке урока по теме "Марк Твен. "Приключения Тома Сойера" для учеников 5 класса с русским языком обучения мой педагогический опыт хочет подсказать начинающему учителю, что простые незамысловатые истории, рассказанные "прежде всего для развлечения мальчиков и девочек» (как говорил о них сам
автор) не следует превращать ни на лекции по американистике, ни в излишне новаторский педагогический "перформанс".Только традиционный метод изучения "вслед за автором" - очевидно, лучшее, что можно предложить в данном случае. И, отправляясь в путешествие "вслед за автором" романа, дать 10-11 летним детям приятную для них возможность на протяжении нескольких уроков следить за приключениями своих ровесников.
Конечно, это очень американские приключения, где смелость и мужество героев никогда не достигают пределов нашей бесшабашности и всегда должны основываться если не на разумной осторожности (детям всех частей света она, увы, не свойственна), то хотя бы на вышеупомянутом здравом смысле – обожаемом американцами common sence. А мужество, юмор и здравый смысл, по правилу американской литературы, вознаграждаются материально: это открытие маленького собственного бизнеса Тома Сойера, "индустрии развлечений", в которую превратилась банальная покраска забора.
Потому, учитель должен иметь в виду всю условность реализма Марка Твена, его следование национальной романтической традиции. Не нужно это рассказывать пятиклассникам, но не надо говорить им и обратного, пытаясь на материале Марка Твена представить "американскую действительность". Нужно подойти к "Приключениям…" не как "реалистическому" или специфически американскому произведению, а как общечеловеческому и, прежде всего, детскому чтению.
Программа требует именно на материале романа Марка Твена дать ученикам такие читательские навыки, как навык анализировать внешний портрет персонажа на предмет проникновения в его внутренний психологический портрет – внутренний мир. А это невозможно сделать без той веселой игры, которую и предлагает Марк Твен своему юному читателю в романе "Приключения…". Ведь внутренний мир – не абстракция: мы интересуемся внутренним миром лишь того конкретного человека, который интересует нас сам по себе, в котором нас интересует абсолютно все. Так бывает, когда влюбляешься, особенно – впервые. И об этом также повествует роман Марка Твена. Так бывает и тогда, когда читаешь интересную книгу (а неинтересную – зачем читать?).
Так что не забудем, говоря с детьми о литературном герое, его портретной характеристике и внутреннем мире, показать и доказать (прежде всего – своим собственным искренним увлечением романом, его веселым смехом, светлой иронией, верой в человечность), что чтение – это один из видов любви.
Таким образом, уроки по изучению "Приключений…" должны быть построены по схеме, которая позволила бы детально анализировать избранные главы по мере чтения или перечитывания самой книги. Каждый урок должен включать в себя элементы пересказа учащимися тех эпизодов, которые детально разбираются в классе не будут.
Главной задачей учителя на этих уроках остается "заразить" ребят Марком Твеном, его юмором, мудростью и неподдельной любовью к людям.
С началом изучения "Приключений Тома Сойера" и затем, после небольшого перехода, с обращением к большой повести Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок" школьники впервые приступают к тщательной работе над большими эпическими произведениями. Такой работы не было в начальной школе. Поэтому в работе над двумя большими эпическими произведениями в 5 классе мы должны ставить перед собой такие общие цели:
- воспитывать уважение к целостности художественного текста;
- бороться с практикой "пересказа из третьих рук";
- превратить повседневное продвижение "от урока к уроку – вслед за автором" в увлекательную жизнь с произведением и его героями.
Результатом последовательного воплощения в жизнь этих целей и будет исполнение главной задачи уроков литературы, состоящей в воспитании читателя.
УРОК
Тема: Марк Твен. "Приключения Тома Сойера". Жизнь городка и приключений друзей. Их смелость, предприимчивость, верность дружбе.
Цель: вызвать интерес к чтению и обсуждению романа; дать понятие о портрете и его роли в художественном произведении; развивать навыки краткого пересказа, умение не упустить главного в пересказе; показать ученикам, что герои повести, отличаются живым воображением, любознательностью, инициативой, душевным благородством; воспитывать стремление уважать людей, видеть в человеке - человека, а не его социальный статус и, конечно же, уметь посмотреть на себя со стороны.
Оборудование: текст повести, портрет Марка Твена, иллюстрации к повести.
Автор: Кузнецова С. А., учитель російської мови та літератури, школа № 10, м. Ізмаїл Одеської обл.
Триває завантаження