Художественный образ в декоративном искусстве и архитектуре

Тема урока: Урок -путешествие «Сорочинская ярмарка». Народные промыслы.

Цели урока:

  • систематизировать знания учеников в области ДПИ , раскрыть понятие декора как способа наполнения и обобщения формы, усовершенствовать на вык декорирования предметов, ознакомить с народным праздником «Сорочинская ярмарка»
  • развивать образное мышление, ассоциативную память пространственное представление, наблюдательность, зрительную память, тактильные чувства,, фантазию Развивать умение и навыки компоновки основных элементов росписи;
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.

Задания, заложенные в основное содержание урока:

  • ознакомление с народными традициями(проведением Сорочинской ярмарки)
  • особенности декорирования предметов ДПИ
  • создание украинского народного декора в традиционных  предметах быта.

Методы и приемы использованные учителем на уроке: рассказ, комментарий, беседа, демонстрация наглядности, организация восприятия познавательной и практической деятельности учащихся, активизация изобразительной деятельности, педагогические наблюдения, сравнительный анализ.

Виды деятельности учащихся на уроке: восприятие, познавательная, оценочная, художественно-практическая, творческая.

Оборудование:

1. Технические-музыка, мультимедийный экран.
2. Таблицы поИЗО.
3. Выставка народных игрушек.
4. Образцы работ.
5 Макет украинской хаты.
6. Фотографии Сорочинской ярмарки.
7. Карта Украины.
8. Запись словарного минимума.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Учительвстречает детей на пороге кабинета. Кабинет обставлен по промыслам Украины с вывеской «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА» и «ГОРОД МАСТЕРОВ»

УЧИТЕЛЬ:

Спешите. спешите, спешите!
На ярмарку нашу зайдите!
Все приходите, с друзьями,
Мы рабы увидеться с Вами!
Чудесные ждут Вас гостинцы:
Колечки на ваши мизинцы,
 Картины, кувшины, горнятки,
Бегите скорее, ребятки!
Цветами горят вышиванки,
Для девочек - бусы-баранки,
Для мальчиков - дудочки -чудо,
А вот расписная посуда,
И для честного народа,
Из сада и огорода,
Щедрых подарков гора
Радуйся, пой детвора!
играйте ,шутите, танцуйте,
Участвуйте и рисуйте!

Театрализаця ярмарки:

Свистульки для девчонок!
Свистульки для  мальчишек!
Подарки детишкам
Девчонкам и мальчишкам!

- Пряники, пряники, Вкусные пряники!
А кто пряники не купит, тот будет выше пупа!
- А кто пряник сразу съест,
Вырастит на метров шесть.

-Яблочки, яблочки, купите очень очень вкусные яблочки!
-А почему они такие дорогие?
-Так с чужого сада взятые!

-Кумушка, а почему же ваша курка такая синяя?
-Узнали бы свою цену ,тоже посинели бы!

-Эй взрослые и дети,
Скорей идите к нам!
Здесь у нас такие бары,
разнообразные товары!

Учитель:

Заходите гости на ярмарку нашу,
садитесь поудобней, будем начинать мы!

2.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как вы думаете, что же на ярмарке будем делать мы?

Что же нас на уроке ИЗО так привлекает в Сорочинской ярмарке на Полтавщине?

И что же мы там будем делать?

3.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

4.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Более 300 лет в Полтавской области в селе Сорочинцы проводится ярмарка: когда урожай собран и каждый приносил на продажу все, что уродило. И чего здесь только не было помидоры и яблоки, лук, арбузы и тыквы, кувшины и куманцы, свистульки и пряники, рушники и игрушки, мед и живность.

Одни везут, чтобы продать, другие едут, чтобы купить, третьи едут, что бы душой отдохнуть, на других посмотреть, себя показать.

Но мы зайдем в город МАСТЕРОВ.

Сюда привозят свои работы народные мастера со всей территории Украины. Давайте вместе посмотрим что здесь есть(учитель перечисляет предметы и называет его Родину) Каждый предмет имеет 2 предназначения: быть украшением жилища и предметом повседневного быта. Обратите внимание что все эти предметы украшены и на них есть декор, характерный именно для этой местности, региона. Каждый предмет оригинальный, неповторимый, поражает богатством и разнообразностью форм, необычным украшением, орнаментом.

А знаете ли вы, что язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письмености. Орнамент старше всех произведений искусств.

Вот такие линии были найдены на кувшине, которому 5 тыс. лет. Ученым удалось разгадать эти загадочные линии. Оказывается, что многие элементы древнего орнамента связаны с представлениями древнего человека об устройстве мира. Волнистая линия - символизирует воду, а ////////-изображение дождя --------,----------.------ ----символ земли. что же это за орнамент? А древние земледельцы как бы говорили: «Пусть пойдет дождь на землю».

На писанке, рушниках мы можем увидеть вот такой женский образ, стилизованный образ с поднятыми руками вверх. Это образ Богини-Берегини, образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и матери земли и матери всей природы. По представлению древних людей земля была живым существом, оберегала человека от злого. Образ солнца всегда использовали и древние люди и используют сейчас народные мастера.

Упражнение:

Нарисуйте свой орнамент  и подумайте что он означает.

Но вернемся к нашей ярмарке в город Мастеров. Мои помощники представят вам свои изделия и расскажут о них.

ПЕРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ.

Декоративная роспись на Украине традиционно использовалась для росписи стен, украшения мебели, керамики ткани.

На степных просторах Днепропетровщины широко раскинулось село Петриковка, которая знаменито  во всем мире своим искусством росписи предметов быта, украшения стен домов. Яркие краски добывают из сока растений и добавляют к нему яичный желток. Краски делали из травы. Буряка шелковицы, вишни.

Главным в росписи есть мазок, использовать его можно в росписи цветов, птиц, листвы. Применяют также и пальчик, чтобы нарисовать калину, рыбину, виноград.

КЕРАМИКА

Гончары, которые занимаются керамикой называют глину «СВЯТОЙ ЗЕМЛЕЙ». Они изготовляют посуду, которая вносит в обыденную жизнь красоту. Макитры, куманци, глечики все их украшали цветным ярким орнаментом. Использовали роспись с элементами растений. Сочная роспись придает предметам праздничности. На Украине есть центры в которых изготовляют гончарные изделия - Косов и Опошня.

УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИГРУШКА

Первым создателем игрушки был сам ребенок, а ему помогали родители. Умельцы - родители стали объединяться в артели и создавать игрушки в лучших народных традициях. Народные игрушки бывают деревянные, глиняные, сырные, соломенные, с теста.

Они отличаются друг от друга цветом, формой, узорами, техникой исполнения в соответствии с регионом. Самыми распространенными глиняными игрушками являются Опошнянские и Косовские. Это свистульки их украшали простым ярким орнаментом, крест, круг, символами солнца, на темно-коричневом фоне (цвете земли) желтыми, белыми, красными красками расписывали глиняные игрушки.

ВЫШИВКА

Издавна в руках народных умельцев простой кусочек домотканого полотна превращался в настоящее произведение искусства. Вышиванием, как правило, занимались все женщины, это был один из самых распространенных домашних промыслов.

Вышивали рубахи, юбки, рушники .Вышивали рубахи, юбки, рушники. Узоры на рушниках - это символы. Ромб с точкой посередине - засеянное поле, вазон с цветком -дерево мира.

Женская фигура-знак Берегини, богини домашнего очага. На Украине зафиксировано более 100 техник вышивания, но самые распространенные является гладь и крестик.

5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Ребята, а вы знаете, что на Сорочинской ярмарке гости всегда могут поучиться расписывать предметы быта, которые изготовили мастера. В каждой бригаде есть бригадир, который покажет вам какой орнамент необходимо использовать в соответствии с вашим промыслом, какие цвета вам понадобятся, как проводить мазки.

Я желаю вам творческих успехов и напоминаю вам одну пословицу: «кто поспешит, то людей насмешит» .Это значит что ваши работы должны быть выполнены аккуратно и красиво.

6. ИТОГ УРОКА

Звучит песня «ЭТО ЯРМАРКИ КРАСКИ»

-Вот и подошло наше путешествие в СОРОЧИНЦЫ к завершению. Какие виды народных промыслов вы выполняли?

- Чтобы ваше изделие было красивым, чем его необходимо украсить?

- Какие элементы орнамента вы запомнили на сегодняшнем уроке?

- Давайте покажем нашим гостям ваши изделия и как на любой ярмарке мы предложим им купить их за символическую цену.

Урок прошел, прощаться жаль!
Но с ярмарки, и без подарка???!!!
Еще никто не уходил!
Работали вы вместе с нами,
Вас угощаем пирогами!
Ну а детишкам -сладкоежкам,
Конфеты вкусные с орешком!

(учитель предлагает угощения детям и гостям.)

Автор: Ланина Ирина Васильевна, учитель изобразительного искусства, Харьковской ООШ № 150.