Сквозь гендерные очки

Цель: уяснить содержательное наполнение понятия «гендер», рассмотреть проявления гендерных стереотипов /и примеры их опровержений/ в художественной литературе, ознакомиться с основами гендерно-правового законодательства Украины

Учитель правоведения : Даже без специальных исследований легко заметить, что уже за один-два года слова «гендер», «гендерная политика», «гендерное равенство» органично вошли в деловую речь госслужащих, депутатов, а также обычных граждан и гражданок. Проще говоря, после принятия Закона Украины «Об обеспечении равных возможностей женщин и мужчин» (от 8 сентября 2005г.), вопрос «А что же такое гендер?» приходится слышать все реже.  Но в действительности ли известно нам значение этого общеупотребляемого слова? Сейчас я попрошу учеников и учениц дать свое определение этому понятию.

Проводится блиц-опрос, в ходе которого могут быть озвучены следующие варианты на тему:

Гендер - это

  • равенство между мужчинами и женщинами;
  • «женский вопрос»;
  • борьба женщин против мужчин;
  • борьба женщин за равные с мужчинами права;
  • американское слово, призванное навязать украинцам американский феминизм и т.д.

Учитель литературы: Гендерный подход является относительно новым направлением общественного развития, что обуславливает недостаточную определенность форм и методов его введения как в законодательство, так и в социальную практику. Понятие «гендер» было введено в социальные науки лишь в 70-х годах ХХ в. В его основе лежит греческое слово «генос», которое означает происхождение, материальный носитель наследственности. В близком значении оно соответствует такому понятию как «род», «опыт рода». Сам термин «гендер» имеет англоязычное происхождение и означает социальную конструкцию пола, распределение социальных ролей между представителями обоих полов в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями: экономическими, политическими, социальными, культурными и психологическими, которые наблюдаются на локальном, национальном и международном уровнях.

Учитель правоведения: По результатам социальных наблюдений и данным государственной статистики, дискриминация по половому признаку наблюдается во всех сферах украинского общества. В органах законодательной власти женщины составляют всего 8,5%, заработная плата женщин почти на 1/3 меньше мужской, безработных женщин гораздо больше, чем безработных мужчин, женщина работает фактически на 4-6 часов больше, чем мужчина. Работа в домашнем хозяйстве не учитывается как производительная. Вместе с тем в стране резко обострились проблемы мужчин. Мужская безработица растет более быстрыми темпами, чем женская. Мужчины выходят на пенсию на 5 лет позже, чем женщины, хотя длительность их жизни на 12 лет меньше. Такие болезни как туберкулез, алкоголизм, наркомания, и такое явление как суицид царствуют преимущественно в мужской среде. Особо актуальной является проблема сохранения репродуктивного здоровья мужчин.

Как видим, введение гендерных аспектов в формирование законодательства Украины - это вопрос социальной справедливости, решение которого необходимо для обеспечения равноправного и устойчивого человеческого развития путем применения наиболее результативных и эффективных методов государственного вмешательства. Следует подчеркнуть, что стратегия интеграции гендерных аспектов в законодательство должна сопровождаться стратегией обеспечения того, чтобы условия управленческой деятельности гарантировали равные права и возможности и одинаковое отношение как к женщинам, так и к мужчинам, т.е. необходимо обеспечить учет гендерного аспекта не только на законодательном, но и на бытовом уровнях. Серьезным препятствием на пути у последнего выступают гендерные стереотипы.

Учитель литературы: Стереотип (гр. stereos - твердый, пространственный + typos - отпечаток) в переносном смысле (а это то, что нам надо) означает следующее: неоригинальный, копирующий, сделанный по шаблону. Под гендерными стереотипами следует понимать набор консервативных, общепринятых норм и суждений, которые касаются статуса женщин и мужчин, норм их поведения, мотивов, поступков и характера потребностей. Базисом для данных стереотипов служит общепринятое представление о женственности и мужественности, о мужчинах и женщинах.

Учитель обращается к ученикам с просьбой помочь ему составить следующую таблицу:

Женственность - это

Мужественность - это

Мягкость

Решительность

Нежность

Самостоятельность

Опрятность

Независимость, в т.ч. финансовая

Ласковость

Храбрость, отвага

Верность

Благородство

Стыдливость

Готовность к подвигу, воинственность

Умение дорожить дружбой и любовью и т.д.

Умение нести ответственность за судьбы других людей и т.д.


После чего учитель обращается к классу с вопросом, о том, может ли женщина быть независимой, решительной, храброй, нести ответственность за судьбы других людей, а мужчина, в свою очередь, быть мягким, верным, стыдливым, нежным и др. Получив утвердительный ответ, учитель делает акцент на том, что подобные ситуации (когда мужчине были присущи исконно «женские» черты) наблюдаются не только сейчас, но они имели место и ранее, в 17в. И приводит конкретный пример, зачитывая отрывок из романа Дж.Остен «Доводы рассудка».

- Я считаю капитана Бенвика очень милым молодым человеком, и, думаю, он человек безукоризненно честный.

- Ох, ну да, кто же скажет хоть слово против капитана Бенвика! Правда, он всего только капитан третьего ранга, прошлым летом произведен, а сейчас уж не те времена, не продвинешься, но других недостатков за ним я не знаю. Отличный, добрый малый, уверяю вас; прекрасный боевой офицер, а ведь поглядишь на него, тихоню, и ничего такого не скажешь.

- Право же, вы ошибаетесь, сэр; по задумчивости капитана Бенвика я вовсе не заключаю о недостатке в нем храбрости. И, на мой взгляд, он очень привлекательный человек и всем, я думаю, должен нравиться.

- Ну хорошо, хорошо, дамам, как говорится, виднее; но, по мне, Джеймс Бенвик чересчур уж тихоня. Хотя, может быть, мы с Софии и пристрастны. Ничего не поделаешь, Фредерик нам больше нравится. Как-то он нам больше по вкусу.

Энн попалась. Она всего лишь намеревалась оспорить ходячее мнение о том, что нежность и храбрость - вещи несовместные, ничуть не желая выставлять капитана Бенвика образцом всяческих совершенств...

Стереотип о том, что мужчины менее эмоциональны, чем женщины, обходится человечеству слишком дорого. Например, украинских мужчин он лишает 12 лет жизни /именно такой является разница в средней продолжительности жизни мужчин и женщин/. Мальчика сызмальства приучают к тому, что он должен сдерживать свои чувства, не плакать. А как писал выдающийся хирург Пирогов, «невыплаканные слезы заставляют плакать внутренние органы». Таким образом, ранние инфаркты и инсульты у мужчин - это прямое последствие стереотипного представления о «мужской черствости».

Учитель правоведения: Еще одним расхожим стереотипом является то, что женщины имеют более низкие интеллектуальные способности, нелогичное, иррациональное мышление и, как следствие, более низкую профессиональную компетентность. Отсюда - распространенное представление о женщинах как худших работниках на ответственных должностях и в интеллектуальных профессиях. На самом же деле, не только исследования психологов, но и сама жизнь доказывает ложность этого утверждения. Сегодня представители обоих полов могут на равных демонстрировать  высокие умственные и организационные способности. А вот создает ли общество для этого равные условия - отдельный вопрос. Согласно статье 6 Закона Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» запрещается дискриминация по половому признаку. И все же, взяв в руки газету с объявлениями о работе, мы тут же сталкиваемся с проявлениями нарушения этого закона, например (учитель зачитывает следующее объявление): «На постоянную работу нужен воспитатель детского сада. Требования: женщина, от 25 до 55 лет, среднее специальное образование» или же «Нужен репетитор по английскому языку - воспитатель для ребенка (мальчик 6 лет), молодая, опрятная женщина (можно студентка) приятной внешности, с высоким уровнем интеллекта» и т.д.

Учитель литературы:

Учитель зачитывает отрывок из романа Дж.Остен «Эмма» и предлагает ученикам  законспектировать те стереотипы, которые они увидят в этом отрывке и их опровержение.

- Мне, право же, удивительно, мисс Вудхаус, что вы не замужем и в ближайшее время не собираетесь замуж! Такая очаровательная...

Эмма рассмеялась.

- Если я и очаровательна, Гарриет, это еще не причина выйти замуж, - отвечала она, - тут надобно счесть очаровательными других - по крайней мере, одного. И мало сказать, что я не собираюсь замуж в ближайшее время, - я вообще не намерена идти замуж.

- Ах, это лишь слова, им нельзя верить.

- Чтобы соблазниться замужеством, мне еще надо встретить человека, превосходящего достоинствами всех, кто встречался мне доныне...Перемена в жизни не принесет мне лучшего, чем то, что я имею. Заранее знаю, что выйдя замуж, раскаялась бы в этом.

- Возможно ли!.. Как странно слышать от женщины такие рассуждения (один из гендерных стереотипов - авт.)!

- У меня нет причин, обыкновенно побуждающих женщин к замужеству. Ежели б я полюбила - тогда, конечно, другое дело! Но я никогда не любила и уже вряд ли полюблю, это не в моем обычае и не в моем характере. А без любви менять такую жизнь, как моя, было бы просто глупо. Богатства я не ищу, занятия себе не ищу, положения в обществе тоже - все это есть у меня. Редкая женщина, я полагаю, чувствует себя в доме мужа столь полновластной хозяйкой, как я - в Хартфилде, и никогда, никогда ни один мужчина не любил бы меня так преданно, как мой отец, ни для кого я не была бы так важна, как для него, всегда права и всегда на первом месте...

- Но вы все-таки будете старой девой! А это так ужасно! (еще один гендерный стереотип - авт.)

- Не беспокойтесь, Гарриет, бедной старой девой я не буду, а лишь при бедности презренно безбрачие в глазах света. Незамужняя женщина, стесненная в средствах, нелепа, противна - она-то и есть старая дева, извечная мишень для насмешек детворы! Но незамужняя дама с состоянием внушает уважение, ничто не мешает ей быть наравне с другими не только приемлемым, но и приятным членом общества.

В конце дискуссии учитель резюмирует: женщина всегда ассоциировалась с берегиней мира и согласия в семье, обществе, в то время как мужчина выступал добытчиком. В этом отрывке мы наблюдаем опровержение расхожего стереотипа, как то: Незамужняя женщина, стесненная в средствах (т.е. женщина без добытчика), нелепа, противна - она-то и есть старая дева, извечная мишень для насмешек детворы! Но незамужняя дама с состоянием (когда роль мужа выполняют деньги) внушает уважение, ничто не мешает ей быть наравне с другими не только приемлемым, но и приятным членом общества.

Какие еще Вы можете назвать литературные примеры, развенчивающие гендерные стереотипы?

Далее ученики и ученицы читают стихотворения, опровергающие гендерные стереотипы.

Ученик(ца) 1 (развенчание стереотипа о роли добытчика, присущей исключительно мужчине).

Читается стихотворение Е.Руни «Розы в салате»

Розы в салате

Ночь. Ресторан. Мы с тобой визави.
Будешь опять говорить о любви.
За руку нежно и робко держать.
И от желания страстно дрожать.
Знаю, ты голоден. Сделай заказ.
Ты говоришь, что есть розы в заказе.
Сонный гарсон, не открыв своих глаз,
Что-то несет нам в серебряной вазе.
Желтая роза - эмблема тоски...
Желтая - значит, она из моркови.
Внутренне к нашей разлуке готова,
Скорбно жую я кусочек трески.
Алая роза - эмблема заката...
Алая - значит из помидоров.
Вилкою я ковыряю в салате.
И объясняю, как ты мне дорог.
Белая роза - эмблема больницы...
Луковый запах у лепестков.
Милый, не ешь! И слеза на ресницах...
Съел-таки. Плачем. Наверно, любовь...
Мне эти розы дороже пирожных,
Я этот вечер запомнить хочу.
Вижу, крадешься к двери осторожно.
Ладно, иди, я сама заплачу.

Ученик(ца) 2 (ситуация «ДО»: развенчание стереотипа о решительности мужчин, литературное подтверждение назревших проблем преобладания мужских суицидов)

Читается стихотворение С.Тендитного «Две звезды»

Две звезды

Она рыдала. Билось сердце.
Ей было больно, и в огне
Она, не зная, понимала,
Что это было не во сне.
За пару дней она успела
Глазами сжечь его до тла,
Но лишь одно ей было ясно:
Они уедут навсегда.
Взглянув ей в след, он улыбнулся.
Слезами горю не помочь...
Она к нему не обернулась.
Ей очень больно. В сердце ночь.
Он вспоминал одно мгновенье -
Прикосновение руки.
В глазах молчанье... Только лето
Шепнуло: "Вам пора идти!"
И что же делать? Как остаться?
Зачем исчезнуть, как тогда,
И почему немое сердце
Никак не скажет слова да?
Но, заглянув в глаза надежде,
Она прочла его слова:
"Мне очень жаль... Пора прощаться.
Прощай навеки, навсегда!"
Но он соврал, сказал неправду.
Он так боялся рассказать,
Что он готов без сожаленья
Кусочек сердца ей отдать.
И лишь во сне она услышит
Слова его: "Не уходи!!!
Я так люблю тебя! Ты слышишь?
Прости меня, молю прости!"
Но это сон, а где же правда?
И как найти пути назад?
Как же понять, что будет завтра?...
Но он берет соленый яд!
И по щеке рекою слезы,
А в памяти её глаза.
Он её любит, ею дышит,
Но все исчезло навсегда.
И он к губам подносит чашу,
Он говорит: "Пью за любовь!!"
И лепестками роз увядших
Все вдруг исчезло... Стынет кровь.
Она проснулась и узнала...
Зачем ей жить? Все не пройдет...
Она одно лишь понимала,
Что без него с ума сойдет.
Да! Время лечит, лечат слезы,
Но слезы - это лишь вода,
А как же сердце? Как же сердце?!!
Оно остыло, как вода...
Настала ночь. Она уснула.
И вдруг остановился пульс...
Она погибла одиноко,
Погибло чувство, ну и пусть.
Но знает мир, что где-то были
Её влюбленные глаза,
Из-за которых он решился
Расстаться с жизнью на всегда.
Прошли века, тысячелетья...
Но где-то в небе две звезды
Живут, и шлют сюда, на землю
Свои прозрачные лучи.
И лишь сейчас на темном небе,
Когда ручьем ушли года
Он скажет ей без сожаленья:
"Да! Я люблю! Люблю тебя!»

Ученик(ца) 3 (ситуация «ПОСЛЕ», что было бы, если бы гендерные стереотипы были вовремя нарушены)

С.Тендитный

Она молчала. Он молчал.

Она молчала. Он молчал...
Бежало время незаметно.
Весна... Зима... Опять весна...
Друг друга ждали безответно.
Два сердца в такт, глаза в глаза,
Но между сотен километров
Его слеза, её слеза,
И у вопросов нет ответов.
Роняет листья листопад,
Запрятав солнце облаками.
Стирая память неспеша,
Друг друга жалили словами.
Стеною шумная толпа
По улицам текла ручьями.
Шагали стрелки в никуда.
Шел день за днем... Они молчали...
Она - на север, он - на юг...
Дорогам не дано сомкнуться,
Но, обойдя весь шар земной,
Она и он пересекутся.
Давно затертое до дыр,
Немое фото на обложке.
Улыбки, шутки и мечты -
Все это было понарошку.
В окне знакомом гаснет свет.
Качели по ветру играют...
То вверх, то вниз; то да, то нет.
Они молчат... Они не знают.
Холодным ветром бьет метель,
И не о нем она мечтала.
Сверкал камин, играл CD,
А он молчал. Она не знала...
Он просыпался по утру,
Пытаясь все начать с начала.
Писала письма не ему,
А он не знал. Она молчала...
Все изменилось, все прошло,
И снова встретили друг друга.
Горячий чай в пустом кафе,
А за окном бушует вьюга.
"Привет. Ты как? Ну как дела?"-
Они о прошлом вспоминали.
Болтали вместе неспеша,
Но об одном они молчали.
Её увозит в ночь такси,
Он на подземке, как обычно.
Но боль пульсирует в груди,
Для них она давно привычна.
Беспечный бриз, полночный стон,
Холодный дождь, пустой причал.
По морю проплывал паром.
Она молчала. Он молчал.

Смешно... Не так ли? Да, смешно!
Но режет раны, как кинжал.
Он должен был произнести
Всего три слова, но молчал.

И на губах его печать,
И он молчит за годом год.
Она сказала: "Я люблю!!!",
И между ними тает лед...

Учитель правоведения: После приведенных литературных примеров может сложиться впечатление, что гендерной политикой пропагандируется не равенство мужчин и женщин, а приравнивание женщин к мужчинам в иерархическом патриархальном обществе: т.е. женщина должна отвечать «мужскому образцу». Однако это далеко не так. Не зря ведь девизом гендерной политики является «Мы разные. Мы равные». Это подразумевает и статья 6 Закона Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», делая следующую оговорку относительно половой дискриминации.

Не считается дискриминацией по половому признаку:

  • специальная защита женщин во время беременности, родов и грудного вскармливания ребенка;
  • обязательная срочная военная служба для мужчин, предусмотренная законом;
  • разница в пенсионном возрасте для женщин и мужчин, предусмортенная законом;
  • специальные требования по охране труда женщин и мужчин, связанные с охраной их репродуктивного здоровья;
  • позитивные действия.

И, хотя некоторые пункты исключений в контексте гендерной политики (в частности, 2 и 3) являются спорными, но именно они на данный момент призваны обеспечивать соблюдение гендерного баланса в нашей стране. Изменится общество, изменяться стереотипы, изменятся и законы.

Учитель литературы: А рецепт изменения гендерных стереотипов выглядит следующим образом: 1) ознакомиться с основами гендерной теории и попробовать смотреть на мир сквозь «гендерные очки»; 2) научиться отличать стереотипные представления и клише от реальной жизни; 3) все время следить за собой, чтобы не воспроизводить стереотипы, а относиться к людям и окружающему миру вдумчиво и без предубеждений; 4) научить пунктам 1-3 хотя бы нескольких своих друзей.

Итоги урока:

Учитель зачитывает отрывок из романа Дж.Остен «Нортенгерское аббатство»:

- Я иногда задумываюсь, - с сомнением сказала Кэтрин, - верно ли, что женщины пишут письма лучше мужчин. Говоря по правде, я не уверена, что в этой области превосходство всегда принадлежит моему полу.

- Насколько я способен судить, женщины пишут письма, как правило, безукоризненно... Если только не принимать во внимание трех мелких недостатков.

- Каких же именно?

- Бессодержательности, полного невнимания к пунктуации и частых грамматических ошибок.

- Ах, вот как? Вашу похвалу, оказывается, вовсе не нужно оспаривать. Вы не придерживаетесь о нас в этом вопросе слишком высокого мнения.

- Отныне я не буду считать неопровержимым, что женские письма лучше мужских, так же как и то, что женщины лучше поют в дуэтах или лучше рисуют пейзажи. В любом деле, определяемом вкусом, превосходство делится между обоими полами равномерно.

После того, как ученики прослушают данный отрывок, им раздаются листики с двумя стихотворениями. Их задание - определить, какое стихотворение написано женщиной, а какое - мужчиной, при этом аргументировав свою точку зрения. В начале следующего урока подводятся итоги, анализируются результаты и делаются выводы.

Образцы стихотворений для раздаточного материала:

Двойнос Анна

Былое

Я на развалинах стою,
В которых раньше жизнь бурлила
И в воду мутную смотрю,
По коей корабли ходили.
Передо мною небосклон,
Которому поклоны били
А под ногой земля лежит,
Которую все так любили.
Тут раньше замок был огромный,
Здесь праздновались все пиры.
И дамам рыцари здесь пели
Причудливые колыбели.
Тут кони бегали стадами...
Играли, пели, танцевали
Затейливые шутники.

Монахи Богу воссылали
Молитвы дивные свои.
Здесь ведьмы ночью колдовали.
Мечи добротные ковали...
И ветер с дальних стран летел
На этот дивный мир смотрел.
Сейчас же тут лишь груды камней,
И речка с омутом своим...
Скелеты глубоко зарыты
Во твердь вот этой вот земли.
Никто не вспомнит, что тут было.
Все позабыли о былом.
Былое ж нас не позабыло.
Оно придет. Но уж потом...

Плачущий клоун

Сергей Тендитный

Белая гримаса на его лице.
Он играет сказку, а ей много лет.
Жизнь и смех народа стали за одно...
И слеза упала на ладонь его.
В этом старом цирке в даль летят года.
Он улыбки дарит всем день ото дня.
Но едва укроет он рукой лицо,
По лицу и маске слезы льют ручьем.
Но однажды клоун на глазах у всех
Грубо уничтожит сладкий детский смех.
В этот день последний он предаст судьбу,
И рукою левой снимет маску ту...

На лице на этом нет улыбки, нет....
Только слезы! Слезы.... Их размытый след.

Автор: Болдырева Екатерина