Моя майбутня професія. Заняття з профорієнтації. 8 клас (Рос. мова.)

Тема занятия: «Моя будущая профессия». Воспитательный час по профориентации для учащихся 8-х классов с участием практического психолога.

Цель. Привлечь внимание к проблеме осознанного выбора профессии с учетом потребностей; расширять у у чащихся знания о мире  профессий; развивать способности соотносить внешние характеристики людей с их профессиями; факторами, которые влияют на выбор профессии. Способствовать развитию у школьников ценностных представлений и ориентаций, отражающих специфические навыки и умения. Создание условий для практической пробы сил в намеченной модели  достижения своей цели.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Учитель. Один мудрец сказал: «Счастье - это когда хочется идти на работу, а вечером идти домой». Просто, правда? Но только на первый взгляд.

Вы наверняка встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Но это для них понедельник - самый тяжелый день. Это они радуются даже болезни: можно побыть дома и не ходить на работу. Это они нет-нет, да и скажут со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию».

Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно...

Продолжите фразу и запишите на листочке.

2. Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» (читать стихотворение можно предложить участникам занятия).

В стихотворении В.Маяковского говорится  только о малой доли профессий, которые существуют. Следующее упражнение поможет нам вспомнить как можно больше профессий.

3. Игровое упражнение «Профессия на букву». Проводит практический психолог.

Цель. Расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Время проведения. 5-15 мин.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге).

Инструкция. Сейчас будет названа какая-то буква. Ваша задача - показать, что вы знаете много профессий, начинающихся на эту букву, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.

4. Упражнение «Самая - самая».

Цель упражнения - повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.

Основные этапы (Упражнение проводится в круге).

Сейчас вам будут предлагаться необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, наибольшей степени данной характеристике соответствуют.

Психолог. Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое решение, а зачастую сложившееся или разбитые судьбы. Активная, творческая жизнь или пассивное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условие человеческого счастья. Кем быть? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик без исключения. Кто я? Чем я отличаюсь от других людей? Кем мне быть в профессиональном плане?

5. Упражнение «Выбор профессии».

Учитель. Ребята, как вы думаете, что влияет на выбор профессии?

Практика показывает, что на выбор профессии влияет много факторов, а какие мы с вами сейчас попробуем определить.

6. Упражнение «Автопортрет».

Цель упражнения - повысить у учащихся способность соотносить внешние характеристики людей с их профессией.

Задание. Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен занимать весь лист, изображать нужно только лицо. Желательно нарисовать свой портрет быстро, как бы на одном дыхании. Подписывать не нужно.

Психолог перемешивает листки и говорит новое задание. «Посмотрите на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен и с обратной стороны листка напишите профессию, которая подходит на ваш взгляд. Затем листок передай соседу, который тоже пишет профессию. И так пока листки с портретами пройдут весь круг».

Ведущий собирает портреты, перемешивает их и начинает подведение итогов.

7. Игра «План действий».

Цель. Создание поэтапной модели достижения своей цели.

Каждый ученик получает лист бумаги с изображением лестницы.

Учитель предлагает составить план действий, т.е. модель достижения цели своей мечты, а именно получить желаемую профессию. Действия запишите в бланке.

В конце работы идет обсуждение.

8.Подведение итога занятия

Закончите предложение. «Мое будущее зависит...».

Автори: Акопян С. А., класний керівник, учитель фізики та математики; Мащенко А. Ю., практичний психолог, Артемівська школа № 10, Донецька обл.